Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 1. Проблема соотношения воспитания и врожденных качеств в становлении личности Наполеона Бонапарта

Введение.Вся противоречивость личности Бонапарта, его поведение и поступки – всё это говорит нам о том, что мы имеем дело с гением. Детство и юность Наполеона было таким, как и у большинство французов,. Поэтому мы постарались не просто описать жизнь Наполеона, а исследовать лишь отдельный ее аспект. Мы попытались ответить на вопрос, что в характере Бонапарта было такого, что привело его на вершину славы. назвать цель: установить совокупность субъективных факторов, которые определяли становление личности Наполеона. Мы поставили следующие задачи: 1 определить особенности характера Наполеона;2 Описать то как социальная среда повлеяла на Наполеона; установить роль воспитания в развитии личности.

 

Воспитание.Наполеон Бонапарт родился 15 августа 1769 г. на острове Корсика. Его родители были ористократами. Отец был одвакатом. Мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Наполеон был очень сложным и копризным ребёнком. В своих воспоминаниях он дал самому себе негативную оценку «Я был склонен к ссорам и дракам, одного я бил, другого царапал, и все меня боялись. Больше всего приходилось от меня терпеть моему брату Жозефу. Я его бил и кусал. И брата же за это бранили, так как бывало до того, как он придет в себя от страха, я уже нажалуюсь матери. Мое коварство приносило мне пользу, так как иначе мама наказала бы меня»[1]. Когда ему не уступали, с ним случались припадки гнева, он приходил в ярость и кричал до потери голоса. Когда его наказывали, он не плакал, терпел любую боль, и его невозможно было заставить просить прощения[2]. Единственная, кого он признавал – это мама. Именно от мамы Наполеон унаследовал любовь к труду и к строгому порядку в делах. Именно мама сумела направить его энергию в положительное русло, и ее роль в воспитании Наполеона была ключевой. «Матери и ее строгим правилам я обязан всем своим счастьем и всем тем, что я сделал хорошего» – подчеркивал Наполеон[3]. Можно сделать предварительный вывод. Во-первых, мягкость и попустительство отца сформировали у Наполеона уверенность в том, что он может добиться всего чего бы он ни попросил. А строгость матери культивировала в нем дисциплинированность и целеустремленность, которые помогли ребенку достигать всего, чего он хотел. Иными словами, детские капризы Наполеона сформировали у него завышенные амбиции, а строгое воспитание матери научило его не только мечтать, но и действовать. Во-вторых, с детства Наполеон был изворотливым, хитрым, лицемерным, жестоким. Не гнушаясь обманом, он легко воздействовал на родителей. С точки зрения педагогики, это явно негативные качества. Как ни парадоксально, но без этой составляющей представить Наполеона невозможно.



Крайне важно обратить внимание на роль матери как педагога , который сыграл ключевую роль в становлении личности будущего императора. Как уже было сказано, в детстве роль педагога олицетворяла мать. Безусловно, она понимала, что со временем не сможет держать Наполеона в руках. В такой ситуации чрезвычайно важным было направить ребенка и помочь ему найти достойное место в жизни. Видя склонность Наполеона к военному делу, родители уготовили ему военную карьеру. Будем считать, что они понимали, что только жесткая дисциплина обуздает неукротимую энергию Наполеона и направит ее в положительное русло. В то же время, лишенный материнской любви и оторванный от дома Бонапарт, стал более жестким и циничным.

Образование. С 1779 по 1784 гг. Наполеон учился в военном училище в Бриенне, с 1784 по октябрь 1785 гг. – в Парижской военной школе. 30 октября 1785 г. он закончил обучение и получил чин подпоручика (младшего лейтенанта). В годы обучения негативные стороны личности будущего полководца были задавлены военной муштрой. В такой ситуации стали проявляться положительные качества Наполеона. Это тяга к знаниям. Она выражалась в чтении книг, доходившем до фанатизма. По словам самого известного биографа Наполеона Е. Тарле, в годы учебы Наполеон сумел подчинить свои страсти и желания воле и рассудку: «Большую часть жалования он отсылал матери, оставляя себе только на самое скудное пропитание, не позволяя себе ни малейших развлечений. В том же доме, где он снимал комнату, помещалась лавка букиниста, и Наполеон все свободное время стал проводить за чтением книг… Читал он запоем, с неслыханной жадностью, заполняя заметками и конспектами свои тетради»; «Он живет впроголодь, избегает общества, не сближается с женщинами, отказывает себе в развлечениях, работает без устали, сидит за книгами все свободное от службы время»[4]. Помимо книг по военной истории Наполеон увлекался историей Греции и Рима, математикой, географией, беллетристикой и стихами; читал и немецких романтиков, прежде всего, Гёте, и всех известных тогда французских авторов.

На характер Наполеона и его уход в книги повлияло немаловажное обстоятельство. В Бриенне он был единственным корсиканцем, а потому – чужаком. Он не мог найти общий язык с учениками[5]. Это предопределило возникновение еще одного качества, на этот раз негативного. К холодному расчетливому уму добавилось презрительное и враждебное отношение к окружающим. Используя свой интеллект, Наполеон на деле вынужден был доказывать, что он лучший. «Мысль о том, что я не первый ученик в классе, была мне невыносима» – говорил Наполеон[6]. Такое отношение будущий император перенес на все, что он делал.

Учеба научила Наполеона умению писать. В июне 1788 г. он со своим полком был отправлен в Оксонн, где проявил свое умение в разных жанрах. Он пишет трактат по баллистике («О метании бомб»), пробует себя в литературном (роман «Глиссон и Эжени», повести «Маска-прорицатель», «Граф Эссекс или повесть о привидениях»), философском («Законы и указания для счастья людей» и «Диалог о любви») и историческом («История Корсики») жанрах. Помогали Наполеону не только любовь к чтению и неутомимая воля к познанию, но и природные способности. Главная из них – это исключительная работоспособность. «Я работаю всегда, работаю во время обеда, работаю, когда я в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать» – вспоминал о себе Наполеон[7]. Чтобы больше работать, с юности он приучил себя вставать не позже четырех часов утра и к привычке мало спать[8].

Несколько слов о памяти Наполеона. Советский историк А. Манфред пишет, что он обладал почти абсолютной памятью: «без каких-либо особых усилий он запоминал и правила математики, и сухие юридические формулы, и длинные строфы стихов из Корнеля, Расина или Вольтера. Позже, в армии он безошибочно называл имена солдат и офицеров, которых лично знал, указывая год и месяц совместной службы и нередко часть – точное наименование полка, а иногда и батальона, в котором состоял его бывший сослуживец»[9]. Однажды, посаженный на гауптвахту, он нашел в помещении, где был заперт, сборник по римскому праву. Он не только полностью прочел его, но через пятнадцать лет изумлял французских юристов на заседаниях по выработке Наполеоновского кодекса, цитируя наизусть римское право[10].

Таким образом, правильно выбранное образование позволило Наполеону свободно заниматься интеллектуальной деятельностью и развить такие врожденные качества, как природный ум и исключительная память. Негативная составляющая его характера была поставлена в жесткие рамки армейской дисциплины и сдерживалась отношением к нему со стороны французов (как к корсиканцу). Неукротимая энергия стала проявляться в воле побеждать на поле боя, а не в «сражениях» с братьями и родителями. В результате негативные качества Наполеона контролировались, были упорядочены и поставлены на службу общественной пользы, в данном случае военном делу. В свою очередь сочетание энергии, дисциплины и интеллекта с желанием добиться своего любым путем и обретенным с детства умением воздействовать на других людей предопределили быстрое возвышение Наполеона. Однако, самостоятельно распоряжаясь собственной судьбой, Наполеон стал превращаться в капризного мальчика, но только с одной существенной разницей. Уже не было такого авторитета, каким была его мать, который бы придал «демоническим страстям»[11] Наполеона позитивное содержание. Поэтому немецкий врач Антон Ноймайр, написавший биографию Наполеона, имел все основания сказать, что «именно с личностью Наполеона в историю вошел тип одержимости властью, который не имел себе равных в прошлом по степени презрения к людям»[12].






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.