Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Семинар 5. Тема 5. Мир как система. Системный подход в современной науке.

 

Литература к семинару.

 

1. Безручко Б. П., Короновский А.А., Трубецков Д.И., Храмов А.Е. Путь в синергетику: Экскурс в десяти лекциях. -3 изд. ЛЕНАНД, 2015. - 304 с.

2. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 6

3. Винер Н., Человек управляющий. СПб, Питер, 2011

4. Концепции самоорганизации: становление образа нового образа научного мышления. М., Наука, 1994

5. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2007

Синергетика. Антология//Научный редактор, составитель, автор переводов и вступительной статьи E.H. Князева. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013.

Задание к семинару.

Часть А)

Задание 1. Опишите системный и синергетический подходы в современной науке.

Приведите суть системного подхода, приведите два примера проявления системного подход в юридической науке.

Сформулируйте суть синергетического подхода в теории права. Приведите два примера, иллюстрирующих возможности и значение применения синергетического подхода в процессе научного познания правовых явлений.

Укажите, какой отраслью правовой науки Вы планируете заниматься. Как Вы считаете, применим ли в этой отрасли системный подход. Обоснуйте свою позицию.

В работе обязательны ссылки на использованные источники и нормативные акты. Задание в письменном виде сдается в день семинара.

 

Задание 2. Опишите основные идеи и выводы хронобиологии.

В одном из интервью доктор биологических наук, руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии в Санкт-Петербургском НИИ имени В.М. Бехтерева Валерий Слезин описывает ситуацию. «Недалеко от нашего института расположена Александро-Невская лавра. Ее священников и иноков мы попросили прочесть про себя стихотворение и молитву и в это время сделали электроэнцефалограмму мозга. Выяснилось, что при чтении стихотворения ритмы биотоков учащались, при молитве — замедлялись, как и во время сновидений. Такие же низкочастотные ритмы бывают лишь у младенцев до двух месяцев».



На основании описания и открытых источников ответьте на следующие вопросы:

  • Каков предмет изучения хронобиологии как науки? Какими методами она пользуется?
  • Какова роль низкочастотных ритмов мозга человека?
  • Существует позиция, что описанные результаты исследований биоритмов человеческого мозга связаны со смыслом фразы из Евангелия от Матфея: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Матфей 18:3)» Можно ли сделать из этого открытия подобные выводы? Аргументируйте свою позицию относительно связи научных открытий и религиозных взглядов.
  • Для каких практических целей описанные открытия можно использовать?

В работе обязательны ссылки на использованные источники и нормативные акты. Задание в письменном виде сдается в день семинара.

 

Задание 3. Опишите основные идеи и результаты использования биологических знаний в архитектуре и дизайне.

Нери Оксман (Neri Oxman), профессор Массачусетского технологического института, в 2009 году вошла в список Fast Company «Сто самых креативных людей» и в список двадцати самых влиятельных архитекторов современности. Найдите в открытых источниках описание ее идей и результатов. Например, просмотрите краткую лекцию Нери Оксман «Дизайн на пересечении биологии и технологии» на ресурсеTED (по ссылке http://www.ted.com/talks/neri_oxman_design_at_the_intersection_of_technology_and_biology).

На основании найденного материала ответьте на следующие вопросы:

  • Само понятие бионика появилось в начале двадцатого века. Что же оно значит? Как связаны бионика и кибернетика?
  • «Современная архитектурная бионика», «бионическая архитектура» - что означают эти понятия? Приведите один пример из практики архитектуры нашей страны, один пример из архитектурной практики зарубежья.
  • Какие направления использования биологических знаний в архитектуре и дизайне Вы считаете наиболее перспективными? Ответ обоснуйте.
  • Как вы считаете, потребует ли массовый переход к использованию биологических процессов и объектов в дизайне, изменений в сфере законодательства? Ответ обоснуйте.

 

В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день семинара.

 

Задание 4. Опишите представления современной науки о состояниях систем.

Природные закономерности бывают двух типов: динамические и статистические. Динамические закономерности характеризуются жесткими однозначными причинными связями, а статистические (вероятностные) - гибкими вероятностными связями. Долгое время считалось, что фундаментальными являются именно динамические закономерности, статистические же возникают из-за недостатка знаний и в ходе развития научных знаний должны сводиться к закономерностям динамическим.

На основании найденного материала воспроизведите определения и краткие описания некоторых базовых положений статистических теорий.

  • Какую позицию относительно динамических и статистических закономерностей занимает современная наука?
  • Приведите определение и краткую характеристику вероятностному детерминизму.
  • Кратко опишите хаос с современной физической точки зрения.
  • Приведите понимание вероятности и случайности с позиции современного естествознания. Поясните их различия и сходства.
  • Дайте определение понятиям флуктуации и бифуркации. В пояснении приведите два собственных примера, подтверждающих, наличие этих явлений в различных природных и (или) социальных системах.

В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день семинара.

 

Часть Б)

1. В чем специфика системного подхода или системного метода? Каковы его основные признаки? Чем он отличается от других методов и приемами научного исследования?

2. Какими признаками обладают пространство и время во Вселенной?

3. В чем суть гипотезы «тепловой смерти Вселенной»?

4. Что является предметом исследования кибернетики и синергетики? Какими характеристиками обязательно должен обладать объект изучения синергетики?

 

Семинар 6. Тема 6. Концепция эволюционизма.

Литература к семинару.

  1. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, 1991, гл. 1
  2. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 7
  3. Еськов К. История Земли и жизни на ней (М.: МИРОС, МАИК «Наука / Интерпериодика», 2000), переиздана в 2004 и под названием «Удивительная палеонтология» в 2007 и 2010.
  4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994
  5. Крисаченко В.С. Философский анализ эволюционизма. Киев. 1990, С. 83-1О8
  6. МарковА.В. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. (М.: Астрель: CORPUS, 2010).
  7. Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. (М.: Мир, 1986)
  8. Северцов А. С. Теория эволюции. (М.: ВЛАДОС, 2005)

Для тех, кому особенно интересно:

Циммер Карл «Эволюция. Триумф. Идеи». М.: Альпина нон-фикшн, 2013

Дарвин Чарльз «Происхождение видов путем естественного отбора» в 2 томах, М.:Терра-Книжный клуб, 2009

Марков Александр Рождение сложности + Эволюция человека в 2 томах, М.: Астрель, Corpus, 2010, 2011

Докинз Ричард «Эгоистичный ген», М.: АСТ, 2013

Докинз Ричард «Расширенный фенотип», М.: Астрель, Corpus, 2010

 

Задание к семинару.

Часть А)

Задание 1. Опишите случай правого регулирования преподавания эволюционизма.

В открытых источниках найдите информацию о первом «антидарвиновском» процессе (1925 года, США, вошел в историю как «обезьяний процесс»). Укажите основные положения билля Батлера. Какие санкции были установлены для нарушителей данного закона? Были ли нарушения вышеуказанного закона? Кто стал первым обвиняемым, нарушившим указанный закон? Когда и почему билль Батлера был отменен? Опираясь на знания курса и дополнительную литературу, выскажите собственное мнение по поводу возможности введения подобного закона в нашей стране.

Задание 2. Опишите случай правого регулирования преподавания эволюционизма.

Найдите в открытых источниках материалы о судебном иске несовершеннолетней Марии Шрайбер и её отца Кирилла Шрайбера к министерству образования РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга за нарушение прав человека путём «безальтернативного навязывания теории Дарвина» об эволюции видов в общеобразовательных школах (2006 год). Выберите сторону истца или ответчиков, приведите не менее двух аргументов, обосновывающих дополнительно Вашу позицию (нельзя использовать аргументы, которые фигурировали в реальном процессе. Аргументы должны содержать отсылку к литературе и нормативным актам).

 

Задание 3. Опишите случай правого регулирования преподавания эволюционизма.

Несмотря на то, что работа Ч.Дарвина «Происхожление видов путем естественного отбора» вышла в свет в 1859 году, споры вокруг дарвинизм и теории эволюции не утихают до сих пор. В открытых источниках найдите информацию об одном из нижеуказанных процессов, направленных против дарвинизма.

· Апрель 2004 года, Италия, министр образования Летиция Моратти объявила, что, по ее мнению, необходимо отменить изучение теории Дарвина в средней школе.

· Сентябрь 2004 года, Сербия, министр просвещения Лиляна Чолич распорядилась исключить из программы восьмого класса средних школ Сербии теорию происхождения видов Чарльза Дарвина.

· 2005 год, Турция, город Мерсин, пять учителей начальной школы были оштрафованы за преподавание дарвинизма.

Укажите аргументы, которые высказывались против преподавания теории Дарвина. Какая реакция на указанные события последовала со стороны общества в целом? Со стороны научных кругов? (перечислите аргументы каждой из сторон). Чем завершились данные процессы? Как Вы думаете, чем обусловлено появление подобных процессов в ХХI веке?

Задание 4. Опишите положения современной эволюционной теории.

С момента формирования генетики как науки (примерно с 1900 до начала 30-х годов ХХ века) отношения между генетикой и дарвинизмом можно охарактеризовать как конфликт. Природа этого конфликта описана основателем эволюционной генетики Сергеем Сергеевичем Четвериковым (1926): "Генетика в своих выводах слишком резко и определенно затрагивает некоторые уже давно сложившиеся общие теоретические взгляды, слишком жестко ломает привычные, глубоко гнездящиеся представления, а наша теоретическая мысль неохотно меняет колеи привычных логических обобщений на неровную дорогу новых, хотя бы и более соответствующих нашим взглядам построений. В такое же противоречие с обычными взглядами впала генетика и по отношению к нашим общим эволюционным представлениям, и в этом, несомненно, гнездится причина, почему менделизм был встречен так враждебно со стороны многих выдающихся эволюционистов".

На основании предложенного фрагмента текста и дополнительно найденного материала ответьте на следующие вопросы:

1. сформулируйте причины конфликта дарвинизма и генетики в период до 30 годов ХХ века?

2. Как был разрешен этот кризис в истории науки ХХ века?

3. Дайте определение изменчивости с позиций генетики.

4. Опишите принципы современной синтетической теории эволюции.

В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день семинара.

 

Часть Б)

1. Почему создание эволюционной теории кардинально изменило образ науки?

2. В чем сходство и различие эволюционных теорий Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина?

3. Проанализируйте, каким образом, в дискуссиях по проблеме эволюции живого обсуждается соотношение необходимости и случайности в развитии природы.

4. Каковы, с позиции современной науки, доказательства эволюционизма?

 

Тема 7 «Природа и общество: экологические и демографические аспекты взаимодействия» на семинары не выносится. Материал для подготовки к зачету – лекции и учебник (Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, гл. 8)

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.