Обратная связь
|
Вейдле В.В. Крещальная мистерия и раннехристианское искусство// Вейдле В.В. Умирание искусства. СПб.,1996. С.165-192; 319-329.
Под раннехристианским искусством я разумею, придавая этому понятию более узкий, чем обычно, смысл, искусство христианской Церкви в период, предшествующий ее государственному признанию. Такое словоупотребление оправдано тем, что памятники, им очерченные, весьма определенно отличаются от памятников послеконстантиновского времени и занимают особое место по отношению ко всей дальнейшей истории христианского искусства. Вопреки общепринятому дотоле мнению, исследования последних двадцати лет1 с достаточной убедительностью показали, что наиболее древние из этих памятников нет основания датировать раньше чем концом II века; так что отрезок времени', охватываемый нашим понятием, сводится к III веку, с захватом начала
________________________________________________________________
1 Основная работа: F, Wirth. Romische Wandmalerei vom Uncer-gang Pompejis bis zum Ende des dritten Jahrh. Berlin, 1934. См. также ,/. de Wit. Spatromische Bildnismalerei. Berlin, 1938, Новые датировки в общих чертах приняты в работах F. Gerke (напр., в Zeitschrift fiir Kirchengeschiclne, 59 (1940): Ideengeschichte der ahesten christli-chen Kunst) и, после тщательной проверки, Е. Weigand'oM (Byzan-tinische Zeitschrifi, 41 (1941): Die spatantike Sarkophagskulptur im Lichte neuerer Foschung:4).
следующего столетия и конца предшествующего. За исключением относящейся к двадцатым годам III вею росписи из Дуры-Европос на Евфрате, памятники эти, если ограничиться, как мы это здесь делаем, областью изобразительного искусства, почти исключительно состоят из стенной живописи римских и некоторых других катакомб и из рельефов, украшающих саркофаги, найденные в Италии и южной Галлии. Традиции, выработавшиеся в пределах этих двух категорий памятников, продолжают жить в этих же пределах еще и на протяжении всего следующего века, а то и дольше, чем значительно расширяется материал, которым мы вправе пользоваться доя изучения раннехристианского искусства, при условии отличать эти его пережитки от идущих ему на смену новых художественных принципов, уже широко распространенных вне указанных пределов и предназначенных вскоре распространиться и в них. Во всяком случае, начиная с Миланского эдикта источники, питавшие это раннее искусство, иссякают, и дни его, в принципе, сочтены. Перелом, положивший ему конец, можно считать самым глубоким из всех, когда-либо имевших место в истории христианского художественного творчества. Недаром он отвечает решительному перелому в судьбе самого христианства.
В чем же своеобразие искусства III века по сравнению с христианским искусством других веков? Оно, прежде всего, в том, что в отличие от всего наблюдаемого в дальнейшем раннехристианский живописец или скульптор ни в какой мере, хотя бы и бессознательно (как это бывает обычно), не стремится придать форме своих произведений никакого соответствия с их специфическим, то есть религиозным и христианским содержанием2. В
_________________________________________________________________
-2 Противоположного мнения держался Макс Дворжак, но особенности катакомбной живописи, указанные им, либо иллюзорны, либо принадлежат позднеантичной декоративной живописи в целом, независимо от того, служит ли она христианским целям или языческим, имеет ли вообще культовое назначение или нет.
_____________________________________________________________________________
отношении формы произведения эти ничем не отличаются от аналогичных им по технике произведений, античного художественного ремесла (все равно, служащего культовым целям или нет) — не отличаются даже, как думали иногда, особенно низким качеством этой формы, так как в некоторых случаях, правда, довольно редких, и скульптура саркофагов, и живопись катакомб достигают довольно высокого ремесленного уровня. Ремесленными или "прикладными" живопись и скульптура эти потому и остаются, что форма только облекает в них содержание, нисколько не ища его выразить, воплотить его в себе. Происходит же это не из боязни искусства, не из пуританской подозрительности в отношении к "красоте", а из безразличия к искусству как таковому: если оно может интересовать, то лишь в той мере, в какой для верующего человека рядом с евангельским текстом может иметь значение бумага и переплет его экземпляра Нового Завета. Некоторым заказчикам или исполнителям саркофагов и катакомбных росписей не чуждо, по всей видимости, было искание известной украшенности, добротности, иногда и роскоши; что отсутствует здесь вполне, это забота о форме, неразрывно слитой с содержанием, той, что свойственна "высокому" и, в частности, религиозному искусству. Замечательней всего, что безразличие это не ограничивается формой в обычном смысле слова, но распространяется и на внутреннюю форму, то есть на поэтическую или драматическую интерпретацию данной темы, на то, что предшествует (но крайней мере, принципиально) в творческом процессе ее окончательно фиксированному зрительному обнаружению. Единственная особенность внутренней формы, наблюдаемая здесь, это ее крайняя упрощенность и лаконичность: она тоже существует лишь постольку, посколь-
__________________________________________________________________
3 Иконография, правильно понятая, должна была бы иметь своим предметом именно эту внутреннюю форму религиозного изобразительного искусства.
ку без нее невозможно обойтись. Вот почему из огромного кладезя античности искусство это заимствует без всяких перемен не только формы, но и мотивы: облик Гермеса Криофора для Доброго Пастыря или позу спящего Эндимиона для спасенного Ионы. Больше того, ему случается заимствовать целиком и самые темы — Орфея, Амура и Психеи, — наделяя их, правда, новым смыслом, единственно для него важным, единственно новым, что у него есть. Содержание как соотносительный форме элемент художественного произведения его, в сущности, так же мало интересует, как и форма. Ему нужен только смысл.
Недостаточно сказать, что это искусство символично, и противополагать его "историческому", повествовательному искусству позднейшего или того же времени. Символичны византийские мозаики в том смысле, что они дают вневременный, освобожденный от излишней земной конкретности образ священных событий и священных лиц; но эта их черта отнюдь не делает безразличной их форму, внешнюю или внутреннюю, а, напротив, приводит к созданию особого стиля, определяющего и ту, и другую. В резком отличии от них, раннехристианское искусство довольствуется, в качестве стиля, все еще господствующим в современном ему языческом мире иллюзионизмом или импрессионизмом (то есть, в конечном счете, реализмом), а внутренняя его форма, если отвлечься от ее сжатости, остается при этом тем более непредрешенной и случайной, что священное событие и священное лицо существуют для него не сами по себе, а лишь для ознаменования присущего им смысла. Оно изображает, но изображения эти вполне можно было бы заменить какими-нибудь словесными или иными знаками. Такое искусство я предложил бы называть не символическим, а сигнитивным (пользуясь термином, применяемым в другой связи Лейбницем), ибо знак тем и отличается от символа, что его функция целиком состоит в
передаче его смысла, без всякой заботы о выражении этого смысла или каком-либо соответствии означающего с означаемым4. Добрый Пастырь в мавзолее Галлы Плацидии есть подлинный образ Иисуса Христа, правда, не "вообще" (такого не бывает), а в одном из его религиозных аспектов. Выбор этого аспекта, этого особого угла зрения, не мешает, однако, изображенному Лицу полностью присутствовать перед нами; мозаика как бы говорит нам: вот Он, молитесь Ему, Он именно таков. Но за два века до того, в катакомбах, Добрый Пастырь — не образ Христа (хотя бы и в особом его аспекте), а изображение пастуха, держащего ягненка на плечах; пастух же этот нечто означает, скажем пока: некоторую мысль о Христе5. И точно так же фигурка, протягивающая жезл к покойнику, стоящему перед своим гробом, или другая с таким же жезлом перед скалой, из которой брызжет вода, или три фигурки, под которыми намалевано пышущее пламя, не столько изображают воскрешение Лазаря, Моисея, источающего воду из скалы, и трех отроков в пещи огненной, сколько указуют на смысл этих сцен, вследствие чего в схематических этих набросках и опущено все, кроме самого необходимого, для того, чтобы сцена была узнана и смысл ее был понят.
Раннехристианское искусство не ставит себе целей, а потому и не достигает результатов, свойственных религиозному искусству других эпох христианства или иных, нехристианских культур. Форма его не выражает религиозного чувства; священной истории оно не излагает и священных образов не создает. В сущности, оно вообще не искусство, а лишь особый язык религиозной мысли, — не ее тело, как язык поэзии, а ее одежда, как слова обыденной речи. Такой его характер требует объяснения более серьезного и более общего, чем те, что давались до
_________________________________________________________________
4 Знак, в отличие от символа, сам по себе безразличен; важно только то, что он значит. Все равно, писать ли цифру три — 3 или 3; важно лишь, чтобы мы не спутали ее с цифрой два.
5 Далее мы поясним, какую именно.
сих пор, и он, конечно, должен стоять в связи с характером мысли, высказавшейся в этом искусстве, и религиозного переживания, из которого оно выросло. Старая теория, объяснявшая все особенности раннехристианского искусства погребальным назначением сохранившихся его памятников, опровергнута открытием христианской росписи в Дуре-Европос, не имеющей ничего общего с кладбищами и гробами, но где так же отсутствует всякое изображение событий и лиц ради них самих, и господствует тот же лаконизм и тот же сигнитивный принцип6. Пример Дуры особенно ценен еще и потому, что тут же полный контраст этому принципу являют приблизительно одновременные фрески Синагоги, где эпизоды из Библии развернуты в подробном повествовании, и даны образы отдельных лиц (пророков), которые в некотором условном смысле можно назвать портретными. Такое близкое соседство, по времени и по месту, этих двух росписей друг с другом само по себе чрезвычайно показательно, если принять во внимание, что одна принадлежит иудейству рассеяния, подвергшемуся сложным воздействиям, эллинистическим и иным, а другая — открытому совершенно таким же воздействиям христианству. Нельзя отсюда не заключить, что резкая противоположность методов, которым следовали авторы той и другой, зависит не от разницы каких-либо испытанных ими внешних влияний (как в таких случаях слишком часто склонны предполагать историки), а от более глубокого различия религиозных намерений, и значит, структур религиозного сознания.
Метод, примененный в Синагоге, отнюдь не нов. Мифическое событие, священное лицо — эти две категории изображения свойственны всему античному религиозному искусству классической эпохи. Начиная с IV века тот
_________________________________________________________________
60 совпадении, в основных принципах, катакомбной живописи с живописью Дуры, правильно О. Case! в Jahrbuch fur Liturgiewissen-schaft, 12 (1932), с. 39.
_________________________________________________________________
же метод все чаще применяется и в христианском искусстве, но это как раз и знаменует конец раннехристианского периода. Если и смогут быть указаны образчики его применения здесь, датируемые более ранним временем, это не изменит существа дела. Господствующим и характерным для этой эпохи останется все же сигнитивное искусство, которому тоже не трудно найти аналогию за пределами христианства, но только в одной области: в искусстве мистериальных религий, которые как раз во II и III веках достигают своего наибольшего распространения. Здесь точно так же мифические события и лица изображаются не ради самих себя, а ради своего — мистериального — смысла. Здесь так же наблюдается тяготение к лаконизму и безразличие к форме как таковой7. Этих совпадений уже достаточно, чтобы навести на то истолкование раннехристианского искусства, которое будет предложено ниже, но ими дело не исчерпывается. В искусстве сигнитивного типа показательна не трактовка его тем (ибо как они трактованы для его целей безразлично), а самый их выбор и их сочетание, где как раз и наблюдаются новые соответствия между искусством раннего христианства и искусством языческих мистерий. Оба склонны изображать не столько божество, сколько функцию божества, и в обоих случаях изображения сочетаются по принципу конвергирования их смыслов. Добрый Пастырь саркофагов и катакомб не только не образ, но и не символ Христа (хотя бы только Христа-Спасителя, с исключением других Его аспектов); он — зрительное ознаменование той мысли, что Спаситель спасает, что Он пришел нас спасти, что мы Им спасены. Даниил во рву львином тоже — не "портрет" Даниила (пусть и самый условный), а знак того, что Даниил спасен, и мы спасены, как Даниил. Атрибуты этих двух фигур, ягненок и львы, при таком осмыслении их, нисколько не
________________________________________________________________
7 Уже у Буркхардта в Die Zeit Ginstantins des Grosser) (1853) есть очень проницательнее замечания об этой "symbolische Tendenz".
менее важны, чем они сами. Но и статуя Изиды, или Дианы Эфесской, или какого-нибудь Эона, той же эпохи, столь же или еще более функциональна по замыслу, а потому и переобременена нередко собственными атрибутами (чего о древнеегипетских изображениях Изиды сказать нельзя); Митра же постоянно изображается в действии, в акте заклания быка, — как Спаситель в акте спасения овцы, — то есть не себя ради, а ради своей религиозной функции. Что же касается сочетания тем, то в подземной базилике возле Porta Maggiore они точно так же конвергируют к некоей центральной мысли, как другие темы на службе другой религии, позже, в усыпальницах римских катакомб.
Аналогии эти отнюдь не случайны, хотя они и не исключают очень существенных различий и не свидетельствуют ни о каких заимствованиях. Нескончаемые и тенденциозные споры о влиянии языческих мистерий на христианство затемнили тот несомненный и существенный факт, что христианство — мистериальная религия, и что во II и III веках оно с особой остротой ощущалось именно как таковая. Лукиан Самосатский недаром говорит о христианах, что они "все еще поклоняются тому великому человеку, который был распят в Палестине за то, что вводил в жизнь эту новую мистерию"'8; и если язычники видели в "новой мистерии" основное содержание христианства, то есть все основания думать (как тому будут даны подтверждения в дальнейшем), что и христиане по преимуществу мистериально переживали свою религию. Если же так, то a priori можно предположить, что переживание это отразилось и на их искусстве, чем объясняется и сигнитивный его характер, и указанная
__________________________________________________________________
8«6-ci Kcuvn,v Tamrrv TeXetfiv eiaiftaYev eiq tov Piov» (Luciani, Percgr. 11). Ср.: P. de Labriolle. La reaction payenne, 2, c. 102 ел. — Dolyer, приведя эти слова Лукиана, говорит: "Nach clem Begriffc der Heiden in der zweiien Halfte des zweiten Jahrhunderts war das Christentum eine neue Myscerienreligion" (Icluhys II, 5, 16).
___________________________________________________________________________
только что особенность выбора и сочетания его тем — черты, сходные в нем с искусством других мистериальных религий. Но раз мы это допустили, то, тем самым, • мы обрели путевую нить для дальнейшего понимания его тем и общей смысловой связи между ними. Истолкование раннехристианского искусства, которому издавна предаются археологи разных исповеданий, чаще всего страдало от того, что протестантские ученые инстинктивно отворачивались в его памятниках от всего, что на их вкус могло отзываться "сакраментализмом", а католические искали в них слишком разработанной и законченной системы вероучения, смешивая, в частности, христианскую мистерию доконстантиновской эпохи с тем стройным и дифференцированным распорядком таинств, который установился лишь поздней9. Между тем, всякому непредвзятому взгляду должно быть ясно, с одной стороны, что "сакраментальные", а именно крещальные и евхаристические темы, несомненно, изображались в катакомбах и на саркофагах, так что спор, в лучшем случае, может идти лишь о степени их распространенности; а с другой, что живая вера и каталог религиозных истин — две вещи разные, и что вновь обращенный, то есть крещеный, или, что то же, посвященный в христианскую мистерию язычник (или иудей) должен был прежде всего верить в действительность своего посвящения. Сколь по-разному ни истолковывались в языческих мистериях и в христианской сами понятия посвящения и спасения, обеспеченного им (а мы увидим дальше, что отличия эти были велики, и что ими объясняется самая победа христианства), все же связь того и другого была и тут неразрывна и составляла основное ядро религиозного переживания. Больше того, именно в христианстве переживание это должно было быть и было еще во много раз глубже и острей. А если так, то было бы странно, если бы
_________________________________________________________________-
9 Примеры тому с протестантской стороны — недавние еще работы Ахелиса и Эллигера, с католической — труды Вильперта.
основное переживание мистериальной религии не стало и основным предметом мистериального искусства.
Темы, постоянно повторяющиеся в рельефах саркофагов и на стенах катакомб, представляются на первый взгляд довольно пестрыми, и более точное истолкование каждой из них в отдельности находится в немалой зависимости от истолкования их связи. Для этой последней цели возможно и даже полезно ограничиться наиболее распространенными, не говоря уже о необходимости исключить те, которые появляются впервые лишь в после-константиновское время. Мы также можем не останавливаться подробно на саркофагах (изучение которых привело бы к тем же конечным результатам) и сосредоточиться на катакомбных росписях, где пропорция распространенности тех или иных тем достаточно красноречива10. Чаще всего встречаются здесь изображения Оранты (153 раза) и Доброго Пастыря (88, а по новейшим подсчетам, 121 раз). Затем идут в порядке частоты Моисей, источающий воду из скалы (68 раз), Иона (57 раз для темы в целом и 129 раз при подсчете ее отдельных эпизодов), Воскрешение Лазаря (50 раз), Даниил во рву львином (39 раз), Умножение хлебов (28), Жертвоприношение Исаака (22), Три отрока в пещи огненной (17) и Адам и Ева в раю (16 раз). Из других тем, встречающихся менее десяти раз, но засвидетельствованных в некоторых из наиболее древних росписей, упомяну Крещение (8 раз), Сусанну (6), Исцеление расслабленного (5), Самаритянку со Спасителем у колодца (4 раза) и Рыбака, удящего рыбу (2 раза, но в обоих случаях среди древнейших росписей). Никаких очень далеко идущих выводов из этой статистики сделать нельзя, хотя бы ввиду того, что указанные примеры распределяются, по крайней мере, на
__________________________________________________________________
10Я привожу цифры Вильперта, из его большого труда о катакомбах. Они устарели; некоторые можно дополнить по словарю Каброля и Леклерка, но пропорции остаются теми же, а это все, что нам нужно.
________________________________________________________________
два века (с захватом всего IV-гo), и что хронология их часто недостаточно ясна; но она все же дает нам представление о том круге тем, которым мы можем ограничиться для нашей цели, и о сравнительной их излюбленности. В этом отношении, несмотря на крайнюю простоту и сжатость всех этих изображений, требующих минимума аксессуаров и фигур, ни одно не может соперничать с самыми простыми, Добрым Пастырем и Орантой, общий смысл которых — Спаситель и спасенная душа — давно уже, если отвлечься от дальнейших его оттенков, ни у кого не вызывает сомнений11. Смысл остальных зависит, как уже сказано, от их связи между собой и с двумя наиболее бесспорными по смыслу темами.
Но существует ли эта связь, и если да, какого она рода? Недавняя, довольно неожиданная, теория, пытавшаяся ее начисто отрицать и рассматривать эти изображения как некую хрестоматию "популярных мотивов" из Священного Писания, была тотчас опровергнута, и опровергнута неопровержимо13. Монсеньор Вильперт, самый заслуженный после Де Росси, из археологов, изучавших саркофаги и катакомбы, никакой теории explicite на этот счет не выставлял, но фактически руководствовался предположением (анахроническим, на наш взгляд), что в раннехристианском искусстве можно найти едва ли не полное изложение католического катехизиса13. Другие ученые пытались объяснить находимое в живописи и скульптуре сопоставление тем аналогией со сходными сопоставлениями в христианской письменности и осо-
________________________________________________________________
11 См., напр., указанную выше работу Герке. Об Оранте споры продолжаются, но касаются оттенков ее смысла, для нас в данной связи не важных (молитва о спасении души, молитва спасенной души, олицетворение молитвы как таковой). ;
12 Мнение это было высказано монсиньором Stygcr'oM (Altchrist-liche Grabeskunst, 1927) и опровергнуто монсиньором Kirsclr'ем в Romische Quartalschrift, 36 (1929).
13"См. особенно последнюю сводку его взглядов в книге "La Fede clella Chiesa nascente secondo i monument! dell'arte funeraria antica" (Rcma, 1938).
бенно литургике (отходных молитвах и чтениях Страстной Седмицы), но полного совпадения обнаружить нигде не удалось, частичные же явно приходится объяснять не заимствованием, а общностью основной религиозной мысли, которой руководились как авторы текстов, так и вдохновители рельефов или росписей14. Кроме того, объяснять сочетание каких бы то ни было элементов лишь соответствием с другим их сочетанием значит игнорировать или отрицать их непосредственную смысловую связь. В области раннехристианских религиозных изображений связь эта всегда чувствовалась большинством исследователей, и уже сорок лет тому назад один из них нашел для нее определение, вполне верное, но не совсем полное. Связь эта заключается в той самой идее, которую, по всеобщему признанию, обозначают Добрый Пастырь и Оранта, в идее спасения; тут Людвиг фон Зибель совершенно прав15. Неправ он лишь в том, что воспринимает эту идею сквозь некое смутное воспоминание о лютеранском принципе спасения верой и толкует ее поэтому слишком отвлеченно, вне ее подлинного контекста, отрезает ее от той религиозной жизни, из которой раннехристианское искусство как раз и родилось. Если идея спасения — центральная идея христианства, то лишь потому, что она — центральная идея христианской мистерии. О каком спасении может быть речь для христианина, если не о спасении через таинство, которое одно его и сделало христианином? Истина эта, хотя и не могла быть во втором или третьем веке истинней, чем в двадцатом, но переживалась в те века, без сомнения, сильней. Переживалась она во всей полноте, а потому и в обратимости своей, которую можно выразить так: нет спасения вне таинства, но нет и таинства вне
_________________________________________________________________-
14 Le Blant в'свое время указал на Ordo commendalionis animae, Holl — на чтения страстной субботы. Ни там, ни тут нет всех ката-комбных тем и есть темы, не встречающиеся в катакомбах; причем излишки и пробелы не совпадают.
15L. van Sybel. Christliche Antike, 1 (1906).
_____________________________________________________________________________
спасения. В наше время ученые протестантской традиции (все равно, верующие или нет) забывают первую половину этой формулы, а ученые католической школы склонны забывать вторую, рассматривая таинства как нечто самодовлеющее или как один из краеугольных камней установленной религиозной системы, скорей принципиально, чем актуально, связанный со спасением. Однако лишь неразрывность мысли о спасении с мыслью о таинстве, и наоборот, дает ключ к пониманию раннего христианства вообще и, в частности, раннехристианского искусства.
Среди перечисленных выше катакомбных тем есть такие, чей смысл исчерпывается как будто либо идеей спасения, в чистом виде, либо простым указанием на таинство. К первым относятся Добрый Пастырь, Оранта, Даниил, Три отрока, Сусанна и, быть может, Адам и Ева в раю16; ко вторым — Крещение и Умножение хлебов17, но деление это не идет далеко в глубину, как видно уже из того, что оно не поддается распространению на другие темы. Воскрешение Лазаря и Жертвоприношение Исаака предполагают мысль о жертвенной смерти и воскресении Спасителя, одинаково тесно связанную, в естественном контексте христианской веры, с мыслью о спасении и с мыслью о таинстве (евхаристическом в первую очередь, но мы увидим далее, что это не меняет дела). Остальные же три из наиболее излюбленных катакомбных тем означают уже с полной определенностью не спасение просто, а спасение через таинство крещения. Моисей, источающий воду из скалы, недаром заменяется
__________________________________________________________________
16 Зибель высказал весьма остроумное соображение о том, что Адам и Ева могли изображаться не ради самих себя, а в качестве отличительного признака рая; иначе, как бы мы узнали, что, это рай? '
17 Умножение хлебов — разумеется евхаристическая тема, но те исследователи (почти всегда протестантские), может быть, и правы, которые предполагают, что в некоторых из зачисленных Вильпертом в эту категорию случаев изображена лишь небесная трапеза как ознаменование райского блаженства.
___________________________________________________________________________
во многих случаях Петром, а утоляющие жажду иудеи — язычниками (римскими легионерами), и недаром также, на одном из древнейших изображений Моисея, Рыбак, бесспорно означающий Спасителя, ловит рыбу (то есть улавливает души) в той самой воде, что льется из скалы. Ной, спасшийся от потопа в своем ковчеге, — не просто пример спасения от опасности, раз в первом послании Петра (III, 20~21) спасение это трактуется как прообраз крещения, с особым подчеркиванием того, что оно последовало "через воду", 5i' и&хтос,. Пророк Иона, наконец, чья история, не в пример другим, излагается обыкновенно в трех или четырех последовательных эпизодах, тоже ведь, можно сказать, спасся "через воду", и в то же время спасение его самим Евангелием связано с мыслью о смерти и воскресении Христа. Погибшая ныне фреска катакомбы в Cagliari соединяет обычное изображение этой темы с символизацией уловляемых из воды, то есть через крещение душ., и тем самым подтверждает мистериаль-ное ее значение. В трех этих темах идея спасения и идея таинства переплетаются до неразличимости, а это было бы психологически неосуществимо, если бы и там, где они внешне разделены, они не предполагали бы одна другую, не присутствовали бы implicate одна в другой.
Раннехристианская символика Рыбы, столь исчерпывающе исследованная Dolger'oм, не оставляет сомнения в том, что мы имеем в ней дело не с простой эмблемой, как более поздняя хрисма, а с символом несравненно более живым и сложным, означающим не просто Иисуса Христа, а Иисуса Христа Спасителя, и не Спасителя просто, а Спасителя, спасающего через таинство, — через таинство причащения, ибо рыба есть пища (как это подчеркивается, например, в надписи Лектория), и через таинство крещения, ибо она живет в воде (и Тертуллиан недаром называет христиан "pisciculi Jesu Christi"). Вернее сказать, оба таинства рассматриваются тут в единой перспективе, переживаются в едином акте христианского посвящения. Точно так же катакомбные росписи и рельефы саркофагов обладают единым смыслом, но сложным, потому что трепетно-живым: они указывают все — при большом разнообразии исходных точек и оттенков — на спасение (во всех конвергирующих значениях этого слова) через единую крещальную мистерию. Но уразуметь это до конца можно лишь обратившись к самой религиозной жизни, к тому устройству религиозного сознания, вне которого немыслимы ни символика такого именно рода, ни сигнитивное искусство, несущее ее в себе, как это выясняется, хотя и не тотчас, но чем дальше, тем с большей очевидностью, в послеконстантиновскую эпоху.
"Fiunt, non nascuntur Christian!" (Apol. XVIII, 4); не прислушавшись к этим словам Тертуллиана, раннего христианства понять нельзя18. "Христианами не рождаются, а становятся". Но становятся как? Через крещение, через крещальное посвящение. Другого пути нет. Так было в те первые века, так остается, в теории, и по сей день; но на практике дело обстоит — с очень -
давних уже времен — совсем иначе. То, что онтологически продолжает постулироваться, психологически более не существует, а историческая реальность обусловливается именно психологией. Только вновь обращенные, крестимые взрослыми, в нынешнем христианстве, имеют возможность пережить свое крещение и позже вспоминать о нем; все другие, то есть огромное большинство, пережить его попросту не могут. В их сознании оно — одно из таинств, среди других, по значению сильно уступающее причастию, а слова Оригена о том, что оно — "начало и источник" всех харисм, остаются для этого сознания
__________________________________________________________________
18sCp.: De tesiini. animae, 1: (Anima) "fieri enim, non nasci solet Christiana".
____________________________________________________________________
только словами, несмотря на их полное согласие с церковным учением. Средоточие таинственной жизни для них — евхаристия, и совершенно естественно, что со времени Константина она занимает несравненно более обширное место в церковной мысли и в церковном воображении. Крещение, по сравнению с ней, сузилось, обеднело в своем обряде и в своей символике, а в западном христианстве еще и резко отделилось от нее многолетним перерывом до "конфирмации" или первого причащения. Верующий живет евхаристией и о крещении помышляет мало. Если не в плане бытия, то в плане сознания, все мы христианами не стали, а родились. Ранняя Церковь, состоявшая главным образом из новообращенных, не могла не чувствовать иначе. Крещение было для нее самым важным событием в жизни христианина, и оно предстояло его сознанию как единожды пережитая, неповторимая, ни с чем на свете не сравнимая посвятительная мистерия — единственная и единая, куда крещение в узком смысле слова, миропомазание и причащение входили как равноправные, хотя и возрастающие в интенсивности моменты.
Эта единственность и это единство — чрезвычайно важные черты, долго ускользавшие от внимания историков, но хорошо засвидетельствованные в письменности той эпохи. Язычники говорят об одной кап/т) теХЕ'С'п, как Лукиан, или об одном sacramentum, как Плиний, а не порознь о крещении и о евхаристии''19. В христианских текстах характерно не только сближение обоих таинств внутри единого посвятительного обряда, но и различение, сопоставляющее не их между собой, а крещальную евхаристию с евхаристией воскресной (то есть не связанной с крещением). "Апостольское Предание" Ипполита,
__________________________________________________________________
19 Тертуллиан, цитируя Плиния в Apol. И, 5, оставляет sacramen-tum в единственном числе, как о том свидетельствует наиболее надежная рукопись Cod. Fuldensis; Cod. Parisinus дает множественное число.
__________________________________________________________________
памятник, датируемый началом III века, но отражающий церковный распорядок города Рима в предыдущее столетие, излагает лишь крещальную евхаристию (да еще рукоположение), а воскресной не касается совсем20. Текст, гораздо более ранний, "Дидахе", дает евхаристические молитвы, непосредственно вслед за предписаниями для крещения, а о воскресной службе говорит кратко в другом месте. Но наиболее ясную картину рисует первая "Апология" Иустина, и, конечно, не только для середины II века, к которой она относится. Здесь говорится сперва о крещальном обряде (гл. 61), затем идет длинное отступление, занимающее три главы, о бесовских подражаниях этому обряду в языческих культах, но следующая глава (65-я) возвращается к крещению и описывает лобзание мира и причащение, непосредственно следующие за ним, а 66-я дает пояснения евхаристического обряда, подобные предыдущим пояснениям обряда крещального и с таким же, но гораздо более кратким, упоминанием языческих (в культе Митры) "подражаний". Следующая 67-я и, в сущности, последняя глава (68-я — эпилог) начинается словами: "Мы же с тех пор всегда об этом друг с другом вспоминаем (или: друг другу напоминаем), и имущие помогают бедным, и все мы всегда держимся вместе (или: поддерживаем друг друга)", после чего описывается воскресная служба, в которой причащению предшествует литургия оглашенных. Иустин, таким образом, с совершенно отчетливой раздельностью, описывает сперва, и более подробно, посвятительную мистерию в целом, а затем, и более кратко, воскресную евхаристическую службу, сводящуюся к частичному повторению ее, с присоединением литургии оглашенных на месте изъятого крещального обряда. Из этого можно заключить, что в сознании христиан его времени жили не два таинства — евхаристия и крещение, — как в нашем
_________________________________________________________________
-"Текст Ипполита, см. в изд.: G. Dix. The Treatise on the Apostolic Tradition, I. London, 1937.
(с присовокуплением еще других), а одно: основополагающая крещальная евхаристия и, кроме того, ее частичное повторение по воскресеньям, нераздельное с памятью о ней. Воспоминание, о котором говорится в первых словах 67-й главы, естественно толковать как относящееся к крещальной мистерии в целом, а не к отдельному ее моменту, и, как памятью ее определяется взаимопомощь и совместная жизнь прошедших сквозь нее христиан, так в ее память (вероятно, это и хочет сказать Иустин) совершается и воскресная служба, что позволяет тому, единственный раз пережитому, все же присутствовать в этом, ежедневно повторяемом таинстве.
Существуют многочисленные свидетельства о тесноте того союза, в какой вступает крещение и евхаристия (а также некоторые другие обряды, впоследствии исчезнувшие или выделившиеся в отдельное таинство, как миропомазание), когда они рассматриваются как части посвятительной мистерии и с необходимостью следуют друг за другом. Уже в Послании к Евреям (VI, 4-8) крещение (просвещение) и причащение (вкушение небесного дара) — звенья одной цепи. Еще больше сближаются они в изображении некоторых более поздних памятников христианской письменности, причем и в тех случаях, когда речь идет не о торжественном, а так сказать, о частном крещении, например, в легендарных "Актах Ксантиппы, Поликсены и Ревекки" (второй половины II века). После того, как Ксантиппа убедила ап. Павла ее окрестить, Павел взял ее за руку, повел в дом и окрестил ее во имя Отца и Сына и Св. Духа. Потом, взяв хлеб евхаристии, он дал ей его, говоря: "Да будет это тебе во отпущение грехов и в обновление твоей души". Тогда Ксантиппа, получив божественный дар святого крещения, вернулась в дом свой, радуясь и хваля Бога"21. Здесь, как видим, отпущение грехов и обновление души дается евхаристи-
________________________________________________________________
21 См.: Acta Xantippae et Polyxenae, ed. M. R. James. Cambridge, 1893, p. 43.
________________________________________________________________
ей, а не собственно крещальным обрядом, как и не к нему в отдельности, а к обоим моментам вместе взятым относит Ксантиппа "дар святого крещения". У Тертулли-ана (как и у Дидима Александрийского) нередко перечисляются ступени единого посвятительного таинства, начиная с крещения и кончая причащением, причем слово sacramentum применяется им и в отдельности к каждому из них, и к евхаристии и крещению вместе взятым. У Киприана в доказательство того, что без крещения нет доступа в Царствие Божие, приводится не только Евангелие от Иоанна III, 5, но и VI, 54, где идет речь не о крещении, а о евхаристии22. Очень характерны также те два свидетельства, которые можно почерпнуть из второго письма св. Дионисия Александрийского папе Ксисту II: одно о том, как обычное причащение за обедней связывалось в христианском сознании с крещением (и, вероятно, именно с евхаристической его частью); другое — о значении, придававшемся верующими точному соблюдению всего ритуала посвятительной мистерии23.
|
|