Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проведите операцию ограничения понятий. Объясните, что является пределом ограничения.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине логика

 


вариант (тема) контрольное задание № 1, вариант № 1

 


Выполнил(а) студент(ка)

заочной формы обучения

специальности государственное и муниципальное управление

специализации ___________________

1 курса ГМУ 15/1-5______ группы

№ студенческого билета

(личная подпись)
(инициалы, фамилия)
(зачетной книжки)15-0178________ _______________ _А.С. Швецов______

 

Проверил преподаватель

 

(инициалы, фамилия)
(ученая степень, звание)
(личная подпись)
___К.филос.н., доцент__ ________________ __О. Ю. Яценко_____

 

Москва – 2016

 

Контрольная работа по логике, вариант № 1

Дать логическую характеристику понятиям.

Мебель – понятие общее, универсальное, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное.

Воздух – понятие общее, пустое, абстрактное, безотносительное, положительное, собирательное.

Интернет – понятие общее, пустое, абстрактное, безотносительное, положительное, собирательное.

Приведите примеры двух понятий, у которых логические характеристики не совпадают ни по одному параметру (например, если одно понятие – единичное, конкретное, положительное, не собирательное и безотносительное, то другое – общее, абстрактное, разделительное и относительное).

Ручка (понятие единичное, конкретное, относительное, положительное, не собирательное)

Неисследованные (понятие общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, собирательное)

3. Возьмите два понятия и к каждому из них подберите понятия:

Работа; компьютер.

− равнозначное: работа - труд, компьютер - ноутбук



− подчиняющее; работа – деньги, компьютер - ЭВМ

− подчинённое: работа-работник, компьютер-программа

− перекрещивающееся: работа – занятость, компьютер – счеты,

− соподчинённое: работа-учеба-занятость, компьютер-калькулятор - ЭВМ

− противоречащее: работа – отдых, компьютер – телевизор

4. К данным схемам подберите понятия:

Вариант 1

А

 

 


1, 2 – 2 школьные группы, 3,4 – отличники в группах

А
Вариант 2

 

 

 


1, 4 группы школьников 2 группа отличников в группе 1, 3 группа сборной по футболу из школы

Вариант 3

А

 

 


1, 2 школьные группы, 3 отличники в группе 1 4 группа «середнячки» имеющая схожие интересы с частью группы 1

Вариант 4

А

 

 


1, 2 школьные группы, 3 группа сборной по футболу из школы, но состоят в группе других интересов 4 группа с общими интересами с частью из двух классов, не состоят в сборной,

Вариант 5

А

 


1 интересы отличников школы, 2.3.4 группы учащихся, в которых часть имее интересы отличников

А
Вариант 6

 

 


2. 3.4 группы школьников имеющие похожие интересы, но не полностью совпадающие, 1 группа состоит из частей групп 2.3.4. , имеющая абсолютно идентичные интересы

Вариант 7

А

 

 


1,3 группы имеющие пересечения интересов, 2 состоит из лиц входящих в группы 1,3 , при этом имеют одинаковый интерес, 4 группа, в которой интересы не совпадают с группами 1,2,3

Вариант 8

А

 

 

1 группа в которой мнения частично совпадают с группами 2,3, при этом группа 4 разделяет мнения всех групп, но состоит из лиц группы 1

Вариант 9

А

 

 


1,3,4 группы с частично разделяемыми взглядами, при этом группа 2 состоит только из членов группы 1.

А
Вариант 10

 

 


1 группа где имеется мнение обособленное (группа 2), при этом существует группа 3, которая разделяет мнение группы 4, мнения 4 группы совпадают с группой 1,3.

Приведите примеры ошибочных определений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите, в чём состоит ошибка.

а) Ошибка слишком узкого определения понятия:

Чертёж - схематичный рисунок, изображающий проектируемого изделия в определённом масштабе, выполненный при помощи чертёжных инструментов на бумаге.

В данном случае определение понятия «чертёж» слишком узкое, и соответственно не полно раскрывает суть понятия, так как во-первых, чертёж может быть выполнен не на бумаге, а на дисплее компьютера или планшета, во-вторых чертёж может изображать не только проектируемое изделие, но и вполне изготовленное.

б) Ошибка слишком широкого определения понятия:

Монитор - прибор, предназначенный для передачи изображения.

В данном случае определение понятия «монитор» слишком широкое, так как под это определение попадает несколько понятий: (например, телевизор, осциллограф, дисплей). Следовательно, существенные признаки понятия «монитор» не выделены.

в) Определение в одном отношении широкое, в другом - узкое:

Судно - механизированное средство передвижения по воде.

В данном случае определение понятия «судно» слишком узкое, и соответственно не полно раскрывает суть понятия, так как судно может быть немеханизированным (например, лодка без вёсел и паруса), а также судно может быть и подводным и даже воздушным (например, самолёт). С другой стороны определение слишком широкое, так как не только судно является механизированным средством передвижения по воде, а, например, водные лыжи, акваланг, плавательная торпеда.

г) Правило «порочного круга»

Солнечный свет - это свет, приходящий к нам от Солнца.

Здесь мы видим ошибку круга в которой определяемое понятие характеризуется через него же, но лишь выражено иными словами.

д) Определение должно быть четким и ясным.

Барион - это один из адронов, открытый в 1950-х годах.

Данное определение понятия «барион» будет ясно только человеку, знакомому с ядерной физикой, так как не ясным осталось понятие «адрон».

6. Приведите примеры ошибок в делении понятий (по одному примеру на каждый вид ошибки), укажите, в чем состоит ошибка

а) Неполное деление понятия:

Биология делится на Ботанику и Зоологию.

В данном случае перечисляются не все виды исходного понятия (пропущена Анатомия человека, Общая Биология и т.д.).

б) Деление должно быть по одному основанию.

Двери бывают деревянными, стальными, стеклянными и межкомнатными.

Здесь мы видим, что деление производится по двум основаниям: материалу двери (деревянная, стальная, стеклянная) и по расположению (межкомнатная).

в) Результаты деления не должны пересекаться

Здесь можно привести предыдущий пример, так как межкомнатная дверь может быть и стеклянной и деревянной и даже в некоторых случаях стальной.

г) Деление должно быть последовательным.

На нашем заводе работают руководящие работники, рабочие, инженеры, конструкторы и сварщики.

Здесь допущена логическая ошибка: так как руководящие работники, рабочие и инженеры - это деление первого порядка, а конструкторы и сварщики - это деление второго порядка понятия инженеры (конструкторы и технологи) и рабочие (сварщики, сборщики, слесаря, токаря и др.)

Проведите операцию деления понятий: дихотомического, по видоизменению

А) ядерные взрывы бывают: в космосе, воздушные, наземные, подводные, подземные” (в зависимости от вида среды, где произошел взрыв)

Б) Радиоактивность делится на естественную и искусственную (неестественную)

Проведите операцию обобщения понятий. Объясните, что является пределом обобщения.

Понятие «огнестрельная рана голени». Исключив указание на локализацию повреждения (т.е. уменьшив содержание понятия), получаем понятие большего объема - «огнестрельная рана», - которое является родовым по отношению к «огнестрельной ране голени». Продолжая операцию обобщения дальше, получаем новое родовое понятие более высокого уровня - «рана». Следующий этап обобщения - «повреждение».

Пределом обобщения (в рамках определенной отрасли знаний, определенной науки) понятия получили название категорий. В медицине такими, категориями будут «жизнь», «смерть», «здоровье», «болезнь», «этнология», «патогенез», «травма» и другие.

Проведите операцию ограничения понятий. Объясните, что является пределом ограничения.

Отношения понятий «транспортная травма» и «автомобильная травма» есть отношение рода и вида. Видовое понятие «автомобильная травма» образовалось путем расширения содержания и конкретизации родового понятия «транспортная травма», но при этом одновременно «автоматически» уменьшился объем нового понятия. Вновь полученное понятие «автомобильная травма» в свою очередь будет родовым по отношению к каждому из своих видов, например, к «травме от переезда тела колесом автомобиля». Объем понятия вновь уменьшился, а содержание расширилось.

Пределом ограничения является получение единичного понятия, т.е. в понятии «травме от переезда тела колесом автомобиля» это должны быть конкретные повреждения у определенного лица, полученные при переезде его тела колесом конкретного автомобиля (скажем, «разрывы правой доли печени и 12-перстной кишки у гр. К., возникшие в результате переезда его колесами автомобиля ГАЗ-21).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.