Краткое описание турбины К-300-240 ХТГЗ
Турбина К-300-240 ХТГЗ мощностью 300 МВт, рассчитанная на параметры пара 23,5 МПа и 560 °С с промежуточным перегревом пара до 565 0С, с давлением в конденсаторе 3,43 кПа и частотой вращения 50 c-1, впервые изготовлена в 1960 г.
Турбина устанавливается в блоке с прямоточным котлом производительностью 950 кг/с.
Тепловая схема турбоустановки с турбиной К-300-240 ХТГЗ не имеет принципиальных отличий от схемы с турбиной К-300-240 ЛМЗ.
Схема главных паропроводов турбины. По четырем трубам диаметром 175 мм пар поступает от котла к двум блокам клапанов ЦВД, установленным по его сторонам, состоящим из стопорного клапана диаметром 250 мм и трех регулирующих клапанов, расположенных вокруг стопорного клапана и имеющих с ним общий корпус. Два клапана имеют диаметр 112 мм, а третий — 75 мм. Все клапаны — неразгруженные. Подъем всех клапанов в нужной последовательности осуществляется двусторонним сервомотором и распределительным механизмом. Таким образом, турбина имеет шесть регулирующих клапанов, соединенных десятью перепускными трубами с четырьмя паровпускными патрубками, подающими пар во внутренний корпус ЦВД.
Турбина выполнена с сопловым парораспределением: одновременное полное открытие клапанов, обслуживающих левый верхний и правый нижний паровпускные патрубки, обеспечивает 75 %-ную нагрузку турбины; открытие клапанов, обслуживающих левый нижний патрубок, поднимает нагрузку до 85 %. Полная мощность достигается при открытии всех клапанов.
Свежий пар поступает во внутренний корпус ЦВД и протекает через одновенечную регулирующую ступень и десять нерегулируемых. Далее пар покидает ЦВД и направляется по двум трубам на промежуточный перегрев, откуда по двум трубам подводится к двум комбинированным клапанам ЦСД, установленным в непосредственной близости к ЦСД. В конструкции комбинированного клапана совмещены регулирующий и стопорный клапаны. Клапаны ЦСД открываются одновременно. Схема потоков пара в ЦСД такая же, как и у турбины К-300-240 ЛМЗ: пар проходит 12 ступеней ЧСД ЦСД и разделяется на два потока; первый поток, составляющий 1/3 всего расхода пара, направляется в ЧНД ЦСД, а 2/3 пара направляется в ЦНД.
Отработавший в турбине пар тремя потоками направляется в конденсатор типа К-15240.
ЦВД развивает мощность примерно 100 МВт, ЦСД —125 МВт, ЦНД — 75 МВт.
Валопровод турбоагрегата состоит из роторов ЦВД, ЦСД и ЦНД и ротора генератора. Он опирается на пять опорных подшипников со сферическими вкладышам. Подшипники ЦВД — сегментные.
Упорный подшипник с выравнивающим устройством установлен между ЦВД и ЦСД, потоки пара в которых направлены в противоположные стороны.
Передний и средний подшипники турбины — выносные, опирающиеся на фундамент; задний подшипник ЦСД и подшипники ЦНД встроены в выходные патрубки. Крышки корпусов выносных подшипников содержат аварийные масляные емкости. Аварийные емкости для встроенных подшипников размещены на крышках выходных патрубков.
Роторы ЦВД и ЦСД соединены жесткой муфтой, полумуфты которой откованы заодно с каждым из валов. Остальные муфты — полугибкие.
Валоповоротное устройство установлено на крышке заднего подшипника ЦНД и обеспечивает перед пуском и после остановки частоту вращения ротора 3,4 1/мин.
Ротор ЦВД — цельнокованый, выполнен из стали ЭИ-415.
Ротор ЦСД — комбинированный: диски ЧСД откованы заодно с валом, а диски ЧНД насажены на вал с натягом. Лопатки последних ступеней ЧСД не имеют ленточных бандажей. Лопатки посажены на диски с помощью грибовидных хвостовиков.
Ротор ЦНД — сборный: облопаченные диски посажены на вал с натягом. Для передачи крутящего момента при возможном временном ослаблении посадки использованы торцевые шпонки. Лопатки всех ступеней, кроме последних, имеют грибовидные хвостовики; лопатки последних ступеней имеют елочные хвостовики с торцевой заводкой и проволочные связи. Противоэрозионная защита обеспечивается электроискровой обработкой входных кромок.
Корпус ЦВД выполнен двойным с паровпуском. Внутренний корпус не имеет отдельных сопловых коробок, а разделение дуги подвода пара на сегменты организуется специальными камерами при отливке половин внутреннего корпуса. Как указывалось выше, при нагрузке до 75 % пар подается в патрубки 4 и 8, а из них, обтекая внутренний корпус вдоль полуокружности,— к сопловым камерам 3 и 6, 2 и 7 соответственно.
Такой способ подачи пара обеспечивает равномерный прогрев корпуса по окружности без короблений и температурных напряжений. Дальнейшее повышение мощности производится подачей пара последовательно по паровпускным патрубкам и к средним сопловым камерам, расположенным в нижней и верхней половинах внутреннего корпуса. Другим важным достоинством такой конструкции паровпуска является высокая степень парциальности, доходящая до 90 % (вместо обычных 60—70 % при вставных сопловых коробках), что увеличивает КПД регулирующей ступени и турбины в целом. Вместе с тем отказ от тонких, легко прогревающихся вставных сопловых коробок усложнил условия работы внутреннего корпуса ЦВД. Внутренний корпус, объединяющий регулирующую и четыре нерегулируемые ступени, выполнен из жаропрочной стали 15ХМФКР.
Внутренний и наружный корпуса имеют горизонтальные фланцевые разъемы, стягиваемые с помощью шпилек с колпачковыми гайками, навинчиваемыми с двух концов. Такая конструкция фланцевого соединения облегчает замену поврежденных болтов, так как извлечение нарезанной части шпильки из нижней половины корпуса при ее обрыве по последнему витку резьбы — очень трудоемкая операция, и способствует одинаковому нагреву верхнего и нижнего фланцев (при неравномерном нагреве фланцев корпус коробится).
Диафрагмы первых четырех нерегулируемых ступеней ЦВД установлены во внутреннем корпусе, остальных — в двух обоймах, подвешенных во внешнем корпусе. Все диафрагмы ЦВД выполнены с несущими стойками и узкими сопловыми сегментами, вваренными в тело диафрагмы (в исходном варианте турбины).
Корпус ЦСД в исходном варианте турбины выполнен одностенным с двумя паровпускными патрубками, расположенными в нижней половине ЦСД. Сопловой аппарат первой ступени установлен в расточках паровой коробки ЦСД. Корпус имеет горизонтальный и вертикальный (технологический) разъемы. Передняя часть корпуса ЦСД, подверженная действию высоких температур, отлита из стали 15Х1М1ФЛ, задняя часть сварена из листов углеродистой стали.
Диафрагмы ЦСД — сварные, установлены в четырех обоймах, между которыми находятся патрубки для отборов пара. Диафрагмы ЧНД отлиты из чугуна и установлены непосредственно в корпус выходной части ЦСД.
Корпус ЦНД выполнен сварным, двойным. Литые чугунные диафрагмы установлены во внутреннем корпусе ЦНД.
Корпус ЦВД и передняя часть корпуса ЦСД опираются лапами крышек корпусов на приливы корпусов выносных подшипников строго в горизонтальной плоскости турбины. Совмещение вертикальных плоскостей подшипников и корпусов турбины обеспечивается вертикальными шпонками.
Нижние половины выходных частей ЦСД и ЦНД жестко связаны фланцевым болтовым соединением и с помощью опорного пояса установлены на фундаментные рамы.
Корпуса ЦВД и ЦСД снабжены устройствами для обогрева фланцев и шпилек.
Масса турбины без конденсатора составляет 625 т, длина без генератора 39,5 м, с генератором 59,5 м.
С 1970 г. ХТЗ выпускает модернизированную турбину К-300-240-2, при проектировании которой учтен опыт эксплуатации турбины первой модификации.
Серьезному совершенствованию подверглась проточная часть. Диафрагмы ЦВД с несущими стойками были заменены на сварные диафрагмы с сопловыми решетками, имеющими профили с удлиненной входной частью. Во всех цилиндрах проведена корректировка радиальных и осевых зазоров. В проточной части ЦНД улучшен меридиональный обвод и применены более совершенные профили. Сопловые лопатки последних ступеней выполнены полыми; полученные полости соединены прорезями с поверхностью лопаток для отсоса влаги, поступающей с предыдущей ступени. Заменена рабочая лопатка последней ступени.
Приняты меры для повышения надежности турбины: заменен ряд хвостовиков на более мощные, увеличена хорда лопаток первой ступени ЦНД с 30 до 40 мм и т. д. Коренной модернизации подвергся корпус ЦСД. Одностенная конструкция заменена на двухстенную обладающую лучшими маневренными характеристиками. При этом резко снизились температурные напряжения в корпусе и, главное, уменьшилась возможность его короблений, вызывающих задевания вращающихся и неподвижных деталей.
Системы смазки и автоматического регулирования турбины К-300-240 ХТЗ разобщены: для смазки используется турбинное масло, а для системы регулирования — конденсат.
Масло к подшипникам подается двумя электронасосами переменного тока (один из насосов — резервный), создающими на уровне оси турбины давление 0,16 МПа. Два аварийных насоса с приводом от электродвигателя постоянного тока обеспечивают давление 80 кПа. Система содержит три фильтра и четыре маслоохладителя, один из которых может быть отключен для ремонта. Вместимость масляного бака 56 м3.
Турбина имеет электрогидравлическую систему регулирования. Ее основное принципиальное отличие от систем регулирования всех рассмотренных ранее турбин состоит в использовании воды в качестве рабочего тела.
Заключение
В ходе данной курсовой работы был спроектирован ЦВД турбины типа К-300-240. Было определено количество ступеней, распределение теплоперепада между ними. Был произведен детальный расчет регулирующей и всех нерегулируемых ступеней.
Библиографический список
1. Проект паровой турбины: методические указания к курсовому проектированию по дисциплине “Энергетические машины” (Часть 2. Паровые турбины ТЭС и АЭС) / Е.В. Урьев, С.В. Жуков. Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2005. 67с.
2. Термодинамические свойства воды и водяного пара: Справочник. / Ривкин С.Л., Александров А.А.
3. Стационарные паровые турбины / А.Д. Трухний. Москва: 1990. 640 с.
4. Паровые турбины / А.В. Щегляев. Москва: В 2 кн. 1993 г. 384 с.
5. Паровые и газовые турбины Атлас конструкций. Учебное пособие для вузов. Под ред. д-ра техн. наук проф. С.А. Кантора. Л., «Машиностроение», 1970 г.
|