Существует международная классификация болезней . В н. в. В РБ используется МКБ 10.
Понятие о болезни.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезней и патологических состояний.
Наиболее полно отражающим сущность болезни является определение: болезнь — это патологический процесс, протекающий в организме человека в результате воздействия болезнетворных факторов (биологических, социальных, физических, иммунологических, химических и др.) Болезнь характеризуется: повреждением организма (нарушение анатомической целостности или функционального состояния ткани, органа, части тела, отсутствие фермента) и реакцией организма на повреждение. Болезнь нельзя рассматривать только как биологическое явление, т.к. она вызывает не только физические, но и психические страдания.
Всеклассификации отражают разные подходы к группированию заболеваний:
по этиологии — инфекционные, неинфекционные;
по анатомотопографическим признакам основной локализации болезни — болезни сердца, почек, легких, печени, крови и др.;
по признакам пола и возраста — женские, детские, болезни старшего возраста.
Различают также: острые (имеют определенный период времени) и хронические (продолжаются всю жизнь, хотя возможно и выздоровление) заболевания.
В развитии болезни различают четыре стадии, или периода:
1. Латентный (инкубационный) — период от первого воздействия причины болезни до ее первых клинических проявлений;
2. Продромальный — период появления неспецифических признаков болезни (до развертывания полной клинической картины). Диагностика в этот период имеет большое значение, так как раннее лечение обусловливает благоприятный исход болезни.
3. Период развития болезни — появление специфических признаков болезни, полного развертывания клинической картины болезни. Возможны стертые формы, которые не сопровождаются выраженными признаками.
4. Период выздоровления (реконвалесценции) — исчезновения признаков болезни, полное восстановление трудоспособности. Полное выздоровление не всегда является окончательным. Возможно развитие осложнений, т. е. изменений в органах и системах, ранее не вовлеченных в патологический процесс.
Течение болезни может быть острым, подострым и хроническим.
Острое течение болезни ограничено во времени (одна, две недели), имеет острое начало и быстрое развитие симптомов (грипп, острый бронхит). Для подострого течения характерно более медленное, длительное развитие болезни, но оно также ограничено во времени. Хроническая болезнь не излечивается, она течет всю жизнь.
На протяжении течения хронического заболевания выделяется фаза обострения, когда имеются все признаки заболевания, а также фаза ремиссии, когда все признаки хронического заболевания минимальны или отсутствуют и больной считает себя практически здоровым. Рецидивом называется обострение хронического заболевания спустя 12 месяцев и более после предшествующего. Полное выздоровление при хроническом течении болезни возможно значительно реже, чем при остром течении.
Исходы болезни:
- выздоровление;
- летальный (смертельный) исход, которому предшествует терминальное состояние;
- ограничение или утрата трудоспособности, инвалидность.
Прогноз болезни — это предсказание исхода заболевания. Прогноз зависит от вида болезни, тяжести его течения, наличия осложнений, ее влияния на деятельность жизненно важных органов и систем человека. Он может быть благоприятным (предполагается выздоровление), сомнительным (неуверенность в благоприятном исходе) и неблагоприятным (предположение о летальном исходе). Так, например, при легком течении очаговой пневмонии прогноз благоприятный, при осложненном течении крупозной пневмонии — сомнительный, а в IV стадии рака — неблагоприятный.
Этиология— учение о причинах болезни. Среди причин выделяют несколько основных групп:
Биологические причины — это возбудители болезней (бактерии, вирусы, грибки, простейшие), черви (гельминты), кровососущие насекомые (мухи, комары, клещи), переносчики возбудителей болезни от больных людей к здоровым.
Механические причины — травмы, переломы, ушибы, сотрясения, ранения.
Физические причины — воздействие температуры (ожоги, отморожения, тепловые удары), воздействия влаги, электрического тока, ионизирующей радиации, света и т. д.
Химические причины — твердые или жидкие, пылевые, ядовитые газообразные вещества (острые или хронические отравления). Это промышленные вредности.
Алиментарные причины - переедание, злоупотребление острой, горячей, жирной пищей, употребление недоброкачественной пищи, отравление грибами.
Психические причины: воздействия на центральную нервную систему, психику в виде острых и хронических стрессовых травм. Неправильное поведение, слово у постели больного может вызвать ятрогенное заболевание (ятрогения).
Социальные причины: неудовлетворительные условия жизни, труда, снижающие сопротивляемость организма к вредным различным воздействиям.
Генетические причины (наследственные): генетическая предрасположенность или наличие нарушений в хромосомных системах. Генетически обусловленные болезни: гемофилия, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца и др. На наследственную предрасположенность можно влиять профилактическими мероприятиями. Люди с генетической предрасположенностью не обречены на болезнь. Просто при равных с другими обстоятельствами возможность заболеть у них более высокая.
Факторы риска – это воздействие на организм различных болезнетворных причин, которое в значительной степени повышает вероятность возникновения или развития болезни.
Патогенез — учение о механизмах развития, течения и исходах заболевания. Различают фазы патогенеза:
1. Воздействие этиологического начала;
2. Пути распространения его в организме;
3. Характер патологических изменений в тканях и системах организма;
4. Исход болезни, последствия — изменения в органах (рубец, атрофия и т. д.).
Изучение патогенеза имеет большое практическое значение. Зная патогенез болезни, можно успешно вмешиваться в ее развитие, ломая те или иные звенья процесса при помощи химиотерапевтических средств, антибиотиков, оперативных вмешательств и др. Современная терапия является в основном патогенетической, преследующей задачу — пресечь развитие процесса или изменить в благоприятную сторону его течение.
Выделяют частный и общий патогенез.
Частный патогенез включает анализ механизмов развития частных нозологических форм (пневмонии, артериальной гипертензии и др.). Существуют и общие механизмы развития, характерные для разных заболеваний. При общем патогенезе анализируются общие закономерности развития и течения заболевания.
Каждая болезнь проявляется соответствующими признаками, которые делятся на симптомы и синдромы.
Симптом— признак болезни. Например, кашель — симптом бронхита; жажда — один из симптомов сахарного диабета; боль в сердце — стенокардии; одышка — сердечной недостаточности.
Различают симптомы: субъективные и объективные.
Субъективные симптомы представляют собой ощущения пациента. Это отражение в сознании пациента патологических изменений в организме. Например, боль разной локализации, головокружение, тошнота и др.
Объективные симптомы выявляются при исследовании больного: осмотре, пальпации, перкуссии и аускультации. Например, отеки, увеличение печени, селезенки, шумы в сердце, хрипы в легких и др.
Синдром — совокупность тесно связанных между собою симптомов, отражающих те или иные патологические изменения в системах и тканях, и объединенных общим механизмом возникновения. Примеры: отечный синдром (отеки, асцит, анасарка, бледность или цианоз кожи); бронхоспастический (удушье, кашель, хрипы при аускультации); синдром шока (слабость, влажность кожи, нитевидный пульс, низкое АД).
Диагностика — это наука распознавания болезней. Термин «диагностика» включает в себя обследование пациента и определение диагноза.
Диагноз — это краткое заключение о сущности заболевания.
Диагностика включает в себя следующие этапы:
- Во-первых, кроме учета жалоб, изучение истории заболевания и жизни пациента (анамнез).
- Во-вторых, изучается морфологический статус пациента: индивидуальные особенности строения тела пациента, морфологии его органов (величина, форма, положение), выявление патологии внутренних органов. Достигается это методами клинического обследования пациента.
- В-третьих, изучаются функциональные особенности пациента по системам (система кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д. - физиология конкретного человека). Достигается это функциональными пробами, дополнительными методами исследования.
Исходя из обнаруженного симптома или синдрома, проводится более детальное обследование для уточнения места поражения, выясняются причины, сущность патологического процесса, имея в виду диагностику болезни как нозологической единицы. Помогают решить задачу диагностики клинико-лабораторные и инструментальные методы обследования.
Диагноз всегда динамичен, он не является законченной, застывшей формулой, а изменяется вместе с развитием болезни. Немаловажное условие успеха диагностики — соответствующая обстановка, правильная организация исследования и особенно — доверие пациента к медицинскому работнику.
Важнейшим правилом диагностики является наблюдение за симптомами болезни в динамике, во времени, в изменении и развитии с учетом направления патологического процесса. Различают:
· предварительный диагноз, который ставится обычно только при наличии части информации, полученной при обследовании пациента (его жалобы, анамнез, объективное обследование, частично-инструментальное) и преимущественно на предварительных этапах обследования в поликлинике, приемном отделении.
· Клинический диагноз состоит из диагноза основного заболевания, осложнения основного заболевания и сопутствующих диагнозов. Окончательный (клинический) диагноз выставляют, когда имеются все данные о пациенте, в том числе и лабораторно-инструментальные исследования и в результате дифференциального диагноза.
· Дифференциальный диагноз — это исключение всех предположенных диагнозов, имеющих некоторое сходство с данным диагнозом по отдельным симптомам. Обычно исходным пунктом дифференциального диагноза служит выбор наиболее показательного, ведущего или достоверного симптома. Затем сравнивают последовательно наблюдающуюся картину заболевания с описанием тех болезней, с которыми она имеет сходство в этом симптоме; ищут различия между ними и данным случаем. На основании обнаруженных различий или противоречий исключают все заболевания, о которых можно было думать в данном конкретном случае. Заключают, что у данного больного именно то заболевание, которое предположили. Помогают в дифференциальной диагностике дополнительные методы обследования.
В своей деятельности медицинский работник должен стараться избегать ошибок, недостатков, которые чреваты неправильным диагнозом, источником ятрогении.
1) 30% ошибок в диагностике бывает из-за кратко собранного анамнеза;
2) переоценка дополнительных методов обследования пациента и недооценка объективных — причина неверного диагноза;
3) абсолютизация лекарственной терапии и полипрогмазия могут стать источником ошибки;
4) избыточная информация пациента о возможной патологии органов при дополнительном обследовании («жалуюсь на ишемию..., на плохую ЭКГ» и др.) может вызвать недоверие к медицинскому работнику, который утверждает, что пациент здоров.
Виды диагноза:
По методу построения: прямой или по аналогии; дифференциальный диагноз и, как часть его, диагноз путем исключения; синтетический диагноз или полный; диагноз путем наблюдения; диагноз по лечебному эффекту;
По времени выявления заболевания: ранний; поздний; ретроспективный; посмертный.
По степени обоснованности: предварительный (гипотетический); окончательный или обоснованный (уточненный); под вопросом - при отсутствии уверенности в правильности диагностики.
Существует международная классификация болезней . В н. в. В РБ используется МКБ 10.
Лечение заболеваний.
После выставления диагноза пациенту назначается лечение. Оно обычно бывает комплексным, т. е. включающим кроме медикаментозных средств еще рекомендации по режиму, диете, физиотерапии и другим нетрадиционным методам лечения. Лечение, которое проводится в поликлинике, называется амбулаторно-поликлиническим, в стационаре — стационарным, в санатории — санаторным.
Виды лечения. Диетотерапия — лечение диетой. Существует 15 лечебных диет (столов). При заболеваниях сердца назначают диету №10, при заболеваниях печени —: № 5, почек — № 7, при сахарном диабете — № 9, болезнях желудка — № 1, 2 и т. д.
Лечение минеральной водой. Минеральная вода бывает кислая и щелочная. Назначается в соответствии с кислотностью желудочной секреции. Некоторые обладают мочегонным эффектом.
Лечение режимом. Назначается постельный, строгий постельный, палатный, свободный режим в зависимости от стадии заболевания и общего состояния пациента.
Медикаментозное лечение.
При проведении лекарственной терапии в первую очередь назначаются средства, воздействующие на причину болезни (этиологическое лечение). Примеры этиологического лечения: антибиотики и сульфаниламидные препараты — при бактериальных инфекциях; пиперазин — при аскаридозе; изониазид — при туберкулезе и т. д.
Затем назначается патогенетическое лечение — воздействие на функции органов, нарушенные в процессе заболевания. Например, бронхолитики при бронхиальном спазме.
Симптоматическое лечение предполагает воздействие на отдельные симптомы заболевания. Например, отхаркивающая микстура — при кашле, анальгин — при головной боли, диуретики — при отеках и т. д.
Физиотерапевтическое лечение. По определенным показаниям назначаются физиотерапевтические средства лечения. Это массаж, диатермия, УВЧ, ультрафиолетовое облучение, ультразвук, водолечение и др.
Психогенное лечение. Важно вызвать у пациента доверие к назначенному лечению. Для этого его нужно убедить в необходимости проведения данного лечения. Иногда прибегают к лечению гипнозом, аутотренингом. Медицинский работник всегда должен помнить, что его слово может стать причиной ятрогении.
Нетрадиционные методы лечения: фитотерапия — лечение травами; сокотерапия; лечение продуктами пчеловодства; рефлексотерапия, уринотерапия и др.
Назначая медикаментозное лечение, надо избегать полипрогмазии — увлечения назначением большого количества лекарств, так как это может привести к развитию аллергических реакций. Медицинский работник должен знать, какие средства назначать натощак, а какие после еды, должен знать дозировку основных лекарственных средств, справляться со справочной литературой при назначении лекарств детям и пожилым людям.
Профилактика(греч. Prophylactics-предохранение, предупреждение) — это сфера деятельности медицинских работников, относящаяся к выявлению причин заболеваний и повреждений, их ослаблению или устранению.
Различают общественную и личную (индивидуальную) профилактику. Общественная профилактика — мероприятия, проводимые государством. Это строительство диспансеров, организация иммунопрофилактики, флюорографического обследования населения, улучшение материального благосостояния людей, пропаганда здоровья через радио, телевидение, журналы, улучшение условий труда, быта, охрана окружающей среды. Важным методом профилактики является диспансеризация терапевтических больных, которая проводится поликлиниками по месту жительства пациентов. Подлежат диспансеризации пациенты с хроническими заболеваниями: хронический бронхит, бронхиальная астма, туберкулез, ИБС, пороки сердца, гипертоническая болезнь, пиелонефрит и т. д. Пациенты наблюдаются врачом 1-2 раза в год с назначением обследования и профилактического лечения (противорецидивного), направляются на санаторно-курортное лечение.
Личная профилактика — меры профилактики, зависящие от каждого человека. Это санитарная культура, личная гигиена, одежда по сезону, бережное отношение к экологии
В зависимости от характера объекта приложения профилактических мер профилактика делится на первичную (меры направлены на устранение непосредственной причины заболевания – проведение ЗОЖ), вторичную (ранняя диагностика, излечение острых заболеваний, полная ремиссия хронических это достигается путем проведения диспансеризации) и третичную (реабилитация пациентов).
Диспансеризация— активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, включающее комплекс профилактических, диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
Первоначально принципы и методы Д. использовались для борьбы с социально опасными болезнями — туберкулезом, сифилисом, трахомой и др. В последующем диспансерный метод нашел применение для наблюдения за беременными, детьми, трудящимися ведущих отраслей промышленности и с.-х. производства, больными, страдающими хроническими заболеваниями.
Целью Д. является формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности, достижение активного долголетия. Д. входит в качестве составной части в широкую систему мер по профилактике заболеваний, осуществляемых государством, обществом, здравоохранением. Диспансеризация включает: ежегодный медицинский осмотр с проведением лабораторно-инструментальных исследований для выявления заболеваний в ранних стадиях, а также обследование лиц, имеющих факторы риска развития заболеваний; дообследование нуждающихся с использованием современных методов диагностики; определение состояния здоровья каждого человека; осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий больным и лицам с факторами риска и последующее систематическое наблюдение за состоянием их здоровья. (Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 октября 2007 г. N 92 "Об организации диспансерного наблюдения взрослого населения Республики Беларусь" и от 3 февраля 2009 г. N 11)
Реабилитация— это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий среди больных тяжелыми заболеваниями, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду.
Виды реабилитации: медицинская, профессиональная, социальная.
Основой реабилитации является медицинская реабилитация, предусматривающая использование немедикаментозных, фармакологических и медико-социальных мероприятий, направленных на предупреждение утраты трудоспособности, скорейшее восстановление нарушенных функций, профилактику обострений заболеваний.. Профессиональная предусматривает рекомендации по переобучению, трудоустройству. Социальная помогает больному или инвалиду адаптироваться в обществе.
Первичная медико-санитарная помощь – это первый уровень контакта человека, семьи, общества с системой здравоохранения. Один из важнейших ее принципов заключается в ее доступности. Сегодня одна из ведущих ролей в реализации данного принципа отводится системой здравоохранения средним медицинским работникам. ПМП осуществляется амбулаторно.
Виды ЛПУ:
К ЛПУ амбулаторного типа относятся: - амбулатория, поликлиника, здравпункт, диспансер, станция скорой помощи, ФАП.
К ЛПУ стационарного типа: больница, клиника, госпиталь, медицинская санитарная часть.
Амбулатория- лечебное учреждение, персоналом которого оказывается первая помощь в амбулатории и на дому. В ней работают только основные специалисты, объем диагностических исследований меньше, чем в поликлинике. Амбулатории подчиняются поликлинике, контролируют работу ФАПов.
ФАП- амбулаторно-поликлиническое учреждение в сельском поселковом пункте, находится в ведении амбулатории или участковой больницы.
Задачи ФАПа:
· оказание первой доврачебной медицинской помощи;
· профилактика и снижение общей заболеваемости;
· снижение смертности;
· повышение санитарно-гигиенической помощи населению; проведение подворных обходов; участие в текущем санитарном надзоре в детских садах, школах, в коммунальных, пищевых, промышленных учреждениях, за водоснабжением и очистными сооружениями;
· продажа готовых лекарственных форм.
Фельдшерпроводит анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, занимается вопросами оздоровления окружающей среды, пропагандирует гигиенические знания, организует общественный актив.
Фельдшер ведет диспансерное наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями. Имеет право определять временную нетрудоспособность в пределах своей компетенции.
Поликлиника - главное звено в организации лечебно-профилактической помощи населению. Соблюдается принцип участковости. Работают различные специалисты. Имеется ряд лабораторий и диагностических кабинетов, процедурные кабинеты.
Диспансер занимается лечением и профилактикой одного или группы родственных заболеваний. Некоторые диспансеры имеют стационарное отделение.
Станции скорой медицинской помощи - задача оказания неотложной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях в полном объеме и в кротчайшие сроки, доставка пациентов в стационар, для оказания квалифицированной помощи.
Основной функциональной единицей СМП является выездная бригада врачебная, фельдшерская, интенсивной терапии, специализированная узкопрофилдьная.
Больница- лечебное учреждение стационарного типа для пациентов, нуждающихся в постоянном лечении и уходе с пребыванием на больничной койке.
Госпиталь - больница, где получают помощь военные.
Клиника- больничное учреждение, где осуществляется стационарное лечение пациентов; там проводится обучение студентов и научно-исследовательская работа.
Санаторий - стационарное учреждение, в котором пациенты проводят долечивание.
Для формирования единых подходов к лечению и соблюдения преемственности в обследовании и лечении на разных этапах в РБ приняты стандарты или протоколы лечения и обследования по всем нозологическим формам.
|