Обратная связь
|
Классификация целей функционирования предприятия Классификационный признак
| Цели предприятия
|
|
| По видам деятельности
| Экономические, социальные, экологические
| По направленности на удовлетворение требований заинтересованных групп
| Цели, направленные на удовлетворение требований
собственников; потребителей
работников; кредиторов, инвесторов
государства и местного сообщества; общества в целом и т.п.
Компромиссные цели
| По отношению к уровню управления
| Цели предприятия в целом,
цели подразделений,
цели субподразделений,
цели рабочих мест
| Функциональная принадлежность
| Научно-технические, маркетинговые, производственные, кадровые, финансовые, административные
| Уровень в иерархии планирования
| Стратегические
Тактические
Оперативные
| Горизонт планирования
| Долгосрочные
Среднесрочные
Краткосрочные
| Реальность осуществления
| Предназначенные для реальной реализации и декларативные (предназначенные для общественности)
| Приоритетность
| Особо приоритетные, приоритетные, прочие
| Повторяемость
| Повторяющиеся, разовые
|
Состав целей и ранжирование их по приоритетам не одинаковы на разных предприятиях. Усиление влияния той или иной заинтересованной группы, уровень ее мотивационного класса, а также другие факторы внутренней и внешней среды существенно влияют на цели предприятия.
С определенной долей упрощения цели предпринимательской деятельности можно представить в виде пирамиды.
В основе иерархии целей коммерческого предприятия лежит прибыль. Пока данная цель не достигнута, другие цели отодвигаются на второй план. В связи с этим, для отечественных предприятий, ведущих убыточную деятельность, по-прежнему приоритетной целью деятельности является получение прибыли (причем не бухгалтерской, а экономической). В то же время данные предприятия обязаны соблюдать интересы и потребителей, и наемных работников, и кредиторов, и общества в целом в минимально необходимом для функционирования предприятия объеме, который, как правило, оговаривается в правовых документах.
После того, как проблема получения краткосрочной прибыли решена, на первое место выдвигаются цели, связанные с обеспечением финансовой устойчивости функционирования предприятия. Если потребности и в прибыльности, и в обеспечении финансовой устойчивости удовлетворены, они утрачивают свою доминирующую роль и предприятия концентрируют свое внимание на экономическом росте. Важным фактором экономического роста является создание, расширение и развитие клиентской базы. Таким образом, «создание потребителя» является не самоцелью, а «средством» реализации целей, обеспечивающих экономических рост в будущем. На высших уровнях развития крупные успешно функционирующие предприятия в качестве приоритетных целей функционирования объявляют удовлетворение потребностей трудового коллектива и общества в целом, активно финансируя программы, направленные на сохранение окружающей среды, социальное обеспечение работников, осуществление благотворительной деятельности.
На рис. 3.2 представлена эволюция теоретических взглядов на приоритетные цели функционирования предприятия в рыночной экономике.
Приоритетные цели функционирования предприятия оказывают существенное влияние на содержание и методы планирования его деятельности. В связи с этим, в зависимости от целевой ориентации можно выделить пять моделей планирования: модель максимизации прибыли, модель максимизации объема продаж, модель максимизации экономического роста, стоимостно-ориентированное планирование и стейкхолдерская модель планирования (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Целевые модели планирования предпринимательской
деятельности
Модели
планирования
| Главная цель
| Важнейшие плановые
показатели
| Модель максимизации прибыли
| Максимизация прибыли
| Операционная прибыль.
Себестоимость.
Выручка.
Чистая прибыль
| Модель максимизации дохода от продаж
| Максимизации дохода от продаж
| Рост объемов продаж и выручки
Рост доли рынка.
Показатели рентабельности
| Модель экономического роста
| Максимизации экономического роста
| Рост активов
Коэффициент устойчивого роста
Свободный денежный поток
Финансовый цикл
| Стоимостно-ориентированное планирование
| Максимизация стоимости компании
| Рыночная добавленная стоимость или рыночная стоимость собственного капитала.
Экономическая добавленная стоимость
| Стейкхолдерская модель планирования
| Сбалансированное удовлетворение требований заинтересованных групп
| Показатели удовлетворенности заинтересованных сторон: собственников, потребителей, работников и т.д.
|
Требования к формированию целей предпринимательской деятельности: учет требований заинтересованных сторон, конкретность, множественность, иерархичность, согласованность, документальное оформление, использование глагольных оборотов, определение не более 4-5 стратегических целей.
3.2. Бизнес-планирование
Бизнес-план – это комплексный план создания или развития бизнеса.Структура и содержание бизнес-плана зависят от целей его разработки. Бизнес-план может разрабатываться по конкретному предпринимательскому проекту или по предприятию в целом. В последнем случае данный план выполняет роль плана развития предприятия.
Функции бизнес-плана:
используется для разработки концепции ведения бизнеса,
создает основу для оценки результатов предпринимательской деятельности;
является обоснованием для привлечения денежных средств у кредиторов и потенциальных инвесторов.
Бизнес-план инвестиционного проекта – документ, который убедительно демонстрирует способность субъекта предпринимательства произвести и продать достаточное количество товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (коредиторов).
Бизнес-план разрабатывается на срок не менее срока окупаемости проекта. При этом, количественные показатели по первому году реализации проекта рассчитывают с помесячной разбивкой, по второму году – с поквартальной разбивкой. Начиная с третьего года, показатели планируются в целом на год.
Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта
Раздел
| Содержание
| Резюме проекта
| Цель и сущность проекта. Преимущества продукции и объем ожидаемого спроса, потребность в инвестициях, срок возврата вложенных средств. Показатели коммерческой эффективности проекта. Социальные проблемы, которые помогает решить проект
| Анализ положения дел в отрасли
| Общая потребность в продукции в регионе и России. Ожидаемая рыночная доля. Потенциальные конкуренты. Анализ аналогов продукции
| Производ-ственный план
| Производственная программа. Принятая технология. Требования к организации производства. Состав оборудования и условия поставок. Поставщики сырья и материалов. Численность работающих и затраты на оплату труда. Стоимость производственных основных фондов. Порядок начисления амортизации. Годовые затраты на выпуск продукции и себестоимость единицы продукции. Общая стоимость инвестиционного проекта. Обеспечение экономической и технической безопасности
| План маркетинга
| Патентная ситуация. Организация сбыта. Торгово-сбытовые издержки. Обоснование цены на продукцию. Программа по организации рекламы. Программа реализации продукции
| Организаци-онный план
| Сведения о субъекте, осуществляющем проект: организационно-правовая форма, форма собственности, показатели для оценки финансового состояния. Предполагаемая организационная структура. Распределение обязанностей между членами руководящего состава
| Финансовый план
| Прогноз объемов реализации, план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат;
сводный балансовый план активов и пассивов, анализ безубыточности, анализ чувствительности,
стратегия финансирования. Стратегия финансирования содержит информацию о прогнозируемых источниках, форме и динамики финансирования проекта
|
Макет бизнес-плана, рекомендованный Минфином РФ в 1997 году для составления заявки претендента на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов, представлен в Приложении Д.
Начиная с 1999 года, в России действует вторая редакция «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденная Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477.
Данным документом рекомендовано оценивать коммерческую, социальную и бюджетную эффективность проекта, а так же финансовую реализуемость проекта.
Эффективность проектов рассматривается как категория, характеризующая соответствие полученных от них результатов целям и интересам участников.
Коммерческая эффективность проекта оценивается с помощью следующих показателей: чистая текущая стоимость (или чистый дисконтированный доход), индекс рентабельности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости.
3.3. Оперативное планирование
|
|