Нейрон, связь нейронов. Закономерности передачи возбуждения по нервному волокну. Синапс, классификация синапсов. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии животных
Физиология как наука возникла в XVII столетии. Она берет начало с замечательной работы английского врача, анатома и физиолога Вильяма Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628).4
Первый этап. Характеризуется накоплением фактов о проявлении жизнедеятельности организма. Он охватывает период XVII—XVIII вв. Вслед за В. Гарвеем, после гого как был изобретен микроскоп, А. Левешук и М. Мальпигий обнаружили и доказали наличие капилляров. Французский ученый-философ Рене Декарт отметил проявление рефлекса (термин «рефлекс» ввел в XVIII в. чех Г. Прохаска). Значительную роль сыграло открытие М. В. Ломоносовым закона сохранения веществ, который сформулирован им в 1748 г. как «закон сохранения веществ и движения».
Второй этап. Этот этап абстрактно-теоретического познания существа деятельности организма приходится на XIX столетие. В физиологии созданием рефлекторной теории нервной деятельности (И. М. Сеченов) и теории развития органического мира (Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин). Благодаря абстрактно-теоретическому познанию существа деятельности организма сформировались и получили развитие учения о клетке, кровообращении, крови, дыхании, пищеварении; разработан целый ряд методик физиологических исследований функций органов — широкую известность получили фистульные методики И. П. Павлова для изучения деятельности органов пищеварения; создана рефлекторная теория нервной деятельности.
Особая заслуга в формировании и развитии физиологии принадлежит И. М. Сеченову (1829—1905), который впервые определил наличие процессов торможения в центральной нервной системе и на основании этого создал учение о рефлекторной деятельности организма. Его труд «Рефлексы головного мозга» получил всеобщее признание и стал основой формирования учения об организме как едином целом, учения о нервизме. Учение И. М. Сеченова успешно развил И. П. Павлов (1849—1936), создавший современное учение о физиологии пищеварения, кровообращения, внедрил в физиологию фистульный метод, а также учение о трофической роли нервной системы.
Третий этап. Активно поисковый; приходится на XX в. В этот период И. П. Павлов сформировал учение о высшей нервной деятельности, П. К. Анохин — учение о функциональных системах. Создано направление, которое называется микрофизиология, учение о физиологии желез внутренней секреции, современное представление об обмене веществ, учения о медиаторах и витаминах.
Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
Гуморальная регуляция (лат. humor — «жидкость») осуществляется через жидкие среды организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами при их функционировании. При этом важную роль выполняют гормоны,которые вырабатываются в специальных железах внутренней секреции (эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.) и поступают непосредственно в кровь.
Полагают, что появление гуморального регулирования процессами жизнедеятельности явилось в ходе эволюцииотражением потребности организма в дистантной (т. е. действием на расстоянии) регуляции, в связи с этим у высокоразвитых животных организмов и человека образовались особые органы — железы внутренней секреции, продуцирующие специфические вещества регуляции процессов в организме — гормоны.
Нервная регуляция— исторически более молодой тип регуляции процессов жизнедеятельности животного организма, характеризуется как более эффективная по быстроте управления процессами в организме. Она основана на рефлекторных связях и адресована строго определённому органу или группе клеток. У позвоночных животных и человека таким органом управления является нервная система, и прежде всего головной мозг, кора его больших полушарий.
Нервная система осуществляет регуляцию процессов жизнедеятельности организма, т. е. поддерживает и сохраняет постоянство его существенных, необходимых для жизни характеристик, корректирует различные жизненные процессы и направляет их на оптимизацию жизнедеятельности и достижение организмом динамического равновесия с окружающей средой. Нервная система имеет ведущее значение в обеспечении целостности организма и является одним из основных механизмов поддержания его гомеостаза (греч. homoios — «одинаковый»; stasis — «состояние», «неподвижность»). Гомеостаз — это способность противостоять изменениям и сохранять динамически относительное постоянство состава и свойств организма. Нарушения гомеостаза во многих случаях приводят особь к болезни.
У позвоночных животных и человека импульсы, посылаемые нервной системой, и выделяемые гормоны взаимно дополняют друг друга в регуляции процессов жизнедеятельности организма. Гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции, и вместе они составляют единую нервно-гуморальную регуляцию, обеспечивающую нормальное функционирование организма в изменяющихся условиях среды
Методы изучения физиологических функций
Для познания физиологических процессов и функций живого организма в физиологии приняты два метода: наблюдения и эксперимента.
Метод наблюдения. Сущность этого метода сводится к оценке проявления того или иного физиологического процесса, той или иной функции органа, ткани в естественных условиях. Метод позволяет определить, как проявляется процесс или функция органа, ткани (например, деятельность слюнной железы проявляется в выделении слюны в таком-то объеме, которая имеет такое-то свойство). Однако этот метод не дает ответа, почему осуществляется тот или иной физиологический процесс или функция.
Метод наблюдения предусматривает использование простых и сложных приборов, вспомогательных операций (наложение фистул на исследуемый орган, вживление электродов и др.).
Метод эксперимента (или опыта). Сущность метода сводится к определению роли факторов, обеспечивающих деятельность тканей, органов, организма путем направленного устранения или усиления действия того или иного условия (фактора) их жизнедеятельности. В конечном итоге делают заключение, почему осуществляется данный физиологический процесс или функция.
Метод эксперимента, как и метод наблюдения, предусматривает использование простой и сложной современной аппаратуры и приборов, входящих в системы: 1) предназначенные для воздействия на объект; 2) для регистрации различных проявлений жизнедеятельности, а также вспомогательных приемов — изоляция нерва, вживление электродов, наложение фистул и др.
Нейрон, связь нейронов. Закономерности передачи возбуждения по нервному волокну. Синапс, классификация синапсов.
Нейрон - нервная клетка или нейроцит, основная структурная и функциональная единица нервной системы, обладающая специфическими проявлениями возбудимости. Способен принимать сигналы, перерабатывать их в нервные импульсы и проводить к нервным окончаниям, контактирующим с другими нейронами.
Нейроны различаются по форме и функциям. Одни нейроны, чувствительные, передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие нейроны, двигательные, передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Связь между чувствительными и двигательными нейронами осуществляется в спинном и головном мозге вставочными нейронами, тела и отростки которых не выходят за пределы мозга. Спинной и головной мозг связан со всеми органами нервами.
Существует три закона проведения раздражения по нервному волокну.
|