Обратная связь
|
Автор: шейх Салих аль-Фаузан
Перевод: Абу Ислам
2012 - 1433
Сказал имам Мухаммад Ибн Абдуль-Уаххаб (да смилуется над ним Аллах):
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Поистине, одной из удивительных вещей и величайших знамений, указывающих на мощь Всепобеждающего Властелина, являются шесть основ, которые Аллах подробно и ясно разъяснил для простых людей. Разъяснил их лучше, чем можно представить. Вместе с этим, многие грамотные и разумные потомки Адама ошиблись в этих основах, за исключением немногих из них.
Комментарий шейха Салиха аль-Фаузана:
Хвала Аллаху, Господу миров. Да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.
Нет сомнений, что Аллах ниспослал Коран в качестве разъяснения всего сущего и что посланник (да благословит его Аллах и приветствует) доступно растолковал его. Вопрос единобожия (ат-таухид) и многобожия (аш-ширк) – это величайшее, что разъяснили Аллах и его посланник. Потому что единобожие – это основа Ислама, основа религии, на нем строятся все дела. Многобожие разрушает эту основу, портит ее и делает недействительной. Потому что эти две вещи (единобожие и многобожие) являются взаимоисключающими противоположностями, которые никогда не могут объединиться.
Поэтому Аллах разъяснил эту основу во всей своей книге. Нет ни одной суры, чтобы в ней не были упомянуты таухид и ширк, а люди читают и повторяют эту книгу.
Однако мало стало тех, кто обращает вниманием на это разъяснение. Поэтому можно обнаружить, что многие люди читают этот Коран и попадают в ширк, лишаясь таухида. И это несмотря на то, что данный вопрос совершенно ясен в книге Аллаха и сунне его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Все это происходит потому, что эти люди следуют обычаям, на которых нашли своих предков и авторитетных людей. Доводом у них является то, что делали их предки, авторитетные люди и жители их местности. Они даже на миг не задумываются над тем, чтобы подумать и поразмышлять над Кораном, сравнить с ним то, что принято у людей: правильно ли это, или же ошибочно?
Их охватило слепое следование отцам и дедам. Они решили, что Коран читается только ради благодати и награды за чтение, а размышление и действие в соответствии с ним – не являются целью чтения.
Мало кто из людей читает Коран с этой целью. Его чаще читают для благодати от чтения, для распевания и наслаждения голосом чтеца, или же читают над больными для исцеления. Очень малое количество людей читает его для того, чтобы действовать в соответствии с ним, размышлять и проникнуться им, сравнить с ним то, что делают люди. Мы не говорим, что таких людей нет, однако их очень мало. Поэтому можно обнаружить, что дела многих людей абсолютно противоречат Корану, и они даже не думают меняться. Если ученый или проповедник попытается изменить их положение, они противостоят ему, обвиняют в заблуждении, восстании против Ислама, в том, что он пришел с новой религией и во многом другом.
Так и случилось с этим шейхом, Мухаммадом ибн Абдуль-Уаххабом, когда он попытался вернуть людей к Корану и его канонам, попытался устранить их ошибочные традиции и слепое следование. Тогда они ополчились против него, обвинили в нечестии, заблуждении и даже неверии. Однако на самом деле все это ничем не вредит и не является странным. Потому что пророков обзывали еще более тяжкими словами. Если даже пророков обвиняли и дискредитировали, когда они пытались изменить состояние общин, чтобы они не поклонялись кому бы то ни было кроме Аллаха, то что же сказать о проповедниках и ученых?! Нет ничего странного в этом, и эти обвинения не умаляют награды ученого или проповедника. Напротив, они только увеличивают его чашу благих дел перед Аллахом, свят он и велик. Тот, кто сказал, произнес или написал эти обвинения вредит только самому себе. Что же касается искренних ученых и проповедников, то все это никак не вредит им, но увеличивает их благие дела и степень. У них есть пример в этом – пророки, то, как их обвиняли и обзывали. Аллах говорит своему пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Тебе будет сказано только то, что было сказано посланникам до тебя. Воистину, твой Господь обладает прощением и обладает мучительным наказанием» (Сура «Разъяснены», 43)
Шейх, да помилует его Аллах, данными словами указывает на это удивительное явление: люди читают Коран, читают его часто и прочитывают полностью, заучивают, распевают, сосредотачиваются на правильном произношении, науке «Таджвид», правилах «мадд», «идгам», «гунна», «икляб», «изхар», «ихфа» – они заботятся об этом очень сильно, и все это хорошо. Однако важнейшей сутью и целью является не это! Целью является размышление над смыслами, понимание книги Аллаха, велик он и могуч, сравнение своих дел и дел людей с этой книгой: соответствуют ли они ей или противоречат?
Это и требуется от нас: исправлять наше положение, указывать людям на их ошибки, не ради известности или унижения людей, а ради исправления и наставления.
Основа первая:
Искреннее очищение религии (ихлас) ради одного Аллаха, у которого нет сотоварища
Комментарий:
Первая из шести основ: искреннее очищение религии ради одного Аллаха, у которого нет сотоварища. Это основа всех основ и принцип религии. Именно из-за этого случались конфликты между пророками и их общинами – пророки хотели исправить эту основу, ради которой Аллах создал людей, связав с ней их счастье.
Не то важно, что человек постится, молится, много поклоняется. Важна искренность. Немного поклонения с искренностью (ихлас) лучше, чем много поклонения без него. Если человек молится денно и нощно, раздает милостыню с имущества, совершает другие дела, однако без искренности – нет пользы с его дел, потому что необходима искренность.
Искренность (ихлас) – это оставление многобожия и поклонение одному Аллаху, велик он и возвышен. Никто не достоин поклонения, каким бы достойным и совершенным он не был: ни приближенные ангелы, ни пророки и посланники, ни праведники – любимцы Аллаха; никто не достоин поклонения, кроме одного Аллаха. Это и есть основа. Этой основы не будет, кроме как с оставлением ширка. А тот же, кто смешивает поклонение Аллаху с поклонением кому-то другому – его деяния тщетны.
Счастливым же является тот, кто очищает свое поклонение для одного Аллаха, велик он и могуч, даже если поклонения будет немного. Ведь немного поклонения одному Аллаху – является благом и спасением. Известен хадис о листке, в котором говорится, что в судный день будет воскрешен человек, которому будут показаны его дела, записанные в книгах, каждую из которых невозможно будет объять взором. Книги будут заполнены грехами. На одну чашу весов положат эти книги, а на другую – листок, на котором будет записано свидетельство: «Нет достойного поклонения кроме Аллаха», которое этот человек произнес с искренностью, убежденностью и верой. Этот листочек перевесит все те книги и они пропадут(1).
Вот это и есть искренность, очищение веры. Тот человек не сказал эти слова просто так, а сказал, зная смысл сказанного, будучи убежденным в этом, однако умер прежде, чем смог сделать что-либо из благих дел. Что же сказать о том, у кого есть много благих, искренних дел, совершенных только ради Аллаха, велик он и могуч?
Это указывает на то, что Аллах спасает того, кто поклоняется одному ему, пусть даже мало, прощает ему все грехи и проступки, а так же на то, что если нет единобожия – то нет пользы с множества поклонения.
и разъяснение его противоположности, чем является придавание Аллаху равного.
Комментарий:
Противоположностью единобожия является многобожие. Единобожие (таухид) – это поклонение одному Аллаху. Многобожие (ширк) – это посвящение чего-либо из разновидностей поклонения кому-либо, помимо Аллаха, велик он и могуч. Как например жертвоприношение, обет, мольба, взывание с просьбой о помощи в трудный момент и другие виды поклонения. Это и есть многобожие. Многобожие, о котором тут говорится, это придавание Аллаху равного в поклонении. Что же касается придавания Аллаху равного в господстве (рубубия), то оно чаще всего не имеет место быть.
Все общества непременно подтверждают единобожие в господстве (таухид ар-рубубия). Некоторые отвергают его внешне, зная о его истинности в душе, потому что это очевидно. Каждый понимает, что у всех этих созданий и вселенных должен быть создатель; и что у этих живых созданий должен быть управляющий, они не возникли случайно или сами по себе: «Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убежденности» (Сура «Гора», 35-36)
Подтверждение единства Аллаха в господстве является врожденным качеством, однако этого недостаточно. Многобожникам не помогло их подтверждение этого, как разъяснил Коран ясным образом: «Если ты спросишь у них (многобожников), кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах» (Сура «Украшения», 87) Как они ответят? – Аллах. Т.е. Аллах является тем, кто создал нас. Это признание единства Аллаха в господстве. Требуется же уединение Аллаха в поклонении, из-за этого случились все разногласия, конфликты и вражда между посланниками и народами, между призывающими к Аллаху и людьми. Именно на основе этого идет вражда, сражения, дружба, непричастность и остальные связанные с этим положения.
Большая часть Корана разъясняет эту основу с разных сторон, такими словами, которые поймет даже самый недалекий из простолюдинов.
Комментарий:
Аллах, велик он и могуч, говорит: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (Сура «Женщины», 36) – разве это является неясными словами? Простолюдины понимают это. «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» – они понимают отсюда, что им велят поклоняться Аллаху и запрещают поклоняться кому-либо другому. Даже если они не учились, они понимают это на своих языках. Это всего один аят, а Коран заполнен такими.
Они сталкиваются с этими аятами и читают их, однако не размышляют над ними.
Аллах говорит: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (Сура «Женщины», 36). А они взывают: «О Али!», «О Хусейн!», «О Бадауи!», «О Абдуль-Кадир!» Кричат и взывают так громко, как только могут: «О такой-то!», «О такой-то!» – а ведь этот человек, к которому они взывают, является мертвым!
Этот человек, который кричит так, возможно знает Коран наизусть в семи или десяти чтениях, знает науку таджуид бесподобно, читает его в совершенстве, как сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует), однако он уделяет внимание его буквам, оставляя его заповеди.
Имам Ибн аль-Кайим говорит: “Коран полностью состоит из (разъяснения) единобожия. Потому что в нем либо приказ соблюдать единобожие и оставить многобожие; либо разъяснение воздаяния единобожников и воздаяния многобожников; либо разъяснение запретного и дозволенного – а это из прав единобожия; либо рассказы о пророках и их общинах, о том, какая вражда была между ними – это из последствий (противостояния) единобожия и многобожия”.
Таким образом, Коран полностью состоит из разъяснения единобожия, с начала и до конца. Несмотря на это, они читают этот Коран, совершая величайшее многобожие. Говорят: «Ля иляха илля-Ллах» (нет достойного поклонения кроме Аллаха), но не поступают в соответствии с этим свидетельством. Они далеки от Корана и свидетельства «Ля иляха илля-Ллах», для них это просто буквы на их языках.
Если ты спросишь одного из них: что значит «Ля иляха илля-Ллах»? Он ответит: не знаю, я не изучал.
Тогда мы сажем ему: ты говоришь «Ля иляха илля-Ллах» и даже не знаешь что это значит! Разве подобает мусульманину это?
Говоришь слова и даже не знаешь их смысл, не уделяешь этому внимания. Или говоришь: «Я слышал, как люди говорили что-то и говорил как они». Это подобно тому, что говорит лицемер в могиле, когда ему зададут вопрос, он отвечает: “Я слышал, как люди говорили что-то и говорил как они” (2) – не больше чем подражание.
Аллах сказал: «Неверующие подобны скотине, на которую прикрикивает пастух, тогда как она не слышит ничего, кроме зова и крика. Они глухи, немы и слепы. Они ничего не разумеют» (Сура «Корова», 171) Аллах сравнил их со скотиной, которая слышит голос пастуха, его крики и идет на этот голос, не понимая значения этих звуков.
Когда же с большинством этого общества случилось то, что известно, шайтан преподнес им ихлас (искренность, очищение веры) как пренебрежение праведниками и умаление их прав.
Комментарий:
Когда им говорят: «Не взывайте к мертвым, не прибегайте к их помощи в трудный момент, взывайте к Аллаху, прибегайте к его помощи, просите его. Обращайтесь к Аллаху, не обращайтесь к могилам и мертвым!»
Они отвечают: «Ты пренебрегаешь любимцами Аллаха! Они – любимцы Аллаха и их положение у нас настолько высоко, что мы возвеличиваем их, уважаем их, украшаемся их именами. Таково их положение у нас! А ты пренебрегаешь ими, не отдаешь им должного» – так они говорят призывающим к единобожию.
Мы скажем им: мы любим праведников и любим любимцев Аллаха, оказываем им почет, уважаем и чтим. Однако мы не посвящаем им ничего, что являлось бы исключительным правом Аллаха, свят он и возвышен! Не посвящаем им никакого поклонения, потому что они не достойны этого. Они сами не будут довольны этим, они не будут довольны тем, что к ним обращаются с мольбами помимо Аллаха, прибегают к ним за помощью в случае беды.
Он преподнес им многобожие в виде любви к праведникам и их последователям.
Комментарий:
Они (могилопоклонники) говорят, что их мольбы и зовы о помощи, направленные к праведникам – это проявление должного почета и уважения. Так шайтан приукрасил для них это. Под шайтаном подразумеваются шайтаны из числа джинов и шайтаны из числа людей. Заблудшие ученые – это шайтаны из числа людей: призывают, пишут, сочиняют на пути призыва к многобожию. Они возомнили, что это является возвеличиванием праведников, проявлением почета и любви. А оставление мольбы и зова к праведникам они принимают за грубость и ненависть к ним. Так они пишут в своих книгах.
Основа вторая:
Аллах приказал нам объединяться в религии и запретил разобщаться. Он разъяснил эту основу так подробно и убедительно, что это понятно простому народу.
Комментарий:
Об этой основе говорится в Коране. Аллах сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (Сура «Семейство Имрана», 103) Также он сказал: «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения» (Сура «Семейство Имрана», 105) «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха» (Сура «Скот», 159) «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): «Исповедуйте религию и не впадайте в противоречия относительно нее» (Сура «Совет», 13)
Нельзя мусульманам впадать в противоречия относительно религии. Им необходимо быть одной общиной на единобожии: «Воистину, эта ваша религия – религия единая. Я же – ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (Сура «Пророки», 92)
Нельзя общине Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) разделяться в вероубеждении, в поклонении, в положениях их религии. Один говорит: «Дозволено», второй: «Запретно» – без доказательств. Так поступать запрещено. Нет сомнений, что разногласия свойственны людям. Аллах, свят он, говорит: «Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь» (Сура «Худ», 118-119)
Однако противоречия улаживаются посредством обращения к книге Аллаха и сунне его пророка. Если мы с тобой разногласим в чем-то, то нам следует обратиться к книге Аллаха и сунне его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах сказал: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (Сура «Женщины, 59)
Что же касается такого призыва: «Каждый остается на своем мнении, каждый остается на своем вероубеждении, все люди свободны в своем мнении» и требуют свободы вероубеждения, свободы слова – это несостоятельно и Аллах запретил это: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (Сура «Семейство Имрана», 103) Поэтому в случае возникновения разногласий нм следует объединиться на книге Аллаха даже в вопросах шариатского права (фикх). Если мы разногласим в чем-то – смотрим на доказательства. Мы вместе с тем, на чьей стороне доказательства и не принимаем ошибку того, чье мнение не совпадает с доказательствами.
Поистине, Аллах, велик он и возвышен, не оставил нас просто так, чтобы мы разногласили, без весов, при помощи которых мы могли бы различить верное от ошибки. Нет, он установил для нас Коран и сунну: «То обратитесь с этим к Аллаху» – то есть к Корану; «И посланнику» – то есть к сунне. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Я оставляю среди вас две вещи, если будете держаться за это, то не заблудитесь – книга Аллаха и моя ”(3). Как будто посланник (да благословит его Аллах и приветствует) находится среди нас своей записанной, удостоверенной, разъясненной сунной. Это из милостей Аллаха, свят он и возвышен, для этой общины что он не оставил ее без ориентира. Он дал ей то, что указывает ей на Аллаха, указывает на истину. А что касается тех, кто не желает истины, а желает произвола, чтобы каждый оставался на своем мнении и говорит: «Объединимся на том, что у нас общее и простим друг другу то, в чем мы разногласим» – все это без сомнений несостоятельные слова.
Нам обязательно нужно объединяться на основе книги Аллаха и сунны его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), обращаться к этому с тем, относительно чего мы разногласим. Мы не прощаем друг другу, продолжая разногласить. Напротив, мы возвращаемся с этим к книге Аллаха и сунне его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). То, что соответствует истине – принимаем, а то, что является ошибкой – оставляем. Вот это и является обязательным для нас, а не продолжать разногласить. Те, кто призывает к продолжению пребывания в разногласии могут упомянуть хадис: “Разногласие в моей умме – милость”(4), такой хадис передается, однако он не является достоверным.
Разногласие не является милостью, а является наказанием. Аллах говорит: «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (Сура «Семейство Имрана», 105) Разногласия разделяют сердца и рассеивают общину. Если люди разделились, они никогда не смогут помогать друг другу и сотрудничать. Между ними всегда будет вражда и слепая приверженность своим группам и партиям, они никогда не будут сотрудничать. Они будут сотрудничать только в том случае, если объединятся и будут держаться за вервь Аллаха все вместе – это завещал пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказав: “Аллах доволен для вас тремя вещами: чтобы вы поклонялись ему и не приобщали к нему сотоварищей; чтобы вы держались все вместе за вервь Аллаха и не разделялись; чтобы вы делали искреннее наставление тем, кого Аллах назначил правителями для вас”(5). Этими тремя вещами Аллах доволен для нас. К нашей теме имеет отношение вот эта часть хадиса: «Чтобы вы держались все вместе за вервь Аллаха и не разделялись».
Это не значит, что разногласий и разделения нет вообще, людям свойственно разногласить. Однако это значит, что если произошло разногласие и разделение, то его нужно разрешить посредством обращения к книге Аллаха и сунне его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда прекратятся споры и разногласия, это и есть правильное решение.
Суждение на основе Корана и сунны не ограничивается вопросами материальных препирательств, что принято сегодня называть суждением на основе ниспосланного Аллахом. Препирательство в вопросах вероубеждения серьезнее, чем препирательство в вопросах имущества. Препирательство в вопросах поклонения, вопросах запретного и разрешенного серьезнее этого. Материальные разногласия это всего лишь часть тех разногласий, которые следует решать, обращаясь к книге Аллаха и сунне его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) для того чтобы прекратилось разногласие.
Разногласие имело место и среди сподвижников после смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в том, кто будет правителем после него. Они очень быстро разрешили разногласие и выбрали правителем Абу Бакра ас-Сиддика, подчинились ему и повиновались. Так разрешилось разногласие и прекратилось противоречие, которое возникло в вопросе правления после смерти посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Между ними случались разногласия и они обращались к книге Аллаха и сунне его посланника. Тогда разногласия исчезали.
Обращение к Корану устраняет злобу и вражду, никто не будет возражать против обращения к Корану. Если ты скажешь человеку «Давай обратимся к словам такого-то имама, или такого-то ученого», он может не согласиться. Однако если ты скажешь «Давай обратимся к Корану и сунне посланника», то он согласится, если у него есть вера. Аллах сказал: «Когда верующих зовут к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими» (Сура «Свет», 51) Так отвечают верующие, а лицемеры, если истина выгодна им – повинуются, если нет – отказываются и отворачиваются.
Не позволено верующим продолжать оставаться в противоречии, в каком бы то ни было вопросе, ни в основах, ни во второстепенных вопросах. Все противоречия необходимо разрешать посредством Корана и сунны.
Если истинность мнения кого-либо из ученых не станет ясной посредством доказательств, не получится определить верное мнение, то в таком случае не порицается выбрать мнение определенного имама. Об этом сказали ученые: «Нет порицания в тех вопросах, где допустимо исследование» т.е. в тех вопросах, где не проясняется у кого из сторон сильнее доказательства.
Он запретил нам уподобляться тем предшественникам, которые разделились, впали в разногласия и были погублены из-за этого.
Комментарий:
Они продолжили оставаться в разногласиях и были погублены. Они сражались друг с другом и пытались уничтожить. Это свойственно сторонникам разногласий. А сторонникам единства свойственна сила и избавление от злобы в сердцах.
«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (Сура «Женщины», 65)
Только обращение к Корану и сунне посланника (да благословит его Аллах и приветствует) может удовлетворить людей и устранить пререкания.
Аллах упомянул, что он приказал мусульманам быть едиными относительно религии и запретил разобщаться.
Комментарий:
Аллах сказал: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): «Исповедуйте религию и не впадайте в противоречия относительно нее» (Сура «Совет», 13) То есть не поступайте так, что у каждого из вас будет своя отдельная религия. Потому что в религии нет противоречий.
Аллах сказал: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): «Исповедуйте религию и не впадайте в противоречия относительно нее» (Сура «Совет», 13)
Еще больше ясности в это вносят те удивительные вещи, которые известны в сунне.
Комментарий:
Да, установлены от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сообщения, которые побуждают к объединению и запрещают разобщение и разногласия. Как, например, хадис: “Поистине, те из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий. Поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем”(6).
Впоследствии ситуация сложилась так, что разобщение в основах религии и второстепенных вопросах стало считаться (признаком) наличия знания и понимания религии.
Комментарий:
У поздних поколений, к сожалению, ситуация изменилась так, что разногласия в основах и второстепенных вопросах стали считаться признаком компетентности. В то время как истиной является противоположность: объединение – это и есть понимание религии.
Они говорят: «Разобщение и предоставление свободы людям, отсутствие запретов – это правильное понимание религии».
А мы говорим: «Правильное понимание религии – это объединение на основе книги Аллаха и сунны его пророка».
Некоторые из них говорят: «Ислам дал нам свободу в этом. Если кто-то запретит нам что-то, то мы найдем того, кто даст постановление о дозволенности этого». Они установили людей законодателями. Они считают, что если кто-то скажет «это дозволено», то это станет дозволенным, даже если это запрещено Кораном или сунной.
Мы говорим: Обращаемся к книге Аллаха! Истинность чего она подтвердила – принимаем, на ложность чего она указала – оставляем. Вот что является обязательным для нас.
Дошло до того, что призывающего к объединению начали называть не иначе как еретиком или умалишенным.
Комментарий:
О том, кто призывает к единению и оставлению разногласий, они говорят: «Он выступил против религии! Он еретик, потому что он отбрасывает слова ученых». Но мы не отбрасываем слова ученых, мы сравниваем их с Кораном. Нас не обязали следовать кому-то из людей, нас обязали следовать Корану и сунне – это истина. Нам не было велено следовать кому-то одному из ученых. Аллах не поручил нам полагаться на свои мнения и решения, а ниспослал свою книгу, послал к нам своего посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Если мы вернемся к книге Аллаха и сунне его посланника, то исчезнет разделение и разногласия, а наше слово будет единым.
Вы знаете, что еще совсем недавно в Заповедной мечети представители каждого из четырех мазхабов молились отдельно рядом с Каабой. Пока Аллах не послал того, кто объединил их за одним имамом, и, хвала Аллаху, это дурное явление прекратилось.
Все это были последователи мазхабов и мнений ученых. Они разделили даже молитву! Ханафит перестал молиться за ханбалитом, ханбалит за шафиитом. И молились они в разное время: один в начале положенного времени, другой в конце. Потому что один считает, что предпочтительно затягивать молитву, а второй – что предпочтительно спешить с ней. Хотят угодить всем людям.
Это явление даже сегодня имеет место быть в некоторых странах. Даже пятничную молитву они не совершают в одно время – некоторые молятся только ближе к послеполуденной, потому что кто-то посчитал это верным. Если человек хочет помолиться рано, идет и молится за одним имамом, если хочет помолиться поздно – с другим. В нашей же стране, хвала Аллаху, в свете этого благодатного призыва, люди в Заповедной мечети вернулись к тому, чего придерживались праведные предшественники – молятся все вместе, в одно время и за одним имамом.
Основа третья:
Для того, чтобы объединение было полным, необходимо подчиняться и повиноваться тому, кому предоставлена власть над нами, даже если это будет эфиопский раб.
Комментарий:
Третья основа – это подчинение правителю мусульманину. Потому что это объединение не может состояться, кроме как при подчинении правителю. Объединение может быть только с руководителем, а руководство – только с подчинением и повиновением. Аллах сделал правителя мусульманина милостью для остальных мусульман, чтобы он исполнял постановления религии, побуждал к одобряемому и запрещал порицаемое, защищал притесненного от притеснителя, сохранял безопасность.
Это является милостью Аллаха, велик он и могуч. Когда скончался посланник (да благословит его Аллах и приветствует), сподвижники присягнули новому имаму прежде, чем похоронили его. Потому что они боялись разногласий и смут, потому что они знали, что им не следует пребывать без руководителя даже одну ночь, т.к. это из тех вещей, которые необходимы в религии.
Все это возможно только при послушании и подчинении правителю. Поэтому Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим влиянием среди вас» (Сура «Женщины», 59) После подчинения Аллаху и его посланнику необходимо подчиняться правителям. Слова «среди вас» означают: среди мусульман. Это указывает на то, что для правителя является условием быть мусульманином.
Аллах разъяснил эту основу достаточно подробно и разными способами: как с помощью шариата, так и с помощью истории.
Комментарий:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Я завещаю вам послушание и подчинение, даже если власть над вами будет предоставлена эфиопскому рабу. Поистине, те из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий. Поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем”(7).
Это третья основа – послушание и подчинение: “Слушайтесь и повинуйтесь, даже если власть над вами будет предоставлена рабу”(8). Невозможно объединение мусульман, кроме как с руководителем мусульманином, даже если он не будет происходить из арабского рода и даже если будет рабом.
Позднее ситуация сложилась так, что большинство приписывающих себя к знанию даже не знали об этой основе, не говоря о том, чтобы они ей следовали.
Комментарий:
Случилось так, что эту основу не знали многие приписывающие себя к знанию. Они были невежественны в вопросе подчинения и послушания правителю, этот вопрос не имел для них пользу и не был важен. Что же сказать о простых людях, которые были в этом еще более невежественны чем те, кто приписывал себя к знанию?
Они начали полагать, что побуждающим к одобряемому и запрещающим порицаемое, которого не берет порицание упрекающих, является тот, который выступает против правителя мусульман, прекращает подчиняться и призывает к революциям против него. И все это из-за простой ошибки или греха правителя, не доходящего до степени неверия.
В кружках, собраниях и семинарах обсуждали ошибки правителей, раздували их и преувеличивали, пока слово мусульман не разделилось, подчиненные отвратились от подчинения правителю, нарушилась безопасность и пролилась кровь. Это приводило к еще большему вреду, чем был при терпении и подчинении их нечестивому и несправедливому правителю, от которого они не видели явного неверия, на которое у них есть доказательство от Аллаха.
Основа четвертая:
Разъяснение по поводу того, что такое знание и кто такие ученые, что такое понимание и кто такие правоведы.
Комментарий:
Это великая основа: разъяснение того, что подразумевается под знанием. Она заключается в том, что знание – это шариатское знание, основанное на книге Аллаха и сунне его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Это и есть полезное знание. Что касается светских, производственных и медицинских наук, то их не называют словом «знание» без конкретизации. Если употребили слово «знание», или «почетное знание», то имеется ввиду шариатское знание. А те науки, которые нужны по профессиональной деятельности, для работы и карьеры являются дозволенными, но их не называют словом «знание» без конкретизации. Следует конкретизировать и говорить «знание в инженерии», «знание в медицине» и т.п. Однако, к сожалению, сегодня люди стали употреблять слово «знание» подразумевая современные науки. Когда слышат что-то из Корана, говорят: «Это подтвердили современные науки», или если увидят хадис, говорят: «Это подтвердила наука».
Сегодня под знанием начали подразумевать знания в медицине и промышленные науки, несмотря на то, что это все в действительности может быть наоборот невежеством. Потому что в них часто встречаются ошибки, т.к. эти науки являются плодом человеческих усилий. В отличие от шариатского знания, оно – от Аллаха, «Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального» (Сура «Разъяснены», 42).
Аллах сказал: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Сура «Творец», 28) Подразумеваются обладатели шариатского знания. Ученые в области промышленных наук, инженерии, медицине и наук, связанных с инновациями могут не знать прав Аллаха, велик он и возвышен, не знать Аллаха, или знать не достаточно хорошо. Однако те, кто знает Аллаха и есть ученые шариата, о которых Аллах сказал: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Сура «Творец», 28) Потому что они знают Аллаха, его имена и атрибуты, знают его права, свят он и возвышен. Этого не постичь посредством инженерии или медицины. Этими науками можно постичь только единобожие в господстве, а единобожие в поклонении можно постичь только посредством шариатского знания.
А также разъяснение относительно тех, кто уподобляется им, но не относится к их числу.
Комментарий:
Тут говорится о тех, кто уподобляется ученым, но не относится к их числу. Просто подражает ученым, уподобляется им, хотя на самом деле у него нет никаких знаний. Он тем самым приносит большой вред, как себе, так и обществу. Потому что он говорит об Аллахе без знания, вводит людей в заблуждение не обладая знанием. Аллах сказал в Коране: «Кто же несправедливее того, кто возводит на Аллаха навет, чтобы ввести людей в заблуждение безо всякого знания?» (Сура «Скот», 144) Также есть такое высказывание: “Больше всего эту жизнь портят четыре категории: полумутакаллим, полуфакъих, полумедик и полуграмматик. Первый портит религии (адьян), второй портит страны (бульдан), третий портит тела (абдан), четвертый портит языки (лисан)”.
Аллах указал на эту основу в начале суры «Корова», начиная со слов «О сыны Исраила! Помните милость, которую Я оказал вам…» (Сура «Корова», 40) до его слов «О сыны Исраила!...» (Сура «Корова», 122) перед упоминанием Ибрахима.
Комментарий:
Аллах, велик он и возвышен, ниспослал много аятов о евреях вначале суры «Корова», для того чтобы напомнить им о милостях Аллаха. Он приказал им следовать Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), о пророческой миссии которого было рассказано их пророкам и они знали о ней из своих книг. Он начал со слов «О сыны Исраила! Помните милость, которую Я оказал вам. Будьте верны завету со Мной, и Я буду верен завету с вами» (Сура «Корова», 40) и закончил словами «О сыны Исраила! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над мирами. Страшитесь дня, когда ни один человек не принесет пользы другому и когда нельзя будет откупиться, когда ничем не поможет заступничество» (Сура «Корова», 122) Затем Он упомянул Ибрахима (мир ему и милость Аллаха), сказав «Вот испытал Господь Ибрахима повелениями…» (Сура «Корова», 124)
Все эти многочисленные аяты в суре «Корова», начиная с 40-го заканчивая 123, о евреях, для напоминания им о милостях Аллаха, оказанных им посредством посланников и священных книг, а также о том, что им необходимо уверовать в посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Евреи – это дети Якуба, Исраил – это и есть Якуб. Потому что они являются его потомством, их 12 родов. Каждый из детей Якуба имел потомство, и потомство каждо
|
|