Личностные универсальные учебные действия Программа деятельности кружка «Умелые ручки»
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А.
В соответствии с учебным планом рабочая программа «Умелые ручки» рассчитан в 1 классе –33 часов (1 ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2 - 4 классах по 68 часов (2 ч. в неделю, 34 учебные недели)
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
В настоящее время у многих детей недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело держат карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Активная работа кружка способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетической культуры и трудолюбия детей, развитию воспринимать «прекрасное», расширению кругозора.
Каждое занятие состоит из тёх частей:
1.Вводная часть – беседа, способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала и изучение культуры родного края.
2.Практическая часть – творческая работа детей, изготовление и оформление поделок.
3.Заключительная часть – отчёт о проделанной работе, который позволяет научить ребёнка последовательности в работе.
Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг.
Актуальность кружка «Умелые ручки» заключается в том, что она предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
Новизна программы заключается в «погружении» в мир поделок: занятия состоят из теории, а на завершающем этапе – изготовлении изделия.
Ожидаемые результаты: школьники должны приобрести основные навыки самообразования, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки изготовления различных поделок, развить интерес к творчеству
Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
v закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации;
v обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
v обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы;
vобучение приемам работы с различными материалами;
v обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
v развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;v развитие образного мышления и воображения;
v создание условий к саморазвитию учащихся;
v развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
v воспитание уважения к труду и людям труда;
v формирование чувства коллективизма;
v воспитание аккуратности;
v экологическое воспитание обучающихся;
v развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);v
наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участиеv в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческихv потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);v
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполненииv сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Прогнозируемый результат:
- скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
· интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
· познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
· адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
· выраженной познавательной мотивации;
· устойчивого интереса к новым способам познания.
|