Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лепка комбинированным способом

Рис. 44. Никита (4 г. 6 мес.). Белка

 

Кольцевой способ заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами. Как правило, этим способом выполняется различной формы посуда.

Рельефная лепка. Поделки, изготовленные этим способом, пред­ставляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). Рельефный образ нельзя уви­деть со всех сторон (как скульптуру), так как он всегда располагает­ся на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает простран­ственно с основой, а выходит за ее пределы. В зависимости от сте­пени несовпадения с плоскостью различают следующие виды рельефа:

- барельеф — изображение выступает менее чем на половину своего объема;

- горельеф — изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;

- контррельеф — изображение не выступает над основой, а, на­против, углубляется в нее.

Приемы лепки:

- сминание (обучение с раннего возраста);

- отщипывание (обучение с раннего возраста);

- прижимание (обучение с раннего возраста);

- раскатывание (обучение с раннего возраста);

- соединение (обучение с раннего возраста);

- скатывание (обучение с раннего возраста);

- вытягивание (обучение с младшей группы); -расплющивание (обучение с раннего возраста);

- сглаживание (обучение со средней группы);

- примазывание (обучение со средней группы).

Особенности обучения лепке

Ранний возраст

Образовательные задачи:

- познакомить детей с пластическими материалами, их свойствами и изобразительными возможностями;



- учить экспериментировать с материалами, пытаясь получить какой-либо результат;

- контролировать действия рук в процессе лепки;

выполнять простые приемы лепки;

- наносить элементарный рисунок (точки, полоски, ритмичные штрихи) стекой на медальон, выполненный из пластического материала;

- размазывать пластилин по картону;

- составлять целостный пластический образ из простых деталей комби­нированным способом.

 

Развивающие задачи:

- формировать чувство формы, пластики объемов, пространства;

- развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, вооб­ражение, внимание, память;

- формообразующие движения в процессе работы с пластическими ма­териалами;

- мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

- вызывать интерес к лепке;

- воспитывать аккуратность при работе с пластическими материалами и инструментами;

- умение выполнять определенные действия по словесной инструкции; -личностные качества (усидчивость, терпеливость, настойчивость);

- эстетическое отношение к процессу и результатам своего творчества;

Особенности обучения. Занятия с детьми раннего возраста целе­сообразно проводить по подгруппам, объединяя по 5 —6 человек. Одна из основных задач обучения детей раннего возраста — вызвать инте­рес к процессу экспериментирования пластическими материалами.

В ходе занятий важно пояснять все действия так, чтобы дети мог­ли видеть формообразующие движения, слышать их обозначение, тактильно чувствовать пластические преобразования. В раннем воз­расте лучше использовать пластилин испанской фирмы «Jove», его пластические свойства лучше подходят малышам для работы (он мягкий, экологически чистый, легко меняет форму, смешивается).

Несмотря на увлекательность занятий лепкой, не все дети сразу и с удовольствием откликаются на предложение поработать с пла­стическими материалами. Однако заставлять малышей нельзя, это окажет негативное влияние на их дальнейшую творческую деятель­ность. Важно в игровой форме привлечь детей, показать им вырази­тельные возможности пластилина, чудесные его превращения. Сто­ит на глазах у детей слепить какой-либо образ, как тут же у них появляется интерес к лепке.

Первые действия малышей напоминают больше игру, чем обуче­ние. Как только комочек пластилина или глины попадает в руки ребенка, он его мнет, перекладывает из рук в руки, присоединяет комки, размазывает по поверхности, пытается присоединить к нему мелкие предметы и т.д. Эксперимент с пластилином у каждого ре­бенка проходит по-разному, кто-то долго может играть, а кому-то это занятие быстро надоедает. Учитывая рассеянность внимания и бы­струю утомляемость детей, на занятие следует отводить не более 15 минут

Конечно, если малыши увлечены, не стоит их прерывать, так как это может снизить их интерес.

По мере того как дети знакомятся с материалами, учатся ими пользоваться, овладевают элементарными приемами лепки, можно переходить к фронтальным занятиям, направленным на формиро­вание пластического образа. Приемы обучения носят наглядно- действенный характер. Ребята сначала подражают действиям вос­питателя, повторяя формообразующие движения, а потом самостоя­тельно их применяют, пытаясь получить определенную форму. По­мимо подражания в процессе обучения важно учитывать принципы повторяемости инструкций и пояснений, вариативности в содержа­нии образов, лаконичности объяснения и показа. «Посмотрите, как комочек превращается в еловую шишку. Он сначала прячется между ладошками, а потом ладошки его раскатывают, вот так». Подобные пояснения необходимы при показе малышам на каждом занятии, и лишь в младшем возрасте они уже могут самостоятельно использо­вать некоторые умения в своей деятельности.

Занятия лепкой даже в раннем возрасте разнообразны как содер­жательно, так и технически. Дети могут выполнять работы по соб­ственному замыслу, когда они закрепляют приобретенные знания, навыки, комбинируя их в новых ситуациях по предложению педаго­га, с целью отработки отдельных умений. Обучение лепке хорошо начинать с обыгрывания того предмета (объекта), который надо изо­бразить. Например, малышам можно дать поиграть с игрушечным ежиком, чтобы они лучше почувствовали пластику его формы. Ежи­ки должны быть разными, только тогда дети смогут увидеть насколь­ко разнообразным может быть один и тот же предмет (объект).

Младший дошкольный возраст

Образовательные задачи:

- продолжать знакомить детей с пластическими материалами, их свой­ствами и изобразительными возможностями;

- учить преобразовывать материал для создания пластического образа несложной формы;

- разнообразным способам лепки в процессе экспериментирования с материалами;

- продолжать учить координировать действия рук и глаз в процессе леп­ки;

- использовать различные приемы лепки;

- наносить рельефный рисунок стекой на медальон, выполненный из пластического материала;

- учить размазывать пластилин по картону, создавая определенное изо­бражение в технике пластилинографии;

составлять целостный пластический образ, отражающий предмет, объ­ект окружающей действительности

- особенностям декоративной лепки в процессе рельефного изображения мотивов росписей, простых игрушек, предметов быта.

 

Развивающие задачи:

- продолжать формировать чувство формы, пластики и ритма объемов, конструктивности в образе;

- развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, вооб­ражение, внимание, память;

- продолжать развивать формообразующие движения в процессе работы с пластическими материалами;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

 

Воспитательные задачи:

- вызывать интерес к пластическому творчеству;

- воспитывать аккуратность при работе с пластическими материалами и инструментами;

- умение выполнять определенные действия по словесной инструкции и указаниям педагога;

- личностные качества (усидчивость, терпеливость, настойчивость, целеу­стремленность, творческую инициативность, активность, дружелюбие);

- эстетическое отношение к процессу и результатам творчества (своего и других детей).

 

Особенности обучения. У детей младшего дошкольного возрас­та пока еще недостаточно скоординированные движения рук. В про­цессе обучения (развитие изобразительной деятельности в лепке и развитие пластического творчества) педагог нацеливает детей на со­здание некоего образа в пластике. Для этого на каждом занятии с детьми проводится тщательное обследование скульптуры малой фор­мы, которая раскрывает ту или иную тему.

Обучение направлено прежде всего на развитие пластических умений, овладение разными способами, приемами лепки. Все это становится опытом, который ребенок может свободно использовать в самостоятельной деятельности. Однако для того чтобы ребенок умел варьировать свой опыт, его нужно научить соотносить действия с характером образа, с материалом, из которого предполагается его выполнять. С целью формирования точных формообразующих дви­жений в этом возрасте допускается совместная отработка приемов, когда педагог берет руки малыша и детально показывает последова­тельность их движений.

Интерес у детей можно вызвать, обращая их внимание на образ­ность изображаемого предмета, например, «клюв у цыпленка ма­ленький остренький, как семечко от подсолнуха, а лапки у него, как лепешечки...»

В качестве средства развития творческого воображения можно предложить детям довести до образа заготовку из пластического ма­териала. В процессе творческого поиска детей важно поддерживать их в стремлении увидеть как можно больше образов в заготовке. Та­кие занятия лепкой активизируют детское мышление. Для того что­бы приучить малышей обдумывать будущую свою работу, целесо­образно задавать вопросы, направляющие ход мысли детей, позво­ляющие им сконцентрироваться на отдельном образе, а не разбра­сываться. Вопросы служат стимулом, поскольку способствуют тому, что дети анализируют условия, возможные варианты, а не механи­чески используют способы лепки.

В содержательном плане пластические образы, создаваемые деть­ми младшего дошкольного возраста разнообразны. Все зависит от умения варьировать приемы, техники и способы лепки, которыми дети уже овладели. Не стоит упрощать содержание работы только по­тому, что изобразительный опыт детей не богат. В процессе обучения важным компонентом остается творческий потенциал самого педа­гога. Решая конкретную задачу, обозначенную в программе, можно найти разные способы ее реализации, а можно пойти по пути наи­меньшего сопротивления, применив только репродуктивный метод, в результате чего в наличии окажутся одинаковые лепные работы.

В младшем возрасте дети выполняют как круглую пластическую форму, так и рельефную, используя в процессе своей работы раз­личные стеки. Работа стеками также важна, поскольку это одно из направлений подготовки руки к письму. С помощью стеки дети учат­ся наносить определенной силы нажим, уверенно совершать движе­ния и т.д.

Таким образом, все приемы обучения в данной группе имеют определенную специфику, направленную на развитие сообразитель­ности и умственной активности во время лепки, на овладение эле­ментарными техническими и некоторыми изобразительными уме­ниями.

Средний дошкольный возраст

Образовательные задачи:

- расширять знания детей о свойствах, выразительных возможностях различных пластических материалов;

- учить учитывать зависимость характера создаваемого образа от свойств материалов;

- экспериментировать с материалами с целью реализации замысла в процессе лепки;

- закреплять умение контролировать действия рук в процессе лепки;

- выполнять различные приемы лепки;

- рельефную лепку, наносить различный по форме, содержанию и харак­теру рисунок на медальон из пластического материала;

- создавать изображение на плоскости в технике пластилинографии;

продолжать учить составлять целостный пластический образ, используя разные способы лепки, сопоставлять их в зависимости от характера и содержания работы;

- закреплять навыки работы с разными инструментами;

- продолжать учить декоративной лепке, расширяя содержание ее тем и техники выполнения декоративных образов.

Развивающие задачи:

- продолжать формировать чувство формы, пластики объемов, простран­ства;

- развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, вооб­ражение, внимание, память;

-закреплять навыки работы с пластическими материалами, совершенствуя формообразующие движения;

- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, в процессе вы­полнения мелкой пластики;

- формировать умение пользоваться понятиями, специфичными для скульптуры в процессе своей работы.

Воспитательные задачи:

- стимулировать интерес к лепке и пластическому творчеству;

- воспитывать аккуратность при работе с пластическими материалами и инструментами;

- продолжать формировать умение выполнять определенные действия по словесной инструкции;

- воспитывать личностные качества (усидчивость, терпеливость, настой­чивость, целеустремленность, творческую инициативность, активность, дружелюбие);

- эстетическое отношение к процессу и результатам творчества (своего и других детей);

- умение соотносить свои действия с действиями других детей при вы­полнении коллективной работы;

- умение сопереживать окружающим людям, пластическим образам.

Особенности обучения. Обучение детей средней возрастной группы строится в двух направлениях: закрепление изученного ма­териала и овладение новыми приемами, техниками и способами работы с пластическими материалами. В этом случае важно учить детей коррелировать знания из разных областей знания для того, чтобы в реалистичной лепке передать как можно точнее признаки и свойства выполняемых предметов, объектов. Расширять знания детей можно на прогулках, в играх, в процессе ознакомления с произведе­ниями скульптуры. Для формирования точных движений при рабо­те с материалом в качестве предварительной работы стоит провести тщательное обследование игрушек, скульптур малой формы. С целью закрепления умения поэтапно выполнять пластический образ целе­сообразно использовать схемы, отражающие отдельные этапы рабо­ты, чтобы дети имели возможность самостоятельно справиться с затруднениями.

В процессе обучения педагог обращает внимание детей как на предмет в целом, так и на его составные части. Дети учатся опреде­лять форму частей, фиксируя внимание на более мелких деталях, проводя пальцами по силуэту предмета

На занятиях не стоит ограничиваться только одной фигуркой, выступающей в качестве образца. Правильнее использовать несколь­ко фигурок, раскрывающих одну тему, для того, чтобы дети видели разные варианты выполнения пластического образа. Если нет воз­можности подобрать разные фигурки, то можно в ходе занятия де­монстрировать картинки, фотографии, схемы, расширяющие пред­ставление детей о характере пластических образов. Зрительный ряд обычно дается до занятия, чтобы дети успели его рассмотреть, и остается перед ними на протяжении всего занятия.

В ходе обучения педагог уточняет движения рук детей, используя уже частичный показ. В средней группе большое внимание уделяет­ся правильной передаче пропорций. Для этого педагог напоминает о правилах деления целого куска пластилина (глины), чтобы впо­следствии сохранить общую пропорцию образа.

Как и в процессе обучения рисованию, аппликации, конструиро­ванию, занятия лепкой допускают использование художественного слова с целью обогащения образа, создаваемого детьми. Это могут быть стихи, песни, загадки, потешки, отрывки из литературных произ­ведений, при подборе которых нужно учитывать содержание лепки.

Анализировать работы лучше в процессе самой лепки, чтобы кон­кретизировать достижения и неудачи отдельного ребенка.

В средней группе дети начинают использовать инструменты наи­более активно, достигая выразительности пластического образа. Однако работа детей со стекой требует особого внимания педагога. Важно учить детей правильно применять инструменты, не произво­дить ими лишних действий.

Старший дошкольный возраст

Образовательные задачи:

- обогащать знания детей о свойствах, выразительных возможностях различных пластических материалов;

- совершенствовать умение сопоставлять характер создаваемого образа со свойствами материалов, из которых планируется его создание;

- закреплять и совершенствовать умение целенаправленно подбирать пластические материалы для реализации своего замысла;

- совершенствовать умение координировать движения рук и глаз в про­цессе лепки;

- повышать уровень владения различными приемами лепки;

- закреплять умение работать в разных видах лепки;

- совершенствовать умение создавать рельефный образ в пластике, пере­давая его содержание, форму, характер;

продолжать учить особенностям создания изображения в технике пла- стилинографии;

- продолжать учить составлять целостный пластический образ, используя разные способы лепки, комбинировать их в зависимости от характера и содержания работы;

- совершенствовать навыки работы с разными инструментами;

- продолжать учить декоративной лепке, расширяя содержание ее тем и техники выполнения декоративных образов.

 

Развивающие задачи:

- продолжать формировать чувство формы, пластики объемов, простран­ства;

- развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, вооб­ражение, внимание, память;

- совершенствовать формообразующие движения;

- мелкую моторику пальцев рук, в процессе выполнения мелкой пласти­ки;

- формировать умение пользоваться понятиями, специфичными для скульптуры, в процессе работы.

Воспитательные задачи:

- стимулировать интерес к лепке и пластическому творчеству;

- воспитывать аккуратность при работе с пластическими материалами и инструментами;

- продолжать формировать умение выполнять определенные действия по словесной инструкции;

- продолжать воспитывать личностные качества (усидчивость, терпели­вость, настойчивость, целеустремленность, творческую инициативность, активность, дружелюбие);

- воспитывать эстетическое отношение к произведениям скульптуры, процессу и результатам творчества (своего и других детей);

- умение соотносить свои действия с действиями других детей при вы­полнении коллективной работы;

-умение сорадоваться и сопереживать окружающим людям, пластическим образам, созданным в скульптуре.

Особенности обучения. В старшем возрасте дети более само­стоятельны и активны в процессе лепки, более независимы и сво­бодны в изобразительном плане, у них накоплен определенный опыт, позволяющий создавать любые образы. В этом случае важно научить детей планировать свою работу, концентрировать внимание на реа­лизации замысла.

В начале творческого поиска необходимо с детьми оговорить цель работы, ее возможные варианты, разобрать, какие техники и спосо­бы лепки более всего подходят для ее выполнения. Это позволяет создать определенный эмоциональный настрой на занятии. Когда дети находятся в творческой атмосфере, многие педагогические аспекты решать гораздо проще. Такие методы, как показ, объяснение, повторение, используются фрагментарно. Главное — поощрять ини­циативу детей в их стремлении сделать образ индивидуальным.

Перед тем как приступить к лепке, дети рассматривают предметы, схемы, картинки, фигурки, скульптуру малой формы (статуэтки), которые относятся к теме конкретного занятия. Можно использовать игры с фигурками, игрушками, которые предстоит вылепить. Но игра не всегда дает возможности планомерно обследовать предмет. Поэто­му целесообразно наравне с игрой проводить тщательное обследо­вание, способствующее уточнению силуэта, общей пластики пред­мета (объекта). Для изобразительной деятельности в лепке нужно развивать у детей зрительное восприятие окружающего на основе приобретенных знаний и опыта.

С целью многостороннего обзора демонстрируемых фигурок (объ­ектов) желательно иметь специальное приспособление — подставку с поворотным кругом. В возрасте 5—6 лет дети в состоянии само­стоятельно проанализировать строение, форму предметов. Поэтому, знакомя с предметами, лучше предложить дошкольникам самим дать характеристику объектам изучения. Только в случаях затруднения педагог может направить детей косвенными вопросами, собствен­ными размышлениями.

Косвенное руководство — основной прием в обучении дошколь­ников лепке. Для педагога важно понять замысел ребенка и помочь ему реализовать его, предоставляя различные варианты изобра­жения.

В старшем дошкольном возрасте дети уже умеют на глаз опреде­лять, сколько потребуется пластического материала для основной части, для деталей. В связи с этим поделки получаются пропорцио­нальными, соразмерными. Наравне с реалистичными образами до­школьники могут создавать стилизованные и абстрактные, вырази­тельность которых зависит от степени развития личностных качеств, изобразительных умений. Так, образ Бабы-яги, Царевны-лягушки собирательный, но в сознании каждого ребенка они имеют свои отличительные черты. Поэтому при общей типизации образа не­обходимо учить детей абстрагироваться от изобразительных шабло­нов, чтобы стилизовать тот или иной знакомый образ, объект, пер­сонаж.

Значительное отличие детской лепки в старшем дошкольном воз­расте — способность передать динамику образа. Конечно, динами­ческий образ создается детьми и в младших группах, но его характер более прост по своей форме и сути.

Индивидуальная работа в данной группе приобретает особое значение на занятиях по изобразительной деятельности. Фронталь­ный показ способов лепки используется ограниченно, так как все внимание педагог направляет на сохранение творческих проявлений у детей.

Результаты деятельности анализируются в процессе творчества детей. В конце занятия обсуждаются только основные направления работы дошкольников, ее цель, особенности и характер созданных образов. В основном дети сами дают оценку изделиям. Важно при­учать детей оформлять свои работы, поэтому организация выставок может стать одной из форм коллективных мероприятий.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение детскому пластическому творчеству.

2. Охарактеризуйте виды детского пластического творчества.

3. В чем суть лепки у детей раннего возраста?

4. Какое значение имеет сенсорная подготовка детей в овладении приемами лепки?

5. Какие материалы применяют в процессе обучения дошкольников лепке?

6. Как меняется стиль обучения в зависимости от группы?

7. В чем своеобразие лепки детей младшего дошкольного возраста?

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.