Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Нейрон, связь нейронов. Закономерности передачи возбуждения по нервному волокну. Синапс, классификация синапсов.

Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии животных

Физиология как наука возникла в XVII столетии. Она берет на­чало с замечательной работы английского врача, анатома и физио­лога Вильяма Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628).4

Первый этап. Характеризуется накоплением фактов о проявлении жизнедеятельности организма. Он охватывает период XVII—XVIII вв. Вслед за В. Гарвеем, после гого как был изобретен микроскоп, А. Левешук и М. Мальпигий обнаружили и доказали наличие капилляров. Французский ученый-философ Рене Декарт отметил проявление рефлекса (термин «рефлекс» ввел в XVIII в. чех Г. Прохаска). Значительную роль сыграло открытие М. В. Ло­моносовым закона сохранения веществ, который сформулирован им в 1748 г. как «закон сохранения веществ и движения».

Второй этап. Этот этап абстрактно-теоретического познания существа деятельности организма приходится на XIX столетие. В физиологии созданием рефлекторной теории нервной деятель­ности (И. М. Сеченов) и теории развития органического мира (Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин). Благодаря абстрактно-теоретическо­му познанию существа деятельности организма сформировались и получили развитие учения о клетке, кровообращении, крови, ды­хании, пищеварении; разработан целый ряд методик физиологи­ческих исследований функций органов — широкую известность получили фистульные методики И. П. Павлова для изучения дея­тельности органов пищеварения; создана рефлекторная теория нервной деятельности.

Особая заслуга в формировании и развитии физиологии при­надлежит И. М. Сеченову (1829—1905), который впервые опреде­лил наличие процессов торможения в центральной нервной сис­теме и на основании этого создал учение о рефлекторной дея­тельности организма. Его труд «Рефлексы головного мозга» по­лучил всеобщее признание и стал основой формирования учения об организме как едином целом, учения о нервизме. Учение И. М. Сеченова успешно развил И. П. Павлов (1849—1936), со­здавший современное учение о физиологии пищеварения, крово­обращения, внедрил в физиологию фистульный метод, а также учение о трофической роли нервной системы.



Третий этап. Активно поисковый; приходится на XX в. В этот период И. П. Павлов сформировал учение о высшей нервной деятельности, П. К. Ано­хин — учение о функциональных системах. Создано направление, которое называется микрофизиология, учение о физиологии же­лез внутренней секреции, современное представление об обмене веществ, учения о медиаторах и витаминах.

Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

Гуморальная регуляция (лат. humor — «жидкость») осуществляется че­рез жидкие среды организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами при их функционировании. При этом важную роль выполняют гормоны,ко­торые вырабатываются в специальных железах внутренней секреции (эпи­физ, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.) и поступают непо­средственно в кровь.

Полагают, что появление гуморального регулирования процессами жизнедеятель­ности явилось в ходе эволюцииотражением потребности организма в дистантной (т. е. действием на расстоянии) регуляции, в связи с этим у высокоразвитых живот­ных организмов и человека образовались особые органы — железы внутренней секреции, продуцирующие специфические вещества регуляции процессов в орга­низме — гормоны.

Нервная регуляция исторически более молодой тип регуляции про­цессов жизнедеятельности животного организма, характеризуется как более эффективная по быстроте управления процессами в организме. Она основа­на на рефлекторных связях и адресована строго определённому органу или группе клеток. У позвоночных животных и человека таким органом управле­ния является нервная система, и прежде всего головной мозг, кора его боль­ших полушарий.

Нервная система осуществляет регуляцию процессов жизнедеятельно­сти организма, т. е. поддерживает и сохраняет постоянство его существен­ных, необходимых для жизни характеристик, корректирует различные жизненные процессы и направляет их на оптимизацию жизнедеятельности и достижение организмом динамического равновесия с окружающей средой. Нервная система имеет ведущее значение в обеспечении целостности орга­низма и является одним из основных механизмов поддержания его гомео­стаза (греч. homoios — «одинаковый»; stasis — «состояние», «неподвиж­ность»). Гомеостаз — это способность противостоять изменениям и сохранять динамически относительное постоянство состава и свойств организма. Нару­шения гомеостаза во многих случаях приводят особь к болезни.

У позвоночных животных и человека импульсы, посылаемые нервной системой, и выделяемые гормоны взаимно дополняют друг друга в регуляции процессов жизнедеятельности организма. Гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции, и вместе они составляют единую нервно-гуморальную регуляцию, обеспечивающую нормальное функционирование организма в изменяющихся условиях среды

Методы изучения физиологических функций

Для познания физиологических процессов и функций живого организма в физиологии приняты два метода: наблюдения и экс­перимента.

Метод наблюдения. Сущность этого метода сводится к оценке проявления того или иного физиологического процесса, той или иной функции органа, ткани в естественных условиях. Метод по­зволяет определить, как проявляется процесс или функция орга­на, ткани (например, деятельность слюнной железы проявляется в выделении слюны в таком-то объеме, которая имеет такое-то свойство). Однако этот метод не дает ответа, почему осуществля­ется тот или иной физиологический процесс или функция.

Метод наблюдения предусматривает использование простых и сложных приборов, вспомогательных операций (наложение фис­тул на исследуемый орган, вживление электродов и др.).

Метод эксперимента (или опыта). Сущность метода сводится к определению роли факторов, обеспечивающих деятельность тка­ней, органов, организма путем направленного устранения или усиления действия того или иного условия (фактора) их жизнеде­ятельности. В конечном итоге делают заключение, почему осуще­ствляется данный физиологический процесс или функция.

Метод эксперимента, как и метод наблюдения, предусматрива­ет использование простой и сложной современной аппаратуры и приборов, входящих в системы: 1) предназначенные для воздей­ствия на объект; 2) для регистрации различных проявлений жиз­недеятельности, а также вспомогательных приемов — изоляция нерва, вживление электродов, наложение фистул и др.

Нейрон, связь нейронов. Закономерности передачи возбуждения по нервному волокну. Синапс, классификация синапсов.

Нейрон - нервная клетка или нейроцит, основная структурная и функциональная единица нервной системы, обладающая специфическими проявлениями возбудимос­ти. Способен принимать сигналы, перерабатывать их в нервные импульсы и проводить к нервным окончаниям, контактирующим с другими нейронами.

Нейроны различаются по форме и функциям. Одни нейроны, чувствительные, передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие нейроны, двигательные, передают им­пульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внут­ренним органам. Связь между чувствительными и двига­тельными нейронами осуществляется в спинном и головном мозге вставочными нейронами, тела и отростки которых не выходят за пределы мозга. Спинной и головной мозг связан со всеми органами нервами.

Существует три закона проведения раздражения по нервному волокну.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.