Техническое обслуживание тракторов Техническое обслуживание — комплекс работ по поддержанию работоспособности или исправности машин при их использовании, хранении и транспортировании. Работы должны быть планово-предупредительными, их выполняют в обязательном порядке на протяжении всего периода эксплуатации машины в соответствии с требованиями технической документации.
ТО включает обкаточные, моечные, очистные, контрольные, диагностические, регулировочные, смазочные, заправочные, крепежные и монтажно-демонтажные работы, а также работы по консервации и расконсервации машин и их составных частей.
Виды, периодичность и условия проведения ТО устанавливает разработчик — изготовитель машины в соответствии с действующими стандартами (положениями) и согласовывает с заказчиком и потребителем.
В процессе эксплуатации машин предусматривают следующие виды ТО: ежесменные (ЕО); номерные (ТО-1,ТО-2, ТО-3); сезонные.
Цель проведения ТО — систематический контроль технического состояния машин и выполнение плановых работ для уменьшения скорости изнашивания элементов, предупреждения отказов и неисправностей.
В начальный период эксплуатации новые и капитально отремонтированные машины подвергают обкатке (использованию по назначению с ограниченными режимами нагрузки и скорости, с дополнительным объемом работ по ТО), призванной обеспечить нормальную приработку деталей и сопряжений. Режимы обкатки и порядок проведения ТО указаны в Техническом описании и инструкции по эксплуатации на каждую машину.
При подготовке машин к хранению, в процессе хранения и при подготовке к использованию ТО проводят с целью защиты машин от коррозии, старения резинотехнических изделий и деформации несущих элементов конструкции. Использование машин без проведения очередного технического обслуживания не допускается.
Ежесменное обслуживание включает контроль исправности основных узлов и агрегатов, прежде всего тех, которые обеспечивают безопасность движения, работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, а также заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью. Периодические виды технического обслуживания включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей, тракторов и других самоходных машин на окружающую среду.
Ежесменное обслуживание выполняет водитель машины (оператор, тракторист-машинист). Другие виды ТО должен выполнять, как правило, специализированный персонал (слесари, мастера-наладчики) или специалисты станций технического обслуживания. Водитель машины участвует в выполнении номерных и сезонных видов ТО. Сведения о проведении каждого ТО, кроме ежесменного, заносят в формуляр машины или специальные учетные карточки.
Контроль за техническим состоянием машин осуществляют с помощью средств и методов диагностирования, которые направлены на:
-проверку исправности и работоспособности машины в целом и ее составных частей;
-поиск дефектов, нарушивших исправность или работоспособность машины;
-сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса или вероятности безотказной работы машины в межконтрольный период.
Существуют два метода контроля (диагностирования) технического состояния: с помощью органов чувств (органолептические) и инструментальные. Органолептические методы — осмотр, ослушивание, проверка механизмов «на ощупь» — дают оценку качества технического состояния, позволяют выявить с допустимой погрешностью причины отказа и потери работоспособности машин. Инструментальные методы контроля предусматривают применение специальных приборов, стендов и другого оборудования, обеспечивают измерение параметров технического состояния машин, меняющихся во времени в связи с износом деталей.
Различают следующие виды диагностирования: в процессе технического обслуживания, заявочное и ресурсное. Диагностирование, как правило, должно совмещаться с последующим регулированием составных частей и одновременным выполнением малотрудоемких операций по устранению выявленных неисправностей машины.
Ресурсное диагностирование предназначено для определения возможности дальнейшего использования машины или содержания ремонта. Его выполняют перед ТО-3, которое предшествует возможному проведению планового текущего или капитального ремонта.
Для используемых тракторов планируем проведение следующих видов ТО:
Ежесменное техническое обслуживание выполняется в начале или в конце смены непосредственно на месте работы агрегата или на пункте технического обслуживания лесхоза. Оно заключается в проверке крепления нарушенных узлов и деталей, устранении подтекания масла, воды, топлива, электролита, в осмотре состояния трактора, очистке его от пыли и грязи. От качества ЕТО тракторов, работающих в лесу, во многом зависит продолжительность работы агрегата.
Техническое обслуживание №1 осуществляется через каждые 60 мото-часов работы трактора, включает операции ежесменного технического обслуживания и дополнительные по проверке и подтяжке нарушенных креплений, проверке и регулировке механизмов трактора, смазыванию сборочных единиц. ТО-1 проводится на пункте технического обслуживания лесхоза.
Техническое обслуживание №2 предусматривает ежемесячное техническое обслуживание и обслуживание № 1, осуществляется через 240 мото-часов работы. В него входят смена масла и промывка картера, диагностирование технического состояния трактора. ТО-2 проводится на пункте технического обслуживания лесхоза.
Техническое обслуживание №3 выполняется после 960 моточасов и содержит все вышеназванные виды технического обслуживания и дополнительные по безразборной проверке технического состояния трактора. При ТО-3 определяется возможность дальнейшей работы как отдельных узлов, так и всей машины.
Сезонное техническое обслуживание производится 2 раза в году при подготовке трактора к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам работы. Дополнительно к вышеуказанным видам работ выполняются замена масла в соответствии с сезоном, изменение плотности электролита в аккумуляторных батареях, промывка системы охлаждения двигателя и ряд других мероприятий по нормализации теплового режима при работе трактора. ТО при переходе на осеннее-зимний период проводим одновременно с ТО3.
При техническом обслуживании тракторов применяются типовые технологические карты и инструкции по выполнению и организации обслуживания. Периодичность, продолжительность и трудоемкость технических уходов за тракторами приводятся в справочной литературе.
Количество производимых ТО определяем по формуле:
где: Траб – сезонная выработка трактора, ч
ТОi – периодичность определяемого ТО, ч
ТОi+1 – периодичность следующего по номеру ТО, ч
Технический осмотр осуществляется один или два раза в году по графику. В результате осмотра устанавливаются техническое состояние машины, возможность дальнейшей ее работы потребность в ремонте. Перед техническим осмотром проводится очередное техническое обслуживание машин и составляется документация по использованию и техническому обслуживанию. Комиссия для технического осмотра утверждается директором предприятия. Осмотр осуществляется на специализированных постах или, при выполнении технического обслуживания и ремонта.
Ремонт машин необходим для восстановления их работоспособности и устранения неисправностей. Различают текущий и капитальный ремонт.
При текущем ремонте заменяют поврежденные или износившиеся узлы на исправные. Одновременно с заменой и ремонтом сборочных единиц проверяют техническое состояние машины и устраняют неисправности. Текущий ремонт выполняется по потребности в мастерских самого хозяйства.
Наиболее широко распространен агрегатный метод ремонта машин при котором изношенные детали или узлы заменяются восстановленными или новыми. Этот метод сокращает простои, повышает качество ремонта, исключает необходимость капитального ремонта.
Капитальный ремонт предусматривает полную разборку машины, замену и ремонт всех изношенных деталей и агрегатов, сборку. После капитального ремонта машина подвергается комплексной проверке и обкатке.
|