Право в системе социальных норм
Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.
Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.
Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.
Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Все социальные нормы представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.
Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения — экономические, политические, социально‑культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.
Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.
Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов — табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления — государства — и появления нового вида социальных регуляторов — права.
Формирование права шло несколькими путями. Во‑первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во‑вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно‑организованного общества и создавая юридические прецеденты. В‑третьих, государство само «творило» право путем издания специальных нормативных актов.
В политической и юридической науке нет единства в понимании сущности права. В соответствии с нормативистским подходом (безоговорочно принятым советской юриспруденцией) право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Этот подход подчеркивает зависимость права от государственной воли. Социологическая школа рассматривает право как деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия. Сторонники этого подхода к сущности права отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации.
Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.
Право характеризуется следующими признаками: а) нормативностью — право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;
б) общеобязательностью — правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями независимо от отношения к ним тех или иных субъектов правоотношений;
в) формальной определенностью — правовые нормы выражены в словесно‑письменной форме и закреплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью определенности и ясности;
г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;
д) гарантированностью государством — реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства;
е) многократностью применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.
Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:
а) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений;
б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя;
в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты;
г) идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения;
д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности.
В практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.
Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.
Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. В этом проявляется его относительная независимость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой‑либо определенный вариант действий.
Система права
Система права — это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй — правовые институты и подотрасли права, а третий (высший) — отрасли права.
Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регули рующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.
Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:
а) конституционное (государственное) право — совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, национально‑государственное устройство страны и т. д.;
б) административное право — совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;
в) гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;
г) семейное право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно‑семейных отношений;
д) трудовое право — совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п.;
е) финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;
ж) уголовное право — совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены;
з) земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.
Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.
Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права. Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:
а) гражданско‑процессуальное право — совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансо‑вых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;
б) уголовно‑процессуальное право — совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.
Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.
Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права. Институт права — это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной платы и др.
Подотрасль права — это совокупность родственных институтов какой‑либо отрасли права (например, обязательственное право в гражданском праве).
Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе — между частными лицами на основе их взаимных обязательств. К публичному праву относят государственное, административное, финансовое, уголовное право и отрасли процессуального права, к частному праву — гражданское, трудовое, семейное. В идеале частное и публичное право должны совпасть, так как право, охраняя интересы всего общества, учитывает и интересы составляющих его индивидов.
Начальный элемент всего правового здания составляют нормы права. Нормы права — это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально‑определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного по‑ведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.
Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько подобных классификаций правовых норм.
1. По предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений) нормы делятся на конституционно‑правовые гражданско‑правовые, уголовно‑правовые и т. п.
2. По юридической силе все правовые нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от места, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов.
3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочи‑вающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий).
4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия (в нормативно‑правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно‑правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).
5. По кругу субъектов нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).
6. По пределам действия норм в пространстве юридические нормы делят на нормы общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной самим нормативно‑правовым актом).
7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов правоотношений) и диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей).
8. По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм).
9. По реализуемым функциям права нормы делятся на регулятивные (устанавливают субъективные права и возлагают на субъектов права юридические обязанности) и охранительные (определяют меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям права, а также условия реализации этих норм).
Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой. В классическом виде норма права включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Диспозиция — это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой, фактических обстоятельств. Санкция — это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы. Санкция свидетельствует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Структуру нормы права можно выразить логической формулой: «Если (гипотеза) …, то (диспозиция) …, иначе (санкция) …».
Источники (формы) права
Тесная связь государства и права отражена в понятии источники (формы) права. Источники (формы) права — это государственно‑официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения.
Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права, среди которых обычно выделяют правовой обычай, судебный прецедент, судебную практику, нормативный договор, правовую доктрину и нормативно‑правовой акт. Для каждой правовой системы характерна своя ведущая форма права. Так, в странах англосаксонской правовой системы эту роль играет судебный прецедент, для континентальной системы важнейшим источником права является нормативно‑правовой акт, в формировании права большинства стран Африки и Азии, сохраняющих основы традиционного общества, главным источником права служит правовой обычаи. Правовые обычаи — это устойчивые, сложившиеся в результате многократного их применения правила общественного поведения людей, которые санкционированы государством и соблюдение которых гарантируется государственным принуждением. Государство санкционирует только те обычаи, которые отвечают его интересам. Обычное право играло огромную роль на ранних этапах правового развития, регулируя прежде всего семейно‑брачные, поземельные, имущественные отношения.
Судебный (административный) прецедент — это придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел. Законы и иные нормативно‑правовые акты регулируют общественные отношения в обобщенной, абстрактной форме. Но жизнь всегда богаче, сложнее любых формальных установлений. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения данного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому у него остаются два варианта действий: либо, исходя из общих принципов той или иной правовой системы, установить новую норму, либо так истолковать сходную действующую норму, чтобы распространить ее на рассматриваемый случай и положить в основу своего решения. Так создаются новые нормы, которые применяются в практике другими судами, получая обязательную силу и становясь судебным прецедентом.
Под судебной практикой понимают такую деятельность судебных органов, в результате которой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения. Судебная практика как система результатов, итогов судебной деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях высших судов.
Нормативные договоры — это соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. В нормативных договорах выражается согласованная воля нескольких государств (международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры).
Сложность права, высокая степень обобщения и абстрактность его норм требуют частого привлечения ученых‑юристов к разъяснению тех или иных аспектов права участникам правоотношений и юридических процедур. Уже в Древнем Риме формулы и суждения известных юристов по поводу спорных или неясных проблем права включались в различные сборники законов и даже были составной частью нормативно‑правовых актов. Правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно‑семейных споров.
Важнейшим источником права в большинстве стран мира (в том числе и в России) является нормативно‑правовой акт (НПА) . Нормативно‑правовой акт — это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно‑властным характером и имеющий официально‑документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства. Нормативно‑правовой акт является разновидностью правового акта, под которым понимается документ, принятый государственным органом или должностным лицом и направленный на установление, изменение или отмену правовой нормы или ее реализацию. К правовым актам относят и индивидуально‑правовые. Индивидуально‑правовые акты (их называют правоприменительными) направлены на реализацию правовых норм, содержат индивидуальные предписания и рассчитаны на однократное действие. Поэтому, являясь правовыми, но не устанавливая норм права, эти акты не могут быть отнесены к нормативным. Примером таких актов могут являться приговоры суда по конкретным делам, приказы руководителей организаций о вынесении дисциплинарных взысканий и т. п.
Нормативно‑правовой акт отличается рядом признаков:
1) содержит в себе общеобязательные правила поведения (нормы права) и поэтому адресуется неперсо‑нифицированным субъектам, действует непрерывно, рассчитан на многократное действие и регулирует наиболее типичные социальные ситуации;
2) носит властный, обязательный характер и обеспечивается (в случае невыполнения) мерами государственного принуждения;
3) содержит определенные, четко и ясно сформулированные предписания, условия их реализации и защиты;
4) издается только компетентными органами. Законодательство строго определяет субъектов правотворчества, которым разрешает издавать правовые акты лишь по вопросам, отнесенным к их ведению;
5) принимается с соблюдением строго определенных процедурных требований, в установленном законом порядке;
6) имеет официально‑документальную форму, которая подразумевает наличие точного названия, определенной (как правило, унифицированной) структуры (деление на разделы, главы, статьи, пункты), содержания, способов и стиля изложения, символов и реквизитов (даты, подписи, печати и т. д.);
7) обладает определенной юридической силой, под которой понимается степень подчиненности данного нормативно‑правового акта актам вышестоящих органов. Юридическая сила нормативно‑правового акта зависит от того, какой орган издал этот акт, какое место занимает этот орган в системе правотворческих государственных органов.
В зависимости от юридической силы нормативно‑правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно‑правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Признаками закона являются:
1. Закон может быть принят лишь органом законодательной власти (монархом или парламентом) или всеми гражданами на референдуме.
2. Закон обладает высшей юридической силой в системе нормативно‑правовых актов государства. Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда им не противоречить. В случае коллизии норм различных по юридической силе актов действует норма закона. Законы не подлежат утверждению со стороны какого‑либо органа. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, его издавшего.
3. Порядок разработки, принятия и вступления закона в силу определяется, как правило, конституцией государства.
4. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения.
Законы могут быть основными (конституции федерации и ее субъектов, федеральные конституционные законы в Российской Федерации) и обыкновенными (федеральные законы, уставы субъектов федерации, законы субъектов федерации).
Особым видом нормативно‑правовых актов являются подзаконные акты — правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных ситуаций и индивидуальных интересов.
Действие нормативно‑правовых актов во времени определяется моментом вступления НПА в силу и моментом прекращения действия НПА.
Нормативно‑правовой акт вступает в силу либо с момента принятия, либо по истечении установленного срока после его принятия или опубликования, либо с того времени, которое указано в самом НПА или акте о введении его в действие.
В Российской Федерации вступают в силу:
— законы о поправках к Конституции — со дня их опубликования;
— федеральные законы — через 10 дней после их опубликования;
— нормативные акты Президента РФ — по истечении 7 дней после опубликования;
— акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти — через 7 дней после их опубликования;
— иные акты Правительства — со дня их подписания;
— нормативные акты федеральных органов исполнительной власти — через 10 дней после их опубликования.
Действие нормативно‑правовых актов прекращается:
а) в результате прямого указания государственного органа об отмене НПА (прямая отмена);
б) в связи с изданием нового НПА, заменившего ранее действовавший (косвенная отмена);
в) по истечении срока действия акта (самоотмена) Пределы действия нормативно‑правового, акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативно‑правовой акт может действовать на всей территории государства, на какой‑то oпределенной части страны, в отдельных случаях — за пределами государства.
Как правило, действие НПА охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему НПА. Действие НПА распространяется, как правило, на всех лиц, проживающих на соответствующей территории.
Однако ряд законов распространяется лишь на граждан гос‑ва, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев.
Правотворчество
Большинство ученых понимают под правотворчеством деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм. Однако такое определение исходит из представления о праве как о системе норм, установленных государством. В соответствии с иным подходом правотворчество рассматривается как завершающая стадия процесса правообразования, который идет в недрах общества. Государство же лишь надлежащим образом оформляет те правовые потребности, которые уже сложились.
Основными функциями правотворчества являются:
а) обновление законодательства, издание новых нормативно‑правовых актов;
б) устранение (отмена) устаревших юридических норм;
в) восполнение пробелов в праве. Правотворческая деятельность в демократическом государстве строится на следующих принципах:
а) гласности, подразумевающей, что правотворческая деятельность компетентных органов должна осуществляться в открытой и доступной для всех форме. Только «прозрачность» правотворческих процедур позволяет избежать негативных последствии лоббизма;
б) демократизма, отражающего участие населения в правотворчестве, учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно‑правовых актов;
в) научности, содержанием которой является адекватное отражение в нормативных актах реальной действительности и перспектив развития общества, привлечение научных учреждений, ученых, экспертов, специалистов‑практиков к процессу правотворчества, обязательность прогноза последствий принятия нормативного акта;
г) законности, представляющей собой требование неукоснительного соблюдения установленных законом требований к порядку и процедуре правотворчества, строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение компетенции органа, принимающего правовой акт;
д) исполнимости, подразумевающей финансовое обеспечение нормативно‑правовых решений, подготовку соответствующих кадров и необходимых для реализации закона подзаконных актов;
е) профессионализма, согласно которому правотворческая практика требует профессиональной подготовки ее субъектов, использования специальных приемов и средств юридической техники. Она должна обеспечить логическую последовательность изложения основных положений нормативно‑правового акта, отсутствие внутренних противоречий в тексте, компактность нормативного материала, ясность и доступность языка закона, точность и определенность его формулировок. Правильное использование юридической техники обеспечивает точное выражение воли законодателя, способствует повышению эффективности права.
Способы правотворчества обусловлены официально признанными формами (источниками) права. Различают такие его виды, как санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями, признание прецедентов, принятие нормативно‑правовых актов органами гос‑ва или непо средственно самим народом, заключение различного рода соглашении, содержащих нормы права.
Правотворческая деятельность состоит из юридически значимых действий, которые образуют правотворческий процесс. Начинается он с выявления потребности в принятии нормы права. Это делается на основе изучения и анализа общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данную норму. Закон определяет компетентные государственные органы или должностных лиц, уполномоченных на принятие нормы. Они устанавливают вид правового акта, который закрепит норму, принимают решение о подготовке проекта документа, создают для этого рабочую группу. Рассмотрение проекта делится, как правило, на два этапа: предварительное и официальное. Последнее производится с учетом всех процессуальных и технических требований к этой стадии правотворчества. После обсуждения проекта правовой акт принимается, оформляется должным образом, подписывается и публикуется.
Важнейшей разновидностью правотворчества является законотворчество (процесс принятия законов высшими органами государственной власти). Процедура принятия законов обычно довольно подробно разрабатывается в конституции страны. Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:
1. Законодательная инициатива — официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой, что влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть законопроект на своем заседании. Как правило, правом законодательной инициативы наделены депутаты парламента и правительство (причем основная масса законопроектов — до 90% — вносится правительством). В Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты, как правило, вносятся в нижнюю палату парламента (в Российской Федерации в Государственную Думу). Регламенты палат парламента устанавливают определенные требования к оформлению представляемых законопроектов. Так, регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ требует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:
а) пояснительную записку к законопроекту;
б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;
в) финансово‑экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);
г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета).
2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.
3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двух‑палатный, то для принятия закона требуется согла‑сие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.
4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одбренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство — не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2 /3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
|