Тема Типологические особенности личности УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Название
| Автор
| Вид издания (учебник, учебное
пособие)
| Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц
| Колич-во
экземпляров
| Место
Библ АЛТГПА
| а) Основная литература
| Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков:
| Смирнов В. М.
| учебное пособие
| М.: Академия, 2004. - 396 с.
|
| НПБ АлтГПА
| Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность:
| Смирнов В.М., Будылина С. М.:
| учебное пособие
| М.: Академия,2007.-334с
|
| НПБ АлтГПА
| Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность:
| Смирнов В. М.,
Будылина С. М.:
| учебное пособие
| М.: Akademia, 2003. - 304 с.
|
| НПБ АлтГПА
| Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: вузов
| Батуев А. С.
| учебник для студентов
| СПб.: Питер, 2005. - 316 с
|
| НПБ АлтГПА
| Физиология Высшей нервной деятельности
| Данилова Н.Н., Крылова А.А.
| учебник для студентов
| РостовН/Д: Феникс, 2002.-479 с.
|
| НПБ АлтГПА
| Руководство к практическим занятиям по физиологии человека
| Солодков А.С. и др
| Учебное пособие
| Москва.: Советский спорт, 2006.-191с
|
| НПБ АлтГПА
| б) Дополнительная литература
| Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: вузов
| Батуев А. С.
| учебник для студентов
| СПб.: Питер, 2010. - 316 с
|
| НПБ АлтГПА
| Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем:
| Недоспасов В. О.
| учебное пособие для студентов
| М.: УМК "Психология", 2006. - 565
|
| НПБ АлтГПА
| Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем
| Россолимо Т.Е., Москвина-Тарханова И.А. и др.
| учебное пособие для студентов
| М: МПСИ, 2009.-571с
|
| НПБ АлтГПА
| Мозг, разум и поведение
| Блум, Флойд.
|
| М. : Мир, 1988 .— 248 с.
|
| НПБ АлтГПА
| Физиология высшей нервной деятельности
| Данилова Н. Н. . Крылова А.Л
| учебник
| Ростов н/Д : Феникс, 2002 .— 479 с.
|
| НПБ АлтГПА
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Структура и функции отделов мозга. Иерархия функций отделов мозга.
Вопросы
1. Сегментарный принцип строения спинного мозга. Расположение центров рефлекторной регуляции функций. Возрастные особенности строения спинного мозга.
2. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга, их развитие в онтогенезе.
3. Рефлексы спинного мозга новорожденных.
4. Рефлекторная функция продолговатого и заднего мозга, их развитие в онтогенезе. Значение дыхательного и сосудодвигательного центров.
5. Рефлекторная функция среднего мозга. Ориентировочные рефлексы, их развитие в онтогенезе.
6. Промежуточный мозг. Таламус, его функции. Функции гипоталамуса.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
1. Базальные ядра. Их функции, развитие в онтогенезе.
2. Строение коры больших полушарий. Значение разных слоев коры.
3. Проекционные (сенсорные, моторные) и ассоциативные зоны коры, их расположение и значение.
4. Развитие коры больших полушарий в онтогенезе. Общие закономерности созревания мозга.
5. 1.Эмбриогенез нервной системы
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Общая нейрофизиология
Вопросы
.
1. Нервная ткань. Виды нервных клеток.
2. Свойства возбудимых тканей: раздражимость, возбудимость, проводимость, лабильность.
3. Виды раздражителей: адекватные и неадекватные, пороговые, подпороговые, сверхпороговые.
4. Законы раздражения. Зависимость между силой и длительностью раздражения.
5. Строение клеточной мембраны. Транспорт ионов через мембрану. Виды транспорта ионов.
6. Мембранный потенциал. Механизм его возникновения.
7. Потенциал действия. Механизм возникновения, фазы потенциала действия.
8. Нейрон. Строение, функции, классификация нейронов. Нейроглия. Сроки миелинизации нервных волокон.
9. Механизмы и законы проведения возбуждения по нервному волокну.
10. Межклеточная передача возбуждения. Виды синапсов. Взаимодействие синапсов. Физиология клеток нейроглии
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
Модулирующие системы мозга- ретикулярная формация, лимбическая система
1. Дайте нейроанатомическую характеристику ретикулярной формации.
2. В чем выражается восходящее влияние ретикулярной формации на кору больших полушарий?
3. Какой эффект вызывают тормозные влияния ретикулярной формации?
4. Какие поведенческие акты регулирует ретикулярная формация?
5. В чем заключается функция специфических ядер таламуса?
6. Какова функция неспецифических ядер таламуса?
7. В регуляции каких функций принимает участие таламус?
8. В регуляции каких поведенческих актов принимает участие гипоталамус?
9. Опишите строение лимбической системы.
10. В чем выражается участие лимбической системы в регуляции эмоций?
11. Каковы функции полосатого ядра?
12. Какие функции связаны с бледным шаром?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
Тема:Функциональные состояния- сон, бодрствование
1. Сон. Теории ста.
2. Нейрофизиологические механизмы сна..
3. . Сновидения.
4. Сомнамбулизм.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
Тема:Функциональные состояния- сон, бодрствование
Продолжительность _2_ часа
Контрольные вопросы
1. Объясните суть понятия «функциональная система».
2. Опишите схему целенаправленного поведения П.К. Анохина
а) дайте характеристику основных блоков;
б) укажите место безусловных, условных рефлексов, доминанты, механизмов памяти с основными блоками схемы.
3. В каких структурах мозга осуществляется функционирование основных блоков схемы целенаправленного поведения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Тема: Безусловно-рефлекторная организация работы мозга Безусловные рефлексы по Симонову
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные характеристики безусловного рефлекса.
2. Приведите примеры классификации безусловных рефлексов: а) по биологическому значению; б) по месту расположения рецепторов; в) по названию отдела мозга.
3. Что такое драйв?
4. Что является основным принципом классификации безусловных рефлексов в теории Ю. Конорского?
5. Дайте классификацию безусловных рефлексов по В.П. Симонову.
6. Какую роль играют безусловные рефлексы в формировании поведения человека?
7. Что такое инстинкт?
8. Приведите примеры инстинктивного поведения у животных.
9. Какое место занимают инстинкты в структуре поведения человека.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8
Тема: Условно-рефлекторная организация работы мозга
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
Контрольные вопросы.
1. Назовите основные признаки условного рефлекса.
2. Что такое временная связь.
3. Какую роль играют безусловные рефлексы в механизме образования условных рефлексов?
4. Приведите примеры классификации условных рефлексов.
а) по биологическому значению;
б) по характеру условного сигнала.
5. Что такое наличные и следовые условные рефлексы?
6. Какова роль сигналов в механизме образования временных связей?
7. Какие характерные признаки электрической активности мозга наблюдаются в ходе выработки условного рефлекса.
8. Что такое ориентировочные рефлексы? Каковы их особенности?
9. Что понимают под динамическим стереотипом? Каково его значение?
10. Какова роль доминанты в формировании временной связи.
11. Что подразумевается под термином «динамический стереотип».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
№9 Торможение условных рефлексов
1. Назовите основные виды торможения условных рефлексов.
2. В чем заключается значение торможения условных рефлексов?
3. Какие виды торможения условных рефлексов вырабатываются
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ№10
Тема: Анатомо-физиологические основы памяти
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные теории, объясняющие кратковременную память.
2. Что известно о механизмах долговременной памяти?
3. Что такое промежуточная память?
4. Современные представления о взаимосвязи кратковременной, долговременной и промежуточной памяти?
5. Какие структуры мозга принимают участие в формировании механизмов памяти?
6. Динамическая локализация памяти.
7. Виды памяти: сенсорная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11
Тема: Нейрофизиологические механизмы эмоций
(наименование темы)
Продолжительность 2__ часа
1. Какую роль играет внутренняя среда организма в формировании биологических мотиваций?
2. Назовите общие свойства мотиваций.
3. В чем выражается связь мотиваций?
4. Какие структуры мозга принимают участие в формировании мотиваций?
5. Дайте определение эмоции.
6. Каковы функции эмоций?
7. В чем заключается правило возникновения эмоций, сформулированное В.П. Симоновым?
8. Дайте характеристику вегетативных реакций, сопровождающих эмоции.
9. Какова роль поясной извилины миндалевидного ядра, таламуса, гипоталамуса в механизме эмоций?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12
Тема: Физиологические механизмы речи
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
Контрольные вопросы
1. Каково значение первой сигнальной системы?
2. Каково значение второй сигнальной системы?
3. Какие взаимодействия существуют между первой и второй сигнальной системой?
4. Какова роль ассоциативных полей в формировании второй сигнальной системы?
5. Что подразумевается под «центр речи»?
6. Какова роль правого и левого полушарий в формировании речи?
7. Какова связь между речью, мышлением, сознанием?
8. Какова физиологическая сущность «бессознательного»?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13
Тема Типологические особенности личности
1. Что называют типом высшей нервной деятельности?
2. Перечислите свойства нервных процессов, являющиеся по И.П.Павлову основой проявления индивидуальности высшей нервной деятельности человека.
3. Какую роль играет внешняя среда в формировании фенотипа высшей нервной деятельности? Какие типы высшей нервной деятельности выделяют у человека
4. Каковы основные принципы типологии индивидуальных особенностей ВНД?
5. Какие свойства нервных процессов определяют тип ВНД?
6. Какие типы ВНД определяются из соотношения развития 1 и 2 сигнальных систем?
Тесты к разделам
|