Целое и часть. Система, структура, элемент. Познание целого на основе изучения частей и их последующего суммирования ведут к неудачам, так как целое не сводится к сумме частей, а выражает их взаимосвязь и взаимообусловленность. Система– совокупность взаимосвязанных элементов, которая образует определенную целостность, единство. Структура– совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при различных внешних и внутренних изменениях. Элемент– понятие, означающее перво-кирпичики системы, из которых она складывается.
Причина и следствие. Причина– это действие, обусловливающее определенное изменение. Следствие– результат взаимодействия явлений, в котором фиксируется то новое, что побуждалось причиной. Детерминизм– учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности явлений (нет явлений без причины). Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности.
Необходимость и случайность. Необходимостьесть то, что обязательно должно произойти в конкретных условиях. Она вытекает из сущности явления. Случайность– это то, что может произойти, а может и не произойти. Она имеет основание не в сущности данного явления, а в воздействии на данное явление других явлений.
Возможность и действительность. Возможность– это то, чего еще нет, но оно может быть. Действительность есть ставшая, реализованная возможность.
Возможность и действительность выступают как тесно связанные противоположности, которые подвижны. В процессе развития они могут меняться местами.
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Закон– это внутренняя, повторяющаяся, существенная связь между явлениями. Закон единства и борьбы противоположностей указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Он гласит: развитие объективной реальности и процесс ее познания, все формы человеческой активности осуществляются путем раздвоения единого на различное и противоположное, а взаимодействие противоположных сил, с одной стороны, характеризует определенную систему как нечто единое, а с другой – составляет внутренний импульс ее изменения, развития.
Этот закон включает в себя такие исходные понятия и категории, как тождество, различие, противоположность.
Тождество– это такой специфический вид отношений вещи к самой себе и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью.
Различие– характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим вещам в силу ее изменчивости. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве. Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет отношение противоположности.
Отношение между противоположностями есть противоречие.
Диалектическое противоречие– это взаимодействие противоположных взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.
Из наличия ведущей противоположности в противоречии вытекает относительность единства и абсолютность борьбы противоположностей, необходимость разрешения противоречия. Все это в совокупности характеризует функцию диалектического противоречия как движущую силу развития. Среди бесконечного многообразия противоречий выделяют внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические противоречия.
Внутренние противоречия– это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную систему.
Внешние противоречия– это противоречия данной системы с окружающими ее системами.
Основные противоречия– это противоречия, определяющие все другие противоречия, их развитие и разрешение.
Неосновные противоречия– это производные, второстепенные противоречия, выражающие изменения отдельных свойств, сторон данного объекта.
Антагонистические противоречия– это противоречия между классами, общественными группами с противоположными непримиримыми интересами, разрешаемые насильственным путем.
Неантагонистические противоречия– это противоречия между классами, общественными группами, которые не обладают по отношению друг к другу диаметрально противоположными интересами.
ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Закон перехода количества в качество выражает взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным изменениям, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.
Таким образом, этот закон показывает, как, каким путем возникает новое качество. Он включает в себя такие исходные категории, как «качество», «количество», «мера», «скачок».
Качество– представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, характеристику его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости. Различают природные качества, присущие физическим, химическим, биологическим предметам и явлениям, и социальные, которые могут быть материальными или духовными.
Количество– выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства.
Мера– это интервал, в котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия внутри данного качества не могут превышать определенных границ.
При выходе количественных параметров изменений за пределы определенной меры претерпевает изменение и качественная сторона вещи, явления, процесса. Возникает новое качество. Может ли возникнуть новое качество другим путем? Нет. В этом и состоит суть одного из основных законов диалектики.
Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства прерывности и непрерывности, который происходит скачкообразно.
Скачок– это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений.
В процессе изучения скачкообразного характера развития важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.
Эволюцияв широком смысле слова – это процесс развития, включающий в себя не только количественные, но и качественные изменения, в том числе и революции.
Революция– это качественный скачок, меняющий старое в самой его основе, связанный с изменением сущности явления, процесса.
Понятие реформы противоположно понятию революции, хотя эта противоположность не абсолютна, а есть грань, которую надо определить в каждом конкретном случае.
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
В мире все конечно, а значит, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и наконец гибнет в леденящей стуже зимы. Такова логика жизни – и всего природного, и всего социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Напр., юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя – старостью. Различают три вида отрицания:
1) формально-логическое отрицание,в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития;
2) метафизическое отрицание,в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало;
3) диалектическое отрицание,основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию.
Таким образом, отрицание отрицанияпредполагает: повторяемость в процессе развития; возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; относительную завершенность конкретных циклов развития; несводимость развития к движению по кругу.
В этом заключается сущность рассматриваемого закона.
Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает в себя следующие компоненты:
• две стороны антагонизма – положительную и отрицательную;
• нарастание отрицательной противоположности;
• преобладание отрицательной тенденции над положительной тенденцией;
• отрицание старого, отжившего новым качеством, возникновение нового качества.
Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее него. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни.
Но развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков, она предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет уже пройденное, но повторяет иначе, на более высокой ступени, в иных условиях и среде.
Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении.
ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА
Картина мира– упорядоченная система знаний, ценностных поведенческих ориентиров, мировоззренческих установок. Противоположными по своей идейной направленности являются религиозно-идеалистическая и диалектико-материалистическая картины мира.
Религиозно-идеалистическое понимание мира основано на идее сотворенности мира Богом. Природа человека рассматривается как наиболее близкая к природе Бога. Человек одновременно принадлежит к двум мирам: телесному (физическому) миру природы и бестелесному миру духа. Человек имеет бренное тело и бессмертную душу. История человечества начинается с грехопадения и должна закончиться спасением. Цель земной жизни человека – спасение благими делами его бессмертной души. Однако это спасение возможно только по милости Божьей. Примерно таковой является религиозно-идеалистическая картина мира, и не только в христианстве, но и в ряде других монотеистических религий – иудаизме и исламе.
Многие философы-идеалисты либо полностью разделяли то или иное религиозное мировоззрение, либо заимствовали из него отдельные черты, такие как вера в Бога, в бессмертие человеческой души, либо такое противопоставление мира духа материальному миру, когда дух (или сознание одного человека) провозглашается первичным, а материя – вторичной.
Диалектико-материалистическая картина мира свое наиболее полное развитие получила в марксизме. В качестве основы бытия здесь признается материя. Бытие, Вселенная понимаются как бесконечно развивающееся многообразие единого физического мира. Этот мир существует независимо от сознания как отдельного человека, так и человечества в целом.
Диалектико-материалистическая картина мира основана на трех великих научных открытиях:
1) законе сохранения энергии, который утверждает сохранение энергии и ее переход из одного качества в другое;
2) установлении клеточного строения тел, которое показало материальную структуру всего живого;
3) теории эволюции Ч. Дарвина, которая обосновывает мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле.
|