Рекомендации по проведению профилактической работы По данным мониторинга наркоситуации, в России насчитывается порядка 7 млн. наркопотребителей. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, четко прослеживается тенденция омоложения наркопотребителей. Так, около 2 млн. потребителей всех наркотиков приходится на подростков и молодежь до 24 лет. Средний возраст приобщения к наркотикам составляет 15 – 16 лет. При этом 11,6 % из числа лиц, имеющих опыт потребления наркотиков, впервые попробовали его в возрасте 12-14 лет.
В соответствии с этим, профилактическую работу необходимо проводить, прежде всего, с указанной возрастной категорией.
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» понятие «профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании» – это совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.
Одними из основных задач формирования государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и снижения спроса на них, обозначенных в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, являются организация профилактической работы и развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков.
Проблема снижения спроса на наркотики в подростково-молодёжной среде может быть решена только с учётом комплексных и сбалансированных мер, включающих в себя:
- активную пропаганду преимуществ здорового образа жизни через формирование соответствующего образа мыслей;
- внедрение в образовательную среду и их дальнейшее развитие здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий;
- информирование подростков и молодёжи о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте, в том числе путём включения в основные и дополнительные образовательные программы образовательных учреждений разделов по профилактике потребления психоактивных веществ;
- вовлечение обучающихся в профилактические антинаркотические мероприятия, направленные на формирование антинаркотического мировоззрения;
- развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, в частности посредством ежегодного анонимного экспресс-тестирования учащихся образовательных организаций по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Выделяют различные направления антинаркотической профилактики.
Одно из направлений можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что приобщение к наркотикам – это нарушение всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм, либо через систему мер, связанную с запугиванием человека. Этот механизм воздействия на молодежь реализуется через идею пропаганды опасности потребления наркотиков. Низкая эффективность подобной политики в области антинаркотической профилактики доказана на практике.
Следующее направление - информационное, в рамках которого подросткам и молодежи предоставляется информация о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях потребления различных ПАВ. Указанная работа сопровождается раздачей профилактических листовок, плакатов, памяток о вреде наркотиков. Такая работа, естественно, приносит определенную пользу.
Другое направление антинаркотической профилактики – это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья (валеологическая модель). В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой потребления наркотиков и других ПАВ. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.
Следующее направление – личностно-ориентированное. Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения. Существуют различные программы в этом направлении. Их общая цель – научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развить его веру в свои силы и возможности, помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни.
Каждое из вышерассмотренных направлений имеет как преимущества, так и недостатки. Для того чтобы реализовать все положительное в комплексе из тех направлений, о которых шла речь выше, необходимы широко развитая сеть различных социальных институтов, их взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления.
В образовательной среде, по мнению специалистов, упор необходимо делать на позитивную первичную профилактику. Целью «позитивной профилактики» является воспитание нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к потреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения.
Одним из путей достижения данной цели является формирование и развитие жизненных навыков. Это навыки: общения, принятия решения, ответственного поведения, противостояния стрессам, противостояние агрессивной среде, которая провоцирует потребление ПАВ.
Основными направлениями работы в образовательных учреждениях должны стать:
1). Проведение разъяснительной работы среди учащихся, родителей и педагогов о последствиях потребления ПАВ;
2). Организация родительских собраний по вопросам ответственности родителей за воспитание детей, в том числе в вопросах предупреждения потребления ПАВ;
3). Включение в систему повышения профессиональной компетентности педагогических работников на уровне образовательного учреждения вопросов организации профилактики потребления ПАВ (проведение тематических семинаров, круглых столов, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов и др.);
4).Разработка и реализация образовательных программ, ориентированных на формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровому образу жизни;
5). Создание в образовательном учреждении атмосферы нетерпимости по отношению к ПАВ, культивирование здорового образа жизни.
Содержание мероприятий антинаркотической программы для детей разного возраста должно строиться с учетом накопленных ими знаний о наркотиках и формирования отрицательного отношения к ним.
Профилактика потребления наркотиков среди подростков и молодежи — достаточно непростой в психологическом, правовом и организационном отношении процесс. Ее необходимо строить не только на основе воспитательного процесса, психотерапевтического или медицинского вмешательства. При ее организационном построении важно помнить о законодательной и правовой регламентации антинаркотической деятельности. Здесь следует использовать положения административного, уголовного и других законодательств, а также нормы международного права и рекомендации мирового сообщества.
Информация о наркотиках и наркопреступности, поданная без учета подростковой психологии, может возбудить нездоровый интерес у слушателей и даже побудить их к потреблению наркотических средств.
Таким образом, профилактическая работа в подростковой среде требует ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний и их постоянного расширения, чему в определенной степени и призван помочь данный информационный материал.
|