Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Ахутин А.В.. Дело философии.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

для специальности среднего профессионального образования

«Физическая культура»

4 СЕМЕСТР 2015/2016 УЧЕБНОГО ГОДА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к.ф.н., доцент Артёменко Н.А.

Вопросы к курсу «Основы философии»

 

1. Предмет, основные функции философии. Специфика философского знания.

2. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия в системе культуры. Функции философии.

3. Возникновение философии на фоне мифа. Особенности мифологического мышления. Переход от мифологического мышления к рациональному.

4. Философия и наука. Принципы научного мышления.

5. Античная философия: общая характеристика, основные этапы развития, основной круг проблем.

6. Проблематика бытия (небытия), движения (непрерывности) в школе элеатов. Парменид о тождестве мышления и бытия. Атомистическая теория Демокрита.

7. Апология Сократа как форма связи логоса, полиса и философии. Техника сократовского искусства: искусство вопрошания, искусство незнания, майевтика, диалектика.

8. Учение Платона об идеях («видах», эйдосах), о душе и познании. Идея блага.

9. Онтология Аристотеля. Бытие и сущее. Сущность как первая категория. Философия как первая наука. Этика Аристотеля.

10. Философия эллинистической эпохи. Редукция к этическому.

11. Характерные черты и этапы средневековой христианской философии. Идея «среднего возраста», проблемы периодизации. Христианская онтология как онтология поступка.

12. Особенности и общая характеристика мировоззрения эпохи Возрождения: от культа к культуре.

13. Категории пространства и времени в культуре Нового времени. Формирование научной картины мира. Новое время как эпоха механицизма.



14. Проблема метода в науке. Метод – как инструмент построения «нового мира». Основные правила Метода. (Р. Декарт)

15. Р. Декарт: принцип методического сомнения. Очевидность как критерий истины. «Сogito ergo sum». Метафизика Нового времени как метафизика механицизма. Учение Р. Декарта о двух субстанциях: res cogitans и res extensa.

16. Философия Просвещения. Sapere aude! – как основной девиз эпохи Просвещения. Основные представители эпохи Просвещения. Основные черты.

17. Замысел и предмет критической философии Канта. Смысл и содержание «революции образа мышления» или коперниканского переворота Канта. Явление и вещь в себе.

18. Априорные формы познавательных способностей. Кант о возможности априорных синтетических суждений. Учение Канта о чувственности и ее априорных формах: пространстве и времени. Всеобщность и необходимость научного знания.

19. Понятие практического в философии Канта. Примат практического разума. Проблема свободы. Осознание свободы как необходимое условие морали.

20. Сравнительный анализ классической и неклассической философии. Основные этапы и ключевые понятия и темы неклассической философии. «Мэтры подозрения».

21. Позитивизм как отрицание метафизической ориентации в философии. Проблема соотношения философии и частных наук.

22. Философия Ницше: проблема нигилизма и «переоценка ценностей». Человек как путь к сверхчеловеку.

23. Основные направления и проблемы философии ХХ века.

24. Психоаналитическое направление в философской антропологии ХХ века. Природа бессознательного и его роль в жизни человека (З. Фрейд).

25. Особенность современной исторической ситуации в философии. Деструктивный характер отношения к традиции у современных мыслителей: Хайдеггер, Делез, Деррида.

26. Рациональность как философская проблема. Классическая и неклассическая рациональность.

27. Понятие культуры и ее сущность. Культура массовая и элитарная. Противоречия в развитии современной культуры. Феномен «восстания масс».

28. Проблема человека в современной философии. Основные направления и концепции.

29. Основные направления в гносеологии. Понятия субъекта и объекта познавательной деятельности.

30. Проблема обоснования познания. Достоверность и истина. Истина как цель и результат познания. Онтологическая и гносеологическая традиции в понимании истины.

31. Споры о сознании и искусственном интеллекте в современной философии.

32. Глобализация как тенденция развития современной цивилизации и ее проблемы.

 

 

Основные источники (желтым отмечены наиболее рекомендуемые источники):

1. История философии: Запад – Россия – Восток. Под. Ред. Мотрошиловой Н.В. М., 1996 – 1999.

2. Канке В.А. Основы философии. М.: Логос, 2008.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и системный курс: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб.. М.: Логос, 2007.

4. Канке В.А. Философия. Учебное пособие. М.: Логос, 2001.

5. Лоу С. Философские истории. М.: Издательство АСТ, 2007.

6. Лоу С. Философский тренинг. М.: Издательство АСТ, 2007.

7. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. - М.: Идея-Пресс, 2001.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000.

9. Метафизика. / Под ред. Б.И. Липского и др. СПб, 2008.

10. Философия / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. М., 2004.

11. Рассел Б. История западной философии. М., 2001.

12. Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. В 3-х ч. М., 1997.

13. Новейший философский словарь. Минск, 1999.

14. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. М., 2001.

15. Александров Г. Ф. Античная философия. (Фрагменты и свидетельства). М., 1940.

16. Асмус В. Ф. История античной философии, М., 1965.

17. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. В 2 т. СПб: Издательство РХГИ, 2001

18. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

19. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

20. Виндельбанд В. От Канта до Ницше (История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками). М.,1998.

21. Адо П. Что такое античная философия. М., 1999.

22. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

23. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

24. Лиотар Ф. Ситуация постмодерна. СПб., 1998.

25. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

26. Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека. М., 1996.

27. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

28. Хейзинга Й. Homo ludens М., 1992.

29. Бадью А. Манифест философии. СПб., 2003.

30. Вебер М. Избранные произведения. (Протестантская этика и дух капитализма; Политика как призвание и профессия; Наука как призвание и профессия; «Картины мира» и типы рациональности). М., 1990.

31. Шпенглер О. Закат Европы (избранные главы). М., 1993.

32. Левинас Э. Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером. // Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., 2004.

33. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

Фуко М. Герменевтика субъекта. СПб, 2007.

34. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук.- СПб., 1994.

35. Свасъян К.А. Становление европейской науки. М., 2002.

36. Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. 1992. № 2.

37. Хорган Дж. Конец науки. СПб., 2001.

Дополнительные источники:

1. Аристотель. Метафизика. IV, 1 – 4, V 1, 2, 6 – 8, VI, 1; VIII, 4; IX, 1,7,10; XII, 6 – 9 // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1976.

2. Декарт Р. Размышления о первой философии. Размышления 1 – 4 // Декарт Р. Сочинения в двух томах, т. 2, М.: Мысль, 1994.

3. Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. // Декарт Р. Собр. соч. в 2 –х тт. Т. 1, М., 1989.

4. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Кант И. Собр. соч. в 6-ти тт. Т.6, М., 1966.

5. Фуко М. Что такое Просвещение // Фуко М. Интеллектуалы и власть. Часть 1. М., 2002. С. 335-359.

6. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

7. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988 (фрагменты) // http://www.sno.7hits.net/lib/ver/index.htm

8. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

9. Платон. Апология Сократа // http://www.philosophy.ru/library/plato/apology.html

10. Платон. Государство. Книга 7. // Платон. Собр. соч. в 4-х тт.Т. 3, М., 1993. (миф о пещере)

11. Фуко М. Маркс, Ницше, Фрейд // http://www.ipages.ru/index.php?item_id=21772&op=35&id=2271

12. Кант И. Критика чистого разума. // // Кант И. Соч. в 8 т. Т.3, М., 1994.(фрагменты)

13. Кант И. Критика практического разума. // Кант И. Соч. в 8 т. Т.4, М., 1994.(фрагменты)

14. Лейбниц Рассуждение о метафизике // Лейбниц, собр. соч. в 4 тт., Т.1, М.: 1978.

15. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

16. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990.

17. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

18. Шлик М. Позитивизм и реализм // Познание. М., 2006. С. 283-309.

19. Поппер К. Открытое общество и его враги. 2 т. М., 1992, с.441-473.

20. Кун Т С. Структура научных революций. М., 2001.

21. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.

22. Фейерабенд П. Избранные труды по философии науки. М., 1986.

23. Башляр Г. Новый рационализм. Биробиджан, 2000.

24. Фреге Г. Избранные работы. М., 1997

25. Витгенштейн Л. О достоверности. // Вопросы философии М., 1984 №8.

26. Гадамер Х. Г. О круге понимания. // Актуальность прекрасного. М. 1991. С. 72-82.

27. Дильтей В. Введение в науки о духе. // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX - XX вв. М., 1987. С. 108-142.

28. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 44-128.

29. Пригожин И. Философия нестабильности. // Вопросы философии. 1991, № 6, с. 46-

 

Интернет-ресурсы:

1. Антропологическая библиотека РХГА: http://anthropology.rchgi.spb.ru

2. Библиотека Дома Лосева http://losev-library.ru

3. Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Library.htm

4. Библиотека Института Философии РАН: http://philosophy.ru/library/library

5. Библиотека сайта atheism.ru: http://books.atheism.ru

6. Библиотека сайта Purgatoriummentis: http://fege.narod.ru/librarium

7. Библиотека сайта Елены Косиловой http://elenakosilova.narod.ru/uhref.html

8. Библиотека сайта философского факультета МГУ: http://www.philos.msu.ru/library.php

9. Библиотека Славы Янко: http://yankos.chat.ru/fort-library/philosophy-fort.html

10. Библиотека философского факультета НГУ: http://www.philos.nsu.ru/filf/rpha/lib

11.Библиотека философского факультета ОмГПУ: http://philos.omsk.edu/libery/index/indext08.htm

12. Виртуальная библиотека УрГУ: http://virlib.eunnet.net/

13. Золотая философия: http://philosophy.allru.net

14.Классические труды по философской антропологии: http://anthropology.ru/ru/texts/classic.html

15. Материалы на сайте С.Л. Катречко: http://katrechko.pisem.net

16. Политика, философия: http://www.magister.msk.ru/library/philos/philos.htm

17. Раздел «Философия» на сайте М. Мошкова: http://lib.ru/FILOSOF

18. Сайт, содержащий тексты Ницше: . http://nietzsche.ru

19. Философская электронная Библиотека Ихтика: http://ihtik.lib.ru

20. Электронная библиотека по философии http://filosof.historic.ru

21. Электронная версия журнала «Логос»: . http://ruthenia.ru/logos

22. Рассел Б. История западной философии (От Возрождения до Юма) // http://www.philosophy.ru/library/russell/01/01a.html

23. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 1-4. М.. 1995-1999. См. на сайте:

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000004/index.shtml

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/index.shtml

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000197/

Справочная литература:

1. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

2. Новый философский словарь. М., 2001.

3. Современная западная философия. Словарь. М. 1991.

4. Современная западная философия. Энциклопедический словарь. М., 2009.

5. Философия. Энциклопедический словарь. М., 2004.

6. Философская энциклопедия. М., 1961 - 1971. T.I - 5.

7.Философский энциклопедический словарь. М., 1983

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

 

Для получения промежуточной аттестации необходимо выполнить две письменные домашние работы на положительную оценку и предоставить конспект лекций.

Для получения итоговой оценки необходимо сдать экзамен по курсу.

Итоговая оценка «отлично» ставится при условии наличия конспекта лекций, выполненных 2 домашних работ, более 50% посещаемости, а также безупречного ответа на экзаменационный билет и дополнительные вопросы.

Итоговая оценка «хорошо» ставится при условии наличия конспекта лекций, выполненных 2 домашних работ, 50% посещаемости, а также точных ответов не менее чем на 2/3 вопросов, заданных в процессе экзамена.

Итоговая оценка «удовлетворительно» ставится при условии наличия конспекта лекций, выполненных 2 домашних работ, менее 50% посещаемости, а также успешного ответа на один из вопросов билета.

 

Читать (материал 1 и 2 лекций):

Ахутин А.В.. Дело философии.

http://knigi.link/issledovaniya-filosofskie/delo-filosofii-2005.html

2. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.:

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001103/st003.shtml

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001103/st009.shtml

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001103/st025.shtml

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.