Специальные патчи: свист и дыхание. • Патч с человеческим свистом также, как правило, оставляет желать лучшего. Помните о том, что люди редко способны при свисте «попадать точно в ноту». Поэтому необходимо использовать настройку высоты (detune) или тонкую настройку (fine tuning: RPN#1). Человек при свисте часто немного подтягивает ноту к нужной высоте, особенно на высоких нотах. Для имитации такого звучания годится диапазон питч-бенда, равный плюс минус два полутона.
• Звук дыхания (в наборе General MIDI он имеет номер 122) может прекрасно дополнить флейты и свист на некоторых нотах. Но этим нельзя слишком увлекаться. Так, звук дыхания слышен во фразе, начинающейся с громкой ноты.
Медные духовые инструменты.
• Помните о том, что в партиях тромбона уместны гладкие изменения высоты нот (как противоположность полутоновым шагам) вследствие особенностей его конструкции.
• В отличие от большинства других семейств инструментов, медные духовые не производят ноту фиксированной высоты, как это происходит, например, в случае с фортепиано. Использование питч-бенда или точной подстройки придаст вашей партии похожие вариации в высоте звучащей ноты и повысит ноту на то время, пока растет ее громкость.
• Если у вас остались свободные каналы, попробуйте создать собственную медную секцию вместо того, чтобы применять ансамблевый патч. Для получения хорошего результата потребуется аккуратная и кропотливая работа, но зато вы сможете установить для отдельных инструментов разную панораму и, кроме того, различные вариации в высотах нот, подтяжках и т. п. Настройте все инструменты немножко по-разному с помощью RPN#1. Типичная медная секция состоит из двух труб, тромбона, альта и тенора. Конечно, можно добавить туда любые другие инструменты в соответствии с вашими предпочтениями. Если же вы не желаете работать с отдельными инструментами, то можно использовать готовый ансамблевый патч на нескольких каналах.
• Короткие аккорды медных инструментов очень эффективны, если сделать самую высокую ноту громче и на несколько тиков длиннее, чем все остальные. Такие аккорды очень хороши для акцентирования доли, особенно в фанковых композициях среднего темпа. Добавьте их к каждому удару малого барабана на второй и четвертой долях. Попытайтесь раскинуть четырехнотный медный аккорд на два тика или постройте аккорд в диапазоне полутора октав.
Бас-гитара.
Методы игры на бас-гитаре примерно такие же, как на соло-гитаре, разве что первая имеет меньше струн. Приемы программирования их партий тоже схожи, но при прослушивании партий бас- и соло-гитары можно отметить большую разницу в высоте и тональности звука.
• Струны на бас-гитаре настроены следующим образом: E, A, D, G соответствуют первым четырем струнам обычной гитары, но на октаву ниже. Самая низкая струна имеет высоту Е0 (почти на три октавы ниже среднего "до"). Кроме того, бас — инструмент транспонированный.
• Бас обычно играет как инструмент монофонический, но изредка, когда ноты играются на разных струнах, может происходить некоторое перекрывание нот. Иногда используются широко раскинутые аккорды, особенно в музыке «new age». Аккорды с диапазоном в десять полутонов хорошо звучат в медленных балладах.
• Техника программирования подтяжек и скольжений по ладам та же, что и в случае с соло-гитарой.
• Если вы последовали предыдущему совету и нашли, что ваша струнная партия неожиданно стала более характерной, то нужно ли останавливаться на достигнутом? Поместите каждую из мелодий на свой собственный канал и немного раздвиньте панораму (что-то вроде Л25/ Центр/ П25). Дополнительное движение, которое уже внесено в партию, станет значительно интереснее, если ноты будут появляться в разных местах стереопространства.
• Если вы используете партию струнных в качестве подклада, попробуйте более широко построить аккорды. Аккорд С, созданный в пределах десяти полутонов (C, G, E), звучит теплее и шире, чем при более простом построении (C, E, G).
• В случае создания сольных мелодий на струнном инструменте игра в октаву звучит плотнее, чем единичные ноты. Сделайте это, если позволяет полифония. Уменьшите громкость одной из линий так, чтобы осталась лишь тень ее присутствия.
• С помощью струнных патчей можно получить превосходный синтезаторный звук, добавив эффект хора (СС93) и используя портаменто. Если у вас есть простой доступ к огибающей и фильтрам (возможно, через NRPN), попробуйте уменьшить время атаки и поэкспериментировать с установками TVA/TVF. Коротко о прочих инструментах
• Безладовый бас получил свое название, как нетрудно догадаться, из-за отсутствия ладов. Все скольжения должны быть гладкими. В медленной музыке, где безладовый бас используется наиболее часто, скольжение по струнам встречается постоянно. Можно подобным образом поработать с контроллером СС84 Portamento, если тон генератор это позволяет. То же самое относится и к акустическому басу.
• Постарайтесь синхронизировать мелодию баса с басовым барабаном: бас и ударные — краеугольные камни любого ритма, и они должны работать вместе.
• Слэповый бас часто бывает недостаточно глубок, для того чтобы удерживать всю басовую партию песни: попробуйте включать патч слэпового баса только время от времени (используя сообщения program change или отдельный канал), а в основном используйте более плотный звук.
• Избегайте скучных партий баса, похожих на метроном. Несколько подтяжек и форшлагов придадут большую живость. Так же добавляйте несколько неожиданных шестнадцатых нот, чтобы оживить восьмибитовую басовую линию и сломать жесткость звучания.
• Избегайте слишком плавных басовых мелодий -- паузы могут быть очень эффектны.
• Добавьте к басовой партии эффект хора, чтобы получить более полный звук и заполнить стереопространство. Помните, что реверберация плохо слышна в басовых инструментах.
• Для получения более широкого звука можно, сломав традицию, заменить панорамирование по центру удвоением треков. Это будет особенно эффективно тогда, когда если параллельно звучит еще один низко настроенный инструмент, панорамированный по центру, например протяжные струнные или ритмический инструмент с плотным звуком, такой как фортепиано (ритм-гитара).
• Некоторые басовые патчи имеют полезный рабочий диапазон от нижней ноты лишь в октаву или около того. Выше они начинают звучать тонко. Обычно эта проблема решается удвоением нот октавой ниже.
Струнные.
Струнные инструменты — лучший друг музыканта. Их можно эффективно использовать почти в любом стиле музыки, и они прекрасно дополняют самые разнообразные музыкальные идеи.
• На струнных инструментах играют, как правило, смычком. В результате получается протяжный гладкий звук, и громкость нот при этом изменяется в зависимости от силы давления смычка на струны. Для реалистичных струнных партий жизненно важно серьезно поработать с контроллером СС11.
• Поскольку струнные инструменты не имеют ладов, высота звучания ноты определяется музыкантом на слух. В связи с этим следует ожидать некоторого разнообразия в «настройке» нот. Гладкие смещения высоты нот также возможны, и ноты могут начинаться несколько ниже нужной высоты и «подтягиваться» к ней, как и в случае с медными инструментами.
• Исполнители на струнных инструментах довольно часто используют тремоло — быструю вибрацию пальца для извлечения одной или двух разных нот. Первый случай лучше всего имитируется незначительными смещениями высоты ноты вверх и вниз (например, с помощью контроллера питч-бенд), скажем, между значениями 0:72 и 0:64 (при диапазоне плюс минус два полутона). Во втором случае наиболее эффективно срабатывает введение коротких нот, хотя такой же результат может дать достаточно большое смещение высоты ноты.
• К основным отличительным чертам аранжировки партий скрипок относятся довольно частое использование смещения высоты нот, расширенный диапазон значений параметра Velocity и быстрая атака на акцентированных нотах. Но все это обычно требует падения громкости (CC11 Expression) после выключения ноты.
• Вследствие конструктивной особенности крепления струн, (они образуют подобие арки) аккорды ограничиваются двумя нотами, сыгранными на струнах, расположенных рядом друг с другом.
• Арфа — интересный инструмент, поскольку он настраивается по мажорной гамме «до бемоль», а не по хроматической. Набор из семи педалей позволяет повышать отдельные ноты на полутон, и создавать таким образом другие гаммы. (Например, повышение бемолей С, Е, F, G дает гамму гармонического минора с тоникой F.) Движение рук туда и обратно производит глиссандо, как на фортепиано, но в разных ключах.
• Попробуйте создать свою собственную струнную секцию (так же, как медную, о которой говорилось выше). Если вы можете выделить для этого восемь каналов, назначьте по два для виолончели, альта, первой и второй скрипок. Каждую подстройте немного по-своему с помощью контроллера Detune и всем назначьте разную панораму. Если же вы предпочитаете готовый ансамблевый патч, попробуйте добавить к нему патч скрипки, подстроенный чуть выше, и продублируйте им основную мелодию. Это придаст звучанию больше реализма.
• Не поддавайтесь искушению просто сыграть одиночные трех- или четырехнотные аккорды, за исключением того случая, когда ваша партия струнных используется как подклад и звучит на заднем плане. Вместо этого возьмите по ноте из каждого аккорда и запишите три-четыре отдельные партии струнных инструментов (даже если все они размещены на одном канале). Это позволит создать плавные переходы из одного аккорда в другой и придаст больший реализм вашей партии. Чтобы создать дополнительное движение внутри аккордов, добавьте оригинальные ноты в отдельные мелодии.
Мелодическая перкуссия.
• Мелодическая перкуссия включает такие инструменты, как ксилофон, колокольчик, маримба и вибрафон. На них играют палочками, молоточками и другими (за исключением челесты, которая управляется с помощью клавиатуры). Таким образом, аккорды могут состоять лишь из двух нот (если только вы не имитируете тех мастеров, которые могут играть с двумя палочками в каждой руке). Ошибки, свойственные человеческой природе, приводят к тому, что ноты не всегда хорошо синхронизированы.
• Протяжность нот и аккордов достигается дробью, похожей на барабанную. Фактически, большинство приемов, о которых мы говорили в связи с программированием барабанов, могут быть успешно применены и в этом случае вместе с приемами программирования глиссандо для клавишных инструментов.
• Другой вид мелодической перкуссии представляют собой литавры, которые часто (если не всегда) используются парами. Они обычно звучат с разницей в кварту.
Перкуссия.
• Сложно то, что перкуссионных инструментов очень много и все они очень разные. Причем большинство из них ассоциируются с определенным стилем музыки. Например, тумбалес популярен у исполнителей регги, куика и гуиро используются в самбе и салсе, кастаньеты — во фламенко и т. д. В рок-музыке наиболее распространенная перкуссия —каубелл и бубен, а немного хорошо размещенной кабасы или конги позволят придать выразительность практически любой аранжировке.
• Некоторые звуковые эффекты, которые встречаются в тон-генераторах (выстрелы, шаги или хлопанье двери), можно использовать как полезные перкуссионные звуки. Они могут заменять или дополнять удары малого барабана. А звук биения сердца иногда создает ритм и придает звучанию особую атмосферу, если подогнать под него темп всей песни.
• Обратите внимание на синхронизацию долго звучащих перкуссионных звуков. Такой инструмент, как, например, гуиро эффективнее будет сдвинуть на несколько тиков вперед. Перкуссионные инструменты с невыраженной атакой, как у кабасы, часто следует тоже подвинуть, чтобы они не притормаживали песню.
Вокал и хор.
• Очевидно, что все эти патчи могут быть без всякого стеснения использованы как звуки синтезатора. Вокал эффективен и при смещении высоты звучания. Для большей реалистичности попробуйте имитировать вибрацию голоса с помощью пиков контроллера питч-бенд или создавать многоканальный хор с разной настройкой (detune) каждого канала.
• Если вам доступны четыре свободных канала, выполните следующее: дважды запишите две гармонизированные вокальные мелодии (но не копируйте трек) и настройте один из удвоенных треков слегка выше, чем оригинал, а другой — слегка ниже. Затем раздвиньте панораму каждой пары примерно на две трети спектра стереопространства, т. е. одна пара будет иметь значения Л и П20, а вторая -- П и Л20. Такой прием (иногда в сочетании с эффектом хора) является необходимым ингредиентом для создания богатого ансамблевого звука при работе с любым инструментом, играющим гармонизированную мелодию в качестве аккомпанемента.
Гармоника.
• С технической точки зрения это можно считать язычковым инструментом который программируется тем же способом, что и саксофон. Там также применяются полутоновые шаги при глиссандо и широкий спектр значений Velocity, для того чтобы эмулировать различную силу дыхания. Вибрации звука хорошо управляемы, поэтому вы достигните большего реализма, смещая высоту нот или быстро сменяя две разные ноты, а не контроллер модуляции. Как и у всех инструментов, звучащих за счет дыхания, яркость звука будет изменяться в соответствии с силой дыхания, поэтому поэкспериментируйте с контроллером СС74 Brightness. Разберитесь с громкостью отдельных нот (Velocity) и контроллером Expression при имитации приглушенного звука и изменениях тембра, характерных для блюзовой гармоники.
Общие вопросы.
• Одна из проблем, с которой вы можете столкнуться при использовании тон-генераторов, — плохая раскладка сэмплов по клавиатуре: на одной высоте ноты звук гладкий и теплый, а если он становится на полтона выше, то он неожиданно делается резким и неприятным. В случае аккордовых партий наиболее просто понизить громкость неприятной ноты. Для сольных мелодий введите в нужном месте смещение высоты звука -- и тогда получите более теплый звук из предыдущей ступени. Если значительная часть мелодии звучит в высоком регистре и включает различные неприятные ноты, попытайтесь записать мелодию обычным образом, затем конвертируйте все неприятно звучащие ноты в самые высокие из тех, что звучат хорошо, включите RPN#2 (coarse tuning) и с помощью контроллера СС6 Data Entry введите события перед каждой нотой, чтобы перенастроить ноты правильным образом.
• Если в вашем наборе ударных отсутствует табла или talking-drum, то попробуйте смещать высоту нот у конги при установках диапазона в 12 полутонов.
• Продублируйте басовую мелодию с помощью фортепиано, смещенного вперед на один-два тика. В случае быстрой и динамичной басовой партии это даст прекрасный звук.
Автор: Борис Зуев
|