Проведите операцию ограничения понятий. Объясните, что является пределом ограничения.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине логика
вариант (тема) контрольное задание № 1, вариант № 1
Выполнил(а) студент(ка)
заочной формы обучения
специальности государственное и муниципальное управление
специализации ___________________
1 курса ГМУ 15/1-5______ группы
№ студенческого билета
(зачетной книжки)15-0178________ _______________ _А.С. Швецов______
Проверил преподаватель
___К.филос.н., доцент__ ________________ __О. Ю. Яценко_____
Москва – 2016
Контрольная работа по логике, вариант № 1
Дать логическую характеристику понятиям.
Мебель – понятие общее, универсальное, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное.
Воздух – понятие общее, пустое, абстрактное, безотносительное, положительное, собирательное.
Интернет – понятие общее, пустое, абстрактное, безотносительное, положительное, собирательное.
Приведите примеры двух понятий, у которых логические характеристики не совпадают ни по одному параметру (например, если одно понятие – единичное, конкретное, положительное, не собирательное и безотносительное, то другое – общее, абстрактное, разделительное и относительное).
Ручка (понятие единичное, конкретное, относительное, положительное, не собирательное)
Неисследованные (понятие общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, собирательное)
3. Возьмите два понятия и к каждому из них подберите понятия:
Работа; компьютер.
− равнозначное: работа - труд, компьютер - ноутбук
− подчиняющее; работа – деньги, компьютер - ЭВМ
− подчинённое: работа-работник, компьютер-программа
− перекрещивающееся: работа – занятость, компьютер – счеты,
− соподчинённое: работа-учеба-занятость, компьютер-калькулятор - ЭВМ
− противоречащее: работа – отдых, компьютер – телевизор
4. К данным схемам подберите понятия:
Вариант 1
1, 2 – 2 школьные группы, 3,4 – отличники в группах
Вариант 2
1, 4 группы школьников 2 группа отличников в группе 1, 3 группа сборной по футболу из школы
Вариант 3
1, 2 школьные группы, 3 отличники в группе 1 4 группа «середнячки» имеющая схожие интересы с частью группы 1
Вариант 4
1, 2 школьные группы, 3 группа сборной по футболу из школы, но состоят в группе других интересов 4 группа с общими интересами с частью из двух классов, не состоят в сборной,
Вариант 5
1 интересы отличников школы, 2.3.4 группы учащихся, в которых часть имее интересы отличников
Вариант 6
2. 3.4 группы школьников имеющие похожие интересы, но не полностью совпадающие, 1 группа состоит из частей групп 2.3.4. , имеющая абсолютно идентичные интересы
Вариант 7
1,3 группы имеющие пересечения интересов, 2 состоит из лиц входящих в группы 1,3 , при этом имеют одинаковый интерес, 4 группа, в которой интересы не совпадают с группами 1,2,3
Вариант 8
1 группа в которой мнения частично совпадают с группами 2,3, при этом группа 4 разделяет мнения всех групп, но состоит из лиц группы 1
Вариант 9
1,3,4 группы с частично разделяемыми взглядами, при этом группа 2 состоит только из членов группы 1.
Вариант 10
1 группа где имеется мнение обособленное (группа 2), при этом существует группа 3, которая разделяет мнение группы 4, мнения 4 группы совпадают с группой 1,3.
Приведите примеры ошибочных определений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите, в чём состоит ошибка.
а) Ошибка слишком узкого определения понятия:
Чертёж - схематичный рисунок, изображающий проектируемого изделия в определённом масштабе, выполненный при помощи чертёжных инструментов на бумаге.
В данном случае определение понятия «чертёж» слишком узкое, и соответственно не полно раскрывает суть понятия, так как во-первых, чертёж может быть выполнен не на бумаге, а на дисплее компьютера или планшета, во-вторых чертёж может изображать не только проектируемое изделие, но и вполне изготовленное.
б) Ошибка слишком широкого определения понятия:
Монитор - прибор, предназначенный для передачи изображения.
В данном случае определение понятия «монитор» слишком широкое, так как под это определение попадает несколько понятий: (например, телевизор, осциллограф, дисплей). Следовательно, существенные признаки понятия «монитор» не выделены.
в) Определение в одном отношении широкое, в другом - узкое:
Судно - механизированное средство передвижения по воде.
В данном случае определение понятия «судно» слишком узкое, и соответственно не полно раскрывает суть понятия, так как судно может быть немеханизированным (например, лодка без вёсел и паруса), а также судно может быть и подводным и даже воздушным (например, самолёт). С другой стороны определение слишком широкое, так как не только судно является механизированным средством передвижения по воде, а, например, водные лыжи, акваланг, плавательная торпеда.
г) Правило «порочного круга»
Солнечный свет - это свет, приходящий к нам от Солнца.
Здесь мы видим ошибку круга в которой определяемое понятие характеризуется через него же, но лишь выражено иными словами.
д) Определение должно быть четким и ясным.
Барион - это один из адронов, открытый в 1950-х годах.
Данное определение понятия «барион» будет ясно только человеку, знакомому с ядерной физикой, так как не ясным осталось понятие «адрон».
6. Приведите примеры ошибок в делении понятий (по одному примеру на каждый вид ошибки), укажите, в чем состоит ошибка
а) Неполное деление понятия:
Биология делится на Ботанику и Зоологию.
В данном случае перечисляются не все виды исходного понятия (пропущена Анатомия человека, Общая Биология и т.д.).
б) Деление должно быть по одному основанию.
Двери бывают деревянными, стальными, стеклянными и межкомнатными.
Здесь мы видим, что деление производится по двум основаниям: материалу двери (деревянная, стальная, стеклянная) и по расположению (межкомнатная).
в) Результаты деления не должны пересекаться
Здесь можно привести предыдущий пример, так как межкомнатная дверь может быть и стеклянной и деревянной и даже в некоторых случаях стальной.
г) Деление должно быть последовательным.
На нашем заводе работают руководящие работники, рабочие, инженеры, конструкторы и сварщики.
Здесь допущена логическая ошибка: так как руководящие работники, рабочие и инженеры - это деление первого порядка, а конструкторы и сварщики - это деление второго порядка понятия инженеры (конструкторы и технологи) и рабочие (сварщики, сборщики, слесаря, токаря и др.)
Проведите операцию деления понятий: дихотомического, по видоизменению
А) ядерные взрывы бывают: в космосе, воздушные, наземные, подводные, подземные” (в зависимости от вида среды, где произошел взрыв)
Б) Радиоактивность делится на естественную и искусственную (неестественную)
Проведите операцию обобщения понятий. Объясните, что является пределом обобщения.
Понятие «огнестрельная рана голени». Исключив указание на локализацию повреждения (т.е. уменьшив содержание понятия), получаем понятие большего объема - «огнестрельная рана», - которое является родовым по отношению к «огнестрельной ране голени». Продолжая операцию обобщения дальше, получаем новое родовое понятие более высокого уровня - «рана». Следующий этап обобщения - «повреждение».
Пределом обобщения (в рамках определенной отрасли знаний, определенной науки) понятия получили название категорий. В медицине такими, категориями будут «жизнь», «смерть», «здоровье», «болезнь», «этнология», «патогенез», «травма» и другие.
Проведите операцию ограничения понятий. Объясните, что является пределом ограничения.
Отношения понятий «транспортная травма» и «автомобильная травма» есть отношение рода и вида. Видовое понятие «автомобильная травма» образовалось путем расширения содержания и конкретизации родового понятия «транспортная травма», но при этом одновременно «автоматически» уменьшился объем нового понятия. Вновь полученное понятие «автомобильная травма» в свою очередь будет родовым по отношению к каждому из своих видов, например, к «травме от переезда тела колесом автомобиля». Объем понятия вновь уменьшился, а содержание расширилось.
Пределом ограничения является получение единичного понятия, т.е. в понятии «травме от переезда тела колесом автомобиля» это должны быть конкретные повреждения у определенного лица, полученные при переезде его тела колесом конкретного автомобиля (скажем, «разрывы правой доли печени и 12-перстной кишки у гр. К., возникшие в результате переезда его колесами автомобиля ГАЗ-21).
|