Коллектив физической культуры – как форма воспитания Внутри спортивного коллектива образуются малые группы, в которых складываются межличностные, групповые и более широкие социальные связи, влияющие на поведение и социальное формирование членов коллектива. Характер влияния коллектива на его членов зависит от нравственных норм и отношений на основе которых он функционирует.
Признаки сформированности коллектива:
1) единство интересов и целей;
2) мотивация к совместной деятельности;
3) психологическая совместимость;
4) деловая сплоченность;
5) взаимоответственность;
6) единство этических норм и критериев.
Главный признак – коллективизм (как гармоническое совпадение личных и коллективных линий поведения во имя общей цели).
Тема 2 Формы занятий физическими упражнениями
План
2.1 Урочные формы занятий физическими упражнениями
2.2 Неурочные формы занятий физическими упражнениями
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенными взаимодействиями занимающихся и преподавателя (тренера, судьи), а также соответствующими условиями занятий.
2.1 Урочные формы занятий физическими упражнениями(рисунок 3)
Признаки урочных форм:
| а) наличие педагога;
б) постоянный состав занимающихся;
в) однородность состава занимающихся;
г) наличие расписания;
д) разнообразие методов обучения и воспитания;
е) использование коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
ж) занятия строятся по общепринятой структуре
| КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
| |
1 ПО ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
| Общего физического воспитания
| Специализированного физического воспитания
| Общего физического воспитания
| Общей физической подготовки
| Спортивной тренировки
| Прикладной физической подготовки
| Занятия с лечебной направленностью
|
|
|
|
| 2 ПО ПРЕДМЕТНОМУ СОДЕРЖАНИЮ
| Комплексные
| | Предметные (видовые)
|
|
|
|
| 3 ПО ОСНОВНЫМ СТОРОНАМ СОДЕРЖАНИЯ
(по решаемым задачам)
| а) по дидактическим задачам
| б) по воспитательным задачам
| в) по оздоровительным задачам
| С образовательной направленностью:
–вводные; – изучение нового и совершенствование;
– контрольные;
– комплексные
| С воспитательной направленностью:
– избирательные; – многосторонние; – контрольные
| С оздоровительной направленностью:
– общеразвивающие; – компенсаторные; – восстановительные
| | г) комбинированные уроки, где решаются все три группы задач
| | | | | | | | | | | | | | | Рисунок 3 –Урочные формы занятий физическими упражнениями
Структура занятия – относительно постоянный порядок построения каждого отдельного занятия, закономерная последовательность его частей.
Структура урока физической культуры состоит из подготовительной, основной и заключительной части (рисунок 4). Как правило, каждый урок физической культурой связан с физической нагрузкой, ее нормирование и показатели работы в различных зонах мощности можно увидеть в таблицах 2 и 3, а эффективное сочетание и последовательность воспитания физических качеств в таблице 1.
Таблица 1 – Рациональное сочетание и последовательность развития различных физических способностей на уроке
Основная направленность урока – на развитие:
| Развитие других физических способностей:
| до развития основной
| после развития основной
| Скоростных способностей
|
(можно – координацию)
| все физические
способности, кроме
координационных
| Координационных способностей
| скоростные способности
| все физические способности, кроме скоростных
| Скоростно-силовых способностей
| скоростные и координационные способности
| силовые способности, гибкость и все виды выносливости
| Силовых способностей
| скоростные, координационные и скорост-но-силовые способности
| все виды выносливости и гибкость
| Силовой выносливости
| то же
| гибкость
| Общей выносливости
| любые физические способности
| гибкость
| Гибкости
| любые физические способности
|
|
|