Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основным проблемным вопросом является отсутствие федеральной нормативной правовой базы, регулирующей сферу кадетского образования.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

По развитию кадетского образования в Российской Федерации

 

В современных условиях все большее значение приобретает кадетское образование, которое совмещает качественную общеобразовательную и дополнительную подготовку с высоким уровнем патриотического воспитания обучающихся. Особое значение данный тип образования приобретает в условиях сложной международной обстановки, которая обуславливает необходимость массового вовлечения молодежи в систему военно-патриотического воспитания.

Последние 20 лет наблюдается устойчивый интерес к кадетскому образованию как со стороны непосредственно школьников, так и их родителей. Во многом такой интерес является результатом мер, принимаемых руководством государства в сфере патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан, повышения престижа государственной и военной службы.

Актуальность данного процесса подтверждается внесением дополнений в ФЗ-273 от 29.12.2012 («Об образовании в Российской Федерации») с введением понятия кадетского образования и определением основных видов учебных заведений кадетского профиля.

При этом если в ряде федеральных силовых органов (Минобороны России, МВД Российской Федерации) разработаны перспективные планы развития кадетской компоненты образования, то в субъектах Российской Федерации этот процесс носит спонтанный характер, что не может не отражаться на его качестве.

Справочно:

В Приволжском федеральном округе функционируют
1 президентское кадетское училище (Оренбургская область), 3 суворовских военных училища (Республика Татарстан, Пермский край, Ульяновская область), 5 окружных кадетских корпусов (Республики Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Пермский край, Нижегородская область), 17 других УЗКП с интернатным содержанием, 15 учебных учреждений с дневным пребыванием, 602 кадетских класса в общеобразовательных школах.



На 01.01.2016 в округе кадетским образованием в разных формах охвачено около 39 тыс. подростков (на 3,3 тыс. больше, чем в 2014 г.).

С 2013 года в округе реализуется общественно значимый проект по развитию кадетского образования «КаДетство», в ходе которого созданы пять кадетских корпусов ПФО, накоплен значительный опыт в сфере дополнительного образования, профориентации кадет, развития учебно-материальной базы УЗКП, повышения квалификации и мотивации деятельности педагогического состава этих учреждений.

В окружных кадетских корпусах обучается 1 257 чел. (на 346 чел. больше, чем в 2014 г.), в других учреждениях с интернатным содержанием – около 4,2 тыс. чел. (на 500 чел. больше, чем в 2014 г.), в учреждениях с дневным пребыванием – 8,9 тыс. чел. (на 650 чел. больше, чем в 2014 г.), в кадетских классах – около 24,5 тыс. чел. (на 1,8 тыс. чел. больше, чем в 2014 г.)

Как следует из справочной информации, в Приволжском федеральном округе 4 (9,8%) УЗКП подведомственны федеральным органам исполнительной власти, учредителями 37 (91,2%) УЗКП являются субъекты Российской Федерации. Такая пропорция характерна для Российской Федерации в целом.

В настоящее время получили распространение основные типы УЗКП:

- суворовские (нахимовские) военные училища;

- президентские кадетские училища;

- военно-музыкальное училище;

- кадетские корпуса, кадетские школы с интернатным содержанием;

- кадетские школы с дневным пребыванием;

- кадетские классы.

При этом следует отметить, что широко распространенные кадетские классы не предусмотрены ст.86 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»и, по мнению ряда экспертов, являются «суррогатным продуктом», не способным качественно решать вопросы дополнительного образования и воспитания кадет с их подготовкой к поступлению в ВУЗы и службе в армии.

В целом, в условиях недостаточной нормативной правовой базы и ограниченных финансовых ресурсов субъекты Российской Федерации в большинстве случаев не имеют возможностей для создания УЗКП с интернатным содержанием и современной учебно-материальной базой. Это приводит к увеличению численности кадетских школ с дневным содержанием и кадетских классов в общеобразовательных школах, которые в силу объективных причин не имеют необходимого потенциала для организации качественной профориентационной подготовки (педагогов дополнительного образования и воспитателей, специализированной учебно-материальной базы и т.д.).

Анализ системы кадетского образования в Российской Федерации позволяет выделить три основных группы субъектов, заинтересованных в его развитии:

- органы государственной власти (федеральные, региональные) и органы местного самоуправления, получающие один из наиболее эффективных инструментов патриотического воспитания и, в результате, патриотически ориентированные кадры;

- родители, прежде всего с низким уровнем достатка, которые стремятся предоставить детям качественное образование, воспитание и увеличить их конкурентоспособность на рынке труда;

- патриотически настроенные социальные группы населения, рассматривающие эту форму образования в качестве наиболее эффективной для формирования высоких профессиональных и патриотических качеств у подростков.

В настоящее время наибольшее распространение получили три основных типа учреждений кадетского профиля:

- кадетские корпуса, а также школы-интернаты кадетского типа;

- кадетские школы (преимущественно с дневным пребыванием воспитанников);

- кадетские классы.

Имеющаяся вариантность может быть использована в перспективе в условиях выбора родителями и обучающимися приемлемой формы кадетского образования и степени вовлеченности подростка в специфику государственной или военной службы:

- поступление в кадетские корпуса интернатного типа, что предполагает всестороннюю подготовку (общую и профильную) с перспективой поступления в профильные ВУЗы;

- обучение в учреждениях с более «мягкими» формами кадетского образования (кадетские школы, классы), предусматривающие общеразвивающую подготовку подростков, включая наличие у них начальных военных знаний, патриотических поведенческих установок и повышенный уровень самоорганизации, что может пригодиться молодежи в дальнейшей жизни.

 

Проблемные вопросы:

Основным проблемным вопросом является отсутствие федеральной нормативной правовой базы, регулирующей сферу кадетского образования.

1. Не определен порядок организации деятельности в образовательных организациях со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус", что предусмотрено п.4 ст.86 ФЗ-273.

Таким образом, не установлен порядок приема в УЗКП, нормы содержания обучаемых, требования к программам дополнительного образования и т.п., официально не определен термин «кадетское образование».

2. Не разработаны рекомендации по нормам довольствия для воспитанников УЗКП интернатного типа.

При определении нормативов продовольственного обеспечения в УЗКП региональные органы власти руководствуются требованиями СанПиН № 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Как правило, при расчете дневной нормы расходов в регионах ориентируются на нормативы, принятые для детских интернатных учреждений (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации
№ 659 от 07.11.2005).

Следует отметить, что эти нормативы применяются без учета возрастных особенностей воспитанников УЗКП (обучаются дети 13-17 лет), а также повышенных физических нагрузок для кадет, связанных со спецификой программ дополнительного образования.

 

Справочно: Финансовое обеспечение суточной нормы продовольствия в 2015 году с применением указанной методики для Татарстанского кадетского корпуса составило 154 руб., Башкирского - 176 руб., Удмуртского - 180 руб. В то же время, стоимость суточной нормы продовольствия для суворовских военных училищ Минобороны России с аналогичной физической и учебной нагрузкой составила 360 руб. в день.

С начала 2016 г. стоимость суточной нормы продовольственного обеспечения в кадетских корпусах ПФО была доведена до 250 рублей в сутки, что потребовало конкретной работы с регионами по обоснованию данной меры.

 

Таким образом, отсутствие рекомендаций по продовольственному обеспечению кадетских корпусов создает неравные условия для общеобразовательных учреждений кадетского типа, находящихся на федеральном и региональном финансировании.

Аналогичная ситуация обстоит с нормами вещевого довольствия.

Самостоятельно регионы не могут выработать указанные стандарты в силу сложившейся экономической ситуации и несовершенства методической базы.

3. Отсутствие в большинстве УЗКП современной учебно-материальной базы и, как следствие, недостаточное качество организации общеобразовательного и воспитательного процессов, а также дополнительной подготовки кадет. Это оказывает негативное влияние на повышение престижа обучения подростков в УЗКП.

Зачастую кадетская специфика в некоторых УЗКП выражается только в форме и проведении ряда профильных внеучебных мероприятий. Вопрос повышения престижа обучения в кадетских учреждениях до настоящего времени не решен.

4. Отсутствуют единые подходы к организации повышения квалификации педагогических работников УЗКП.

В виду отсутствия федеральных методик и рекомендаций по повышению квалификации педагогических работников УЗКП, в регионах эта работа осуществляется бессистемно. Не организуется повышение квалификации указанной категории педагогических работников и на федеральном уровне. Вместе с тем у Минобрнауки России имеется опыт реализации программы по повышению квалификации педагогов - сотрудников казачьих кадетских корпусов.

5. Слабая мотивация деятельности педагогического состава УЗКП.

Наличие вышеуказанных проблем в том числе является причиной того, что УЗКП, на данном этапе, как правило, имеют более низкие показатели по качеству общеобразовательной подготовки по сравнению с обычными средними школами (прежде всего по ЕГЭ).

Справочно по пп.3,4,5:

В ПФО при формировании окружных кадетских корпусов данные вопросы решались путем реализации комплекса мер, включавших развитие учебно-материальной базы и закупки инновационных средств для образовательного процесса, повышение квалификации и мотивации преподавателей (уровень заработной платы преподавателей на 20% выше среднеотраслевой по региону), организации системы шефской поддержки учреждений со стороны профильных ВУЗов и воинских частей и др. В результате отставание по средней оценке на ЕГЭ за два года реализации проекта сократилось с 12 единиц до 1,5 единицы. В текущем году поставлена задача превысить среднерегиональный показатель. Конкурс при поступлении в кадетские корпуса ПФО за этот же период вырос с 1 чел. до 4 чел. на место.

6. Отсутствуют рекомендации Минобрнауки России по объему и содержанию программ дополнительного образования для УЗКП.

7. Не сформирована на федеральном уровне законодательная и нормативная основа деятельности наиболее массовой формы кадетского образования - кадетских классов.

 

Предложения:

1. Министерству образования и науки Российской Федерации:

- продолжить совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей образовательный процесс в УЗКП. В том числе разработать и ввести в действие:

порядок приема в образовательные учреждения (включая требования к успеваемости и физическому развитию абитуриентов);

рекомендации по объему и содержанию программ дополнительного образования;

рекомендации по нормам продовольственного, вещевого и других видов довольствия;

методику и критерии оценки деятельности кадетских учреждений;

программы повышения квалификации педагогических работников.

При этом представляется целесообразным изучить опыт Приволжского федерального округа по развитию кадетского образования, включая создание окружных кадетских корпусов интернатного типа, развитие материально-технической базы, организацию полноценного образовательно-воспитательного процесса, а также эффективной профориентации воспитанников на основе заключения трехсторонних соглашений (федеральное министерство – полномочный представитель – регион) по поддержке кадетских учреждений, а также подписание соглашений кадетских корпусов с шефскими учебными заведениями и воинскими частями.

- рассмотреть возможность:

создания структурного подразделения (отдела), обеспечивающего осуществление Министерством функций по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере кадетского образования;

 

Справочно: В Минобрнауки России вопросы, связанные со всеми формами нестандартного дополнительного образования, включая кадетское, ведет отдел поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования (в структуре Департамента государственной политики в сфере общего образования) в составе 5 чел. При этом в Российской Федерации, оценочно, насчитывается более 200 тыс. обучающихся, получающих образование с кадетской спецификой. Для сравнения – В Минобороны России вопросами развития суворовских и нахимовских училищ, а также президентских кадетских училищ занимается Отдел довузовского образования в структуре департамента образования, в составе 8 чел., при 9,5 тыс. обучающихся в учреждениях указанного типа.

- создания в федеральных округах (отдельных регионах) учебно-методических центров кадетского образования на базе наиболее развитых кадетских корпусов;

- изучить вопрос функционирования кадетских классов на базе общеобразовательных школ с подготовкой рекомендаций по их кадровому, методическому и иному обеспечению.

2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации рекомендовать:

включить в раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761Н) должность «Командир-воспитатель».






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.