Проверка долговечности подшипника. Ведущий вал.. Н , Н , Н , мм
Определяем реакции опор:
в горизонтальной плоскости xz
Н;
В вертикальной плоскости уz
H;
;
H.
Проверка:
Суммарные реакции
Н;
Н.
Подбираем подшипники по более нагружённой опоре.
Намечаем радиальные шариковые подшипники
N
| d, мм
| D, мм
| B, мм
| Грузоподъёмность
|
308
|
40
|
90
|
23
| С, кН
| С0, кН
| 41,0
| 22,4
|
Рис. 8.1 Расчетная схема ведущего вала
Эквивалентная нагрузка
,
в которой радиальная нагрузка Н; осевая нагрузка Н; (вращается внутреннее кольцо); коэффициент безопасности ; .
Отношение ; этой величине соответствует .
Отношение ; и .
Н.
Расчётная долговечность, млн. об.
млн,об
Расчётная долговечность, ч
ч
Что больше установленных .
Ведомый вал несет такие же нагрузки, как и ведущий
Н , Н , Н .
Нагрузка на вал от цепной передачи Н
Составляющие этой нагрузки Н.
мм и мм. Реакции опор в плоскости xz
;
H;
Рис. 8.2 Расчетная схема ведомого вала
;
H.
Проверка:
;
В плоскости yz
;
Н;
;
Н.
Проверка:
Суммарные реакции
Н;
Н.
Выбираем подшипники по более нагруженной опоре.
Шариковые радиальные подшипники
N
| d, мм
| D, мм
| B, мм
| Грузоподъёмность
|
312
|
60
|
130
|
31
| С, кН
| С0, кН
| 81,9
| 48,0
| Отношение ; этой величине соответствует
Отношение ; и .
Поэтому Н. (Принимаем , т.к. цепная передача усиливает неравномерность нагружения)
Расчётная долговечность, млн. об.
млн об
Расчётная долговечность
ч
Здесь об/мин — частота вращения ведомого вала..
Проверка прочности шпоночных соединений
Шпонки призматические со скругленными торцами Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок — по ГОСТ 23360—78.
Материал шпонок — сталь 45 нормализованная.
Напряжения смятия и условие прочности
Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице МПа, при чугунной МПа.
Ведущий вал: мм; мм; мм; длина шпонки мм (при длине ступицы полумуфты МУВП мм,; момент на ведущем валу Нмм;
МПа
(материал полумуфт МУВП — чугун марки СЧ 20).
Ведомый вал.
Из двух шпонок — под зубчатым колесом и под звездочкой — более нагружена вторая (меньше диаметр вала и поэтому меньше размеры поперечного сечения шпонки).
Проверяем шпонку под звездочкой: мм; мм; мм; длина шпонки мм (при длине ступицы звездочки мм); момент Н·мм;
МПа
Условие выполнено.
Уточненный расчет валов.
Принимаем что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения по нулевому (пульсирующему).
Уточненный расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности для опасных сечений и сравнения их с допускаемыми значениями
Прочность соблюдена при
Проведем расчет для опасных сечений каждого из валов.
Ведущий вал.
Материал – сталь 45 термическая обработка- улучшение. Шестерня выполнена заодно с валом, диаметр заготовки до 90 мм, следовательно среднее значение МПа
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба.
МПа
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений.
МПа
Сечение А - А при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту рассчитываем на кручение
Концентрация напряжения вызывает наличие шпоночного паза.
Коэффициент запаса прочности
,
где амплитуда и среднее напряжение от нулевого цикла
При мм; мм; мм
мм3
МПа
Принимаем ; ; Табличные значения
.
Принимаем длину посадочного места под муфту равной длине полумуфты мм, получаем изгибающий момент в сечении А - А от консольной нагрузки.
Н·мм
Коэффициент запаса прочности под нормальным напряжениям
;
где МПа
Результирующий коэффициент запаса прочности
Ведомый вал
Материал вала — сталь 45 нормализованная; МПа
Пределы выносливости МПа и МПа
Сечение А-А Диаметр вала в этом сечении мм.
Концентрация напряжения обусловлена наличием шпоночной канавки:
и ;
масштабные факторы ; ;
коэффициенты ;
Крутящий момент Н·мм
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости
Н·мм
Изгибающий момент в вертикальной плоскости
Н·мм
Суммарный изгибающий момент в сечении А — А
Н·мм
Момент сопротивления кручению ( мм; ; мм)
мм3
Момент сопротивления изгибу
мм3
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
МПа; среднее напряжение
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
.
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А — А
Сечение К—К. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с
гарантированным напрягом.; и ; принимаем и .
Изгибающий момент
Н·мм.
Осевой момент сопротивления
мм3
Амплитуда нормальных напряжений
МПа; .
Полярный момент сопротивления
мм3
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
.
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
.
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения К — К
.
Сечение Л—Л. Концентрация напряжений обусловлена переходом от мм к :
при и коэффициенты концентрации напряжений и ; Масштабные факторы ; .
Внутренние силовые факторы те же, что и для сечения К— К.
Осевой момент сопротивления сечения
мм3
Амплитуда нормальных напряжений
МПа; .
Полярный момент сопротивления
мм3
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
;
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
.
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Л — Л
.
Сечение Б—Б. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки:
коэффициенты концентрации напряжений и ; Масштабные факторы ; .
Изгибающий момент (положим мм)
Н·мм.
Момент сопротивления сечения нетто при мм и мм
мм3
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
МПа;
Момент сопротивления кручению сечения нетто
мм3
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
;
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
..
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Б — Б
Результаты проверки в таблице:
Сечение
| А-А
| К-К
| Л-Л
| Б-Б
| Коэффициент запаса s
| 7,2
| 3,2
| 3,9
| 4,45
| Во всех случаях
10. Сборка и смазка редуктора
Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, за- ливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружения колеса примерно на мм.
Объем масленой ванны определяем из расчета дм3 масла на кВт передаваемой мощности
дм3
При контактных напряжениях и скорости м/с, рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна м2/с.
Принимаем масло индустриальное (по ГОСТ 20799-75*).
Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом. УТ-1, периодически пополняем его шприцем через пресс-масленки.
Сборка редуктора: перед сборкой внутреннюю полость корпуса тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов: на ведущий вал насаживают мази- удерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до ;
В ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала, затем надевают распорную втулку и мазеудерживающие кольца, и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.
Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком.
Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов: затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.
После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо, в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для редуктора, с целью регулировки.
Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом.
Проверяют проворачиванием валом отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки), и закрепляют крышки винтами.
На конец ведомого вала в шпоночную канавку закладывают шпонку, устанавливают звездочку и закрепляют ее. Торцевым креплением; винт торцевого крепления стопорят специальной планкой.
|