Об особенностях языкового стиля реферата. Для написания реферата используется научный стиль речи. В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:
Предметом дальнейшего рассмотрения является…
Остановимся прежде на анализе последней.
Эта деятельность может быть определена как…
С другой стороны, следует подчеркнуть, что…
Это утверждение одновременно предполагает и то, что…
При этом … должно (может) рассматриваться как …
Рассматриваемая форма…
Ясно, что…
Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…
Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…
Логика рассуждения приводит к следующему…
Как хорошо известно…
Следует отметить…
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …
Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например:
Не следует писать
| Следует писать
| Мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев…
| Таким образом, в ряде случаев…
| Имеющиеся данные показывают, что…
| По имеющимся данным
| Представляет собой
| Представляет
| Для того чтобы
| Чтобы
| Сближаются между собой
| Сближаются
| Из таблицы 1 ясно, что…
| Согласно таблице 1.
| Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели реферата.
- Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи.
В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...)
- Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов. Варианты переходных конструкций:
· Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...
· Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...
· Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...
- Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу
· В заключение можно сказать, что...
· На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...
· Таким образом, можно сказать, что... Итак, мы видим, что...
При реферировании научной статьи обычно используется модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.
Группы глаголов, употребляемые при реферировании.
1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье: Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем).
Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.
2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:
Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что. Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...
3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором: (Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).
4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п.: Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.
5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.): Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается ... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает ... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит ... что с чем; противопоставляет ... что чему.
6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:
Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается ... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается ... к чему. Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание ...на чем.
7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов: Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует ... что. Можно сделать вывод...
8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:
- передающие позитивное отношение автора:
Одобрять, защищать, отстаивать ... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне ... чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать ... что, кому; убеждать ... в чем, кого.
- передающие негативное отношение автора:
Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться ...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.
При проверке реферата преподавателем оцениваются:
1. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
2. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
5. Использование литературных источников.
6. Культура письменного изложения материала.
7. Культура оформления материалов работы.
Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы. Рецензент оценивает работу по традиционной 10-балльной шкале, могут быть отдельно оценены разные компоненты работы, однако завершается отзыв рецензента одной итоговой оценкой. Отзыв рецензента не должен носить формального характера. Содержание отзыва должно подтверждать и обосновывать правильность выставленной оценки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Задание на контрольнЫЕ работЫ
Написание и защита контрольных работ является важным этапом изучения учебной дисциплины «Финансы». В процессе их выполнения студент расширяет полученные знания по избранной теме, приобретет необходимые навыки научного творчества, овладевает методами самостоятельной научной работы.
В контрольных работах студент должен показать умение грамотно излагать свои мысли, аргументировать выдвигаемые предложения, правильно и свободно пользоваться как общепринятой экономической, так и специальной финансовой терминологией.
Контрольная работа содержит в себе ответ на два теоретических вопроса, один из которых представлен с дополнительной частью, выполнение которой показывает умение студентов анализировать литературу финансовой тематики, оценивать теоретический материал, делать соответствующие выводы, практически применять приобретенные знания на конкретных примерах.
Задание №1
Из I перечня заданий студент выбирает вопрос по варианту, который соответствует первой букве фамилии.
№ варианта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Первая буква фамилии
| А, Л, Ц
| Б,
М,
Ч
| В,
О,
Ш
| Г,
П,
Щ
| Д,
Р,
Э
| Е,
С, Ю
| Ж,
Т,
Я
| З,
У
| И,
Ф
| К, Х
|
I. Перечень заданий
Вариант 1.
Найдите статистические данные по объему, структуре и динамике государственных финансовых ресурсов России за последние пять лет. Сведите эти показатели в таблицу. Учтите инфляцию. Проанализируйте данные, сделайте выводы о динамике финансовых показателей.
Вариант 2.
Изобразите в виде схемы современную финансовую систему Российской Федерации, используя возможно большее число классификационных признаков, позволяющих вычленить в составе финансовой системы сферы, звенья и уровни.
Вариант 3.
Начертите схему, отражающую органы управления финансами во всех сферах и звеньях финансовой системы России; покажите на схеме и охарактеризуйте (текстом) взаимосвязь между разными органами управления финансами.
Вариант 4.
Выберите два любых органа управления финансами из двух разных сфер финансовой системы России и составьте перечень их задач и функций.
Вариант 5.
Изобразите на схеме процесс формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций.
Вариант 6.
Начертите схему, отражающую источники формирования и направления использования финансовых ресурсов некоммерческой организации любой организационно-правовой формы.
Вариант 7.
Раскройте влияние организационно-правовой формы и отраслевых особенностей на источники формирования и направления использования финансовых ресурсов экономического субъекта.
Вариант 8.
Подберите статистические данные, характеризующие объем, структуру и динамику доходов и расходов федерального бюджета России в период с 2002 по текущий год. Отразите собранные данные в аналитической таблице, позволяющей сделать соответствующие выводы о структуре и динамике бюджетных доходов и расходов. Проанализируйте данные, сделайте обоснованные выводы.
Вариант 9.
Раскройте содержание межбюджетных отношений, складывающихся между бюджетами разных уровней в составе единой бюджетной системы России. Найдите данные, характеризующие динамику финансовой помощи, оказанной регионам России из федерального бюджета, за последние пять лет. Отобразите собранные данные об объеме и структуре финансовой помощи в аналитической таблице. Учтите инфляцию. Проведите анализ данных и сделайте обоснованные выводы.
Вариант 10. Внебюджетные фонды
Составьте таблицы, отражающие динамику и структуру доходов и расходов Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и фондов обязательного медицинского страхования РФ за последние пять лет (федерального и территориальных). Учтите инфляцию. Проанализируйте полученные данные и сделайте обоснованные выводы.
II. Задание №2
Из II перечня вопросов студент выбирает вопрос по номеру варианта из задания №1. Вопросы имеют дискуссионный характер и требуют субъективного ответа, личной оценки по существующей проблеме.
II. Перечень вопросов
1. Экономическое содержание государственных внебюджетных фондов, их специфические особенности. Значение государственных внебюджетных фондов для решения социальных задач.
Дополнительное задание. Пользуясь утвержденными законами о бюджетах Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Фонда обязательного медицинского страхования РФ, составьте таблицы, отражающие динамику и структуру доходов и расходов перечисленных фондов. Проанализируйте полученные данные и, используя для наглядности схемы, графики и диаграммы, сделайте соответствующие выводы об экономической целесообразности их создания.
2. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций; особенности их применения и использования в современных условиях.
Дополнительное задание. На примере конкретной некоммерческой организации (школы; ВУЗа; техникума; больницы и т.д.) начертите схему, отражающую источники образования и направления использования финансовых ресурсов, и прокомментируйте влияние организационно-правовой формы и отраслевых особенностей на источники образования и направления использования финансовых ресурсов.
3. Финансовые ресурсы коммерческих организаций, особенности их формирования и использования в условиях рынка.
Дополнительное задание. На примере конкретной коммерческой организации (ОАО, ЗАО, ООО) начертите схему, отражающую источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, и прокомментируйте влияние организационно-правовой формы и отраслевых особенностей на источники формирования и направления использования финансовых ресурсов.
4. Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами, их задачи и функции в современных условиях.
Дополнительное задание. Начертите схему, отражающую органы управления финансами во всех сферах и звеньях финансовой системы России; покажите на схеме и охарактеризуйте (текстом) взаимосвязь между разными органами управления финансами, укажите структуру подчиненности, охарактеризуйте функции каждого элемента схемы.
5. Бюджетные заимствования: их сущность, значение, виды.
Дополнительное задание. Подберите данные, отражающие динамику объемов и структуры внутренних и внешних заимствований РФ на федеральном уровне. На основе собранных данных составьте аналитическую таблицу, графически изобразите наиболее динамичные виды заимствований в России. Проанализируйте цифровой и графический материалы, сделайте выводы.
6. Правовые основы функционирования финансов; характеристика основных правовых актов.
Дополнительное задание. На примере двух любых органов управления финансами из двух разных сфер финансовой системы России составьте перечень всех законодательных актов и других нормативных актов, составляющих правовую основу их деятельности. Оцените состояние имеющейся правовой базы деятельности соответствующих органов.
7. Финансовая система современной России, характеристика ее структурных подразделений.
Дополнительное задание. Проанализируйте взгляды отечественных экономистов на состав и структуру финансовой системы России. Сделайте выводы на основе проведенного анализа о полноте структуры финансовой системы РФ для развития экономики страны.
8. Бюджетная система государства, принципы ее построения. Межбюджетные отношения: содержание, формы организации, правовые основы.
Дополнительное задание. Изобразите на схеме бюджетную систему одного из субъектов Российской Федерации. Составьте перечень правовых актов, регламентирующих функционирование бюджетной системы выбранного Вами субъекта и дайте оценку существующей правовой базы.
9. Сущность финансов, их специфические признаки, эволюция теоретических представлений о них.
Дополнительное задание. Сопоставьте точки зрения разных авторов на сущность финансов и на основе приводимых ими аргументов сформулируйте собственное мнение о сущности финансов и их специфических особенностях.
10. Функции финансов, их характеристика.
Дополнительное задание. Сопоставьте точки зрения разных авторов на количество и содержание функций финансов, сделайте выводы об их обоснованности. Приведите примеры, раскрывающие функции финансов в РФ.
Методические указания
Структура контрольной работы при раскрытии каждой темы, выбранных из I и II перечней в соответствии с вариантом, может состоять из введения, двух-трех, максимум – четырех разделов, заключения, содержащего теоретические выводы и практические рекомендации, списка использованной литературы.
Во введении характеризуется актуальность раскрываемой темы, определяется объект исследования и даются отдельные пояснения к содержанию: с чем связаны временные границы исследуемой проблемы, на каких фактических и статистических материалах строится работа и др.
Введение не должно раскрывать темы контрольной работы, так как оно не является содержательной частью работы. Не следует во введении приводить определения, понятия, состав и роль анализируемых категорий.
Первый раздел, как правило, посвящается исследованию теоретических аспектов темы. Однако, излагая вопросы теории, необходимо пояснить, что эта часть контрольной работы не самоцель, а всего лишь средство для более полного исследования теоретических вопросов. Изучение теоретической части работы должно быть увязано с практической частью и служить базой для разработки предложений и рекомендации. Эти рекомендации особенно важны при раскрытии выбранной темы из второго перечня. В первом разделе рекомендуется затрагивать дискуссионные вопросы, но при этом обязательно следует излагать собственную позицию, не ограничиваясь простым пересказом существующих в экономической литературе точек зрения. Лишь творчески осмысливая прочитанное, обосновывая собственную позицию, можно написать контрольную работу, характеризующуюся достаточно высоким теоретическим уровнем.
Во втором разделе должен быть проведен анализ функционирования рассматриваемого понятия (в зависимости от вопроса). Материал этого раздела базируется на тщательном изучении действующего законодательного и инструктивного материала, а также на прочих нормативных документах, на всестороннем и глубоком анализе статистического и фактического материала. Материалы анализа должны лежать в основе всей контрольной работы, служить ее аналитической базой, в соответствии с которой впоследствии будут разработаны соответствующие выводы и предложения.
Третий раздел работы должен содержать обобщения результатов проведенного теоретического исследования. Основное требование, предъявляемой к нему, заключается в разработке и обосновании выводов и предложений, направленных на решение проблем, исследованных в контрольной работе .
Заключение отражает основные результаты, достигнутые при решении вопросов и проблем, поставленных в исследуемых темах.
Список используемой литературы включает в себя перечень специализированных литературных источников, действительно использованных при написании контрольной работы. В списке литературы указывается: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства, год издания.
При выполнении контрольной работы также необходимо пользоваться периодическими финансовыми и экономическими изданиями (журналами, газетами, брошюрами и т.д.). Если статья опубликована в журнале (газете), необходимо дать название журнала (газеты), год выпуска, номер журнала (газеты), страницы, на которых помещена статья.
По тексту всей работы должны быть сноски на используемую литературу и нормативно-правовые документы.
В ходе проверки контрольной работы преподавателем оцениваются:
8. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
9. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
10. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
11. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
12. Использование литературных источников.
13. Культура письменного изложения материала.
14. Культура оформления материалов работы.
Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы. Контрольная работа оценивается по 10-балльной шкале, могут быть отдельно оценены разные компоненты работы, однако завершается рецензия одной итоговой оценкой.
Тестовые задания по курсу
1. Финансовые отношения – это денежные отношения ___ (выберите правильное продолжение утверждения)
a. связанные с оплатой товаров и услуг
b. связанные с уплатой налогов
c. по поводу ввоза и вывоза предпринимательского и ссудного капитала
d. связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств
e. сопровождающие экспорт и импорт товаров
2. Первичные доходы фирм это ___ (выберите правильное продолжение утверждения)
a. нераспределенная прибыль
b. чистая прибыль
c. дивиденды
d. доналоговая прибыль
e. доналоговая прибыль и амортизация
f. амортизация
3. Первичные доходы государства - это___ (выберите правильное продолжение утверждения)
a. налоги
b. налоги, сборы и социальные отчисления
c. поступления от внешней торговли
d. госкредиты
e. налоги, сборы, внешние поступления
f. золотовалютные резервы
4. Конечные (чистые) доходы фирм, домохозяйств и государства - это___ (выберите правильное продолжение утверждения)
a. фонды денежных средств
b. финансовые ресурсы
c. госбюджет
d. внебюджетные фонды
e. государственный кредит
5. Сводный финансовый баланс показывает движение___ (выберите правильное продолжение утверждения)
a. денежных доходов и расходов государства
b. денежных доходов и расходов государства, предприятий и граждан
c. централизованного фонда кредитных ресурсов государства
d. денежных потоков на фирмах
6. Финансовый рынок - это___ (выберите правильное продолжение утверждения)
a. место торговли ценными бумагами
b. механизм перелива сбережений в инвестиции
c. совокупность структур, торгующих свободными денежными ресурсами
d. движение кредитных ресурсов
e. расчетно-кредитная система
7. Найдите неверное утверждение:
a. финансовые институты предлагают свои услуги, чтобы получать прибыль
b. банк принимает вклады только для хранения
c. банковские займы пополняют объем денежной массы в обращении
d. основная функция всех финансовых институтов - перелив сбережений в инвестиции
8. Функциями финансов являются: (выберите правильные ответы)
a. распределительная
b. обеспечение материального производства денежными средствами
c. стимулирующая
d. поддержание курса национальной валюты
e. контрольная
f. обеспечение стабильности платежно-расчетной системы
9. Кому подчиняется Счетная палата? (выберите правильный ответ)
a. Правительству
b. Федеральному Собранию
c. Президенту
d. Министерству финансов
10. На стадии составления сметы бюджетной организации на следующий финансовый год осуществляется ___ финансовый контроль (выберите правильное утверждение)
a. предварительный
b. текущий
c. последующий
d. оценочный
11. Систему финансов образуют___ (найдите наиболее полное утверждение)
a. государственный кредит и финансы предприятий
b. государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств
c. финансы предприятий и денежно-кредитная система
d. внебюджетные фонды и государственный кредит
e. банковская система и финансы предприятий
12. Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя___ (выберите правильные ответы)
a. территориальные и местные бюджеты
b. финансы коммерческих предприятий и организаций
c. фонды имущественного и личного страхования
d. финансы некоммерческих организаций
e. внебюджетные фонды
13. Государственный бюджет - это ____ (исключите ненужное)
a. ведущее звено финансовой системы
b. эмиссионный центр страны
c. главный централизованный фонд денежных средств
d. роспись доходов и расходов государства
e. орган единой денежно-кредитной политики
f. основной финансовый план страны
14. Бюджетная система федеративного государства состоит из ___ (выберите правильный ответ)
a. госбюджета и местных бюджетов
b. федерального бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов
c. федерального бюджета и местных бюджетов
d. бюджетов целевых бюджетных фондов
15. Рассмотрение федерального бюджета проходит через ___ чтения (выберите правильный ответ)
a. одно
b. два
c. три
d. четыре
16. Частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней называется: (выберите правильный ответ)
a. бюджетным процессом
b. бюджетным устройством
c. бюджетным регулированием
d. бюджетной системой
17. Принцип самостоятельности в организации бюджетного процесса означает___ (выберите правильный ответ)
a. единую правовую базу, единую бюджетную классификацию, единство форм бюджетной документации для всех звеньев бюджетной системы
b. наличие собственных источников доходов и право определять направления их использования
c. установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов
d. создание финансовых резервов
18. За кассовое исполнение федерального бюджета отвечает(ют) ___ (выберите правильный ответ)
a. Главные территориальные управления Центрального банка РФ
b. налоговые инспекции
c. Главное управление федерального Казначейства
d. территориальные таможенные органы
19. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на определенные целевые расходы - это___ (выберите правильный ответ)
a. дотации
b. субвенции
c. субсидии
d. кредит
20. Государственный кредит отражает кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве___ (выберите правильный ответ)
a. заемщика и кредитора
b. финансового посредника
c. заемщика, кредитора и гаранта
d. кредитора
e. заемщика
21. Страхование - это___ (выберите правильный ответ)
a. сфера предпринимательства, связанная с вложением в высокорискованные активы
b. экономическая система защиты интересов юридических и физических лиц от объективно существующих рисков
совокупность специализированных организаций, образующих пул средств
|