ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ VII КЛАССА УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
для учреждений общего среднего образования
с русским (белорусским) языком обучения
ХИМИЯ
VII – IX классы
Минск 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание учебного предмета «Химия» ориентировано на освоение учащимися компетенций, необходимых для рациональной деятельности в мире веществ и химических превращений на основе знаний о свойствах важнейших веществ, окружающих человека в повседневной жизни, природе, промышленности и понимания сути химических превращений. Освоение содержания учебного предмета «Химия» предполагает формирование у учащихся понимания роли химии в решении наиболее актуальных проблем, стоящих перед человечеством в XXI веке.
Данная программа предполагает относительную завершенность содержания химического образования на II ступени общего среднего образования. Суть относительной завершенности содержания химического образования на II ступени общего среднего образования заключается в том, что по окончании IX класса учреждения общего среднего образования выпускник овладеет совокупностью предметных, метапредметных и личностных компетенций, которые он будет использовать в жизни, независимо от выбранной профессии, а также дающих возможность продолжить изучение химии на повышенном уровне с целью профессионального самоопределения в областях, связанных с химией.
Цель изучения химии на II ступени – формирование первоначальных системных химических знаний, создающих основу для непрерывного образования и самообразования на последующих этапах обучения; формирование предметных компетенций – знаний, умений, способов и опыта деятельности с учетом специфики химии как фундаментальной естественной науки; формирование социально-значимых ценностных ориентаций, включающих общекультурное и личностное развитие учащихся, осознание ценности получаемого химического образования, чувства ответственности и патриотизма, социальную мобильность и способность адаптироваться в разных жизненных ситуациях.
Задачи изучения химии на II ступени общего среднего образования:
· усвоение учащимися языка химии, первоначальных знаний о составе, строении, свойствах веществ и закономерностях их превращений; важнейших химических законов и закономерностей для понимания и объяснения свойств веществ и химических явлений;
· владение умениями наблюдать химические реакции при проведении химического эксперимента и анализировать результаты наблюдений; осуществлять расчёты на основе химических формул веществ и химических уравнений;
· формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, экологической культуры, мотивации изучения химии как одной из фундаментальных естественных наук;
· владение умениями применять полученные знания в целях образования и самообразования, опыта безопасного использования веществ и материалов в повседневной деятельности, обеспечения культуры здорового образа жизни и подготовки учащихся к полноценной жизни в обществе.
Настоящая учебная программа по учебному предмету «Химия» предназначена для изучения химии в VII – IX классах учреждений общего среднего образования.
Учебная программа составлена в соответствии с учебным планом, который предусматривает для изучения химии: 1 час в неделю (всего 35 часов) в VII классе и 2 часа в неделю ( всего 70 часов) в VIII и IX классах.
Химия в VII классе представляет собой пропедевтический курс, рассчитанный на обучение учащихся языку химии, формирование первоначальных химических знаний, знакомство с некоторыми химическими понятиями.
Курс химии в VIII классе включает изучение основных классов неорганических соединений, важнейших химических законов, химии растворов.
В IX классе учащиеся изучают закономерности протекания химических реакций с позиции теории электролитической диссоциации и химию элементов.
В учебной программе представлены учебные темы и примерное время на их изучение.
Для каждой темы в программе определены вопросы, подлежащие изучению, типы расчетных задач, указаны перечни демонстраций, лабораторных опытов, темы практических работ. Учителю дается право замены демонстрационных и лабораторных опытов на другие (равноценные), более доступные в условиях данного учреждения образования. По своему усмотрению учитель может увеличить число демонстрационных опытов. Предусмотрено время для проведения контрольных работ.
Указанное в программе количество часов, отведенных на изучение учебных тем, является примерным. Оно может быть перераспределено между темами в разумных пределах (2-4 часа). Резервное время учитель использует по своему усмотрению. Кроме того, возможно изменение последовательности изучения вопросов в рамках отдельной учебной темы при соответствующем обосновании таких изменений.
В программе имеется раздел «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся». На основе этих требований осуществляется контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся, качества усвоения знаний и уровня сформированности компетенций.
VII класс
(1 ч в неделю — 35 ч, из них 2 ч — резервное время)
Введение (4 ч)
Предмет химии. Вещества и их свойства. Превращения веществ. Роль химии в обществе и жизни человека. Химия в Республике Беларусь.
Чистые вещества и смеси. Методы разделения смесей.
Демонстрации
1.Превращения веществ.
2.Приготовление и методы разделения однородных и неоднородных смесей веществ.
Лабораторные опыты
1.Изучение физических свойств веществ.
Практические работы
1.Правила безопасного поведения в химическом кабинете. Приемы обращения с простейшим лабораторным оборудованием (1 ч).
2.Разделение неоднородной смеси (1 ч).
Тема 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ химические понятия (11 ч)
Атомы. Химические элементы. Символы химических элементов. Относительная атомная масса.
Простые и сложные вещества. Молекулы.
Химические формулы веществ. Первоначальные представления о валентности. Составление химической формулы по валентностям химических элементов. Определение валентности химического элемента по формуле.
Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в веществе.
Явления физические и химические. Признаки и условия протекания химических реакций.
Закон сохранения массы веществ. Уравнение химической реакции. Роль химических реакций в природе и деятельности человека.
Расчетные задачи
1.Вычисление относительной молекулярной массы веществ по химическим формулам.
2.Вычисление массовой доли элемента по формуле вещества.
3.Вычисление массовой доли компонента в смеси веществ.
Демонстрации
1.Таблица периодической системы химических элементов.
2.Опыты, иллюстрирующие характерные признаки химических реакций.
3.Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ в химических реакциях.
Практические работы
3.Признаки протекания химических реакций (1 ч).
Тема 2. Кислород (8 ч)
Кислород. Кислород как простое вещество. Физические свойства кислорода. Кислород в природе. Воздух как смесь газов.
Получение кислорода в лаборатории разложением перманганата калия. Реакции разложения. Понятие о катализаторах. Методы собирания газов. История открытия кислорода.
Химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми и сложными веществами: водородом, углеродом, серой, медью, железом, сероводородом, метаном. Реакции соединения.
Понятие о реакции горения. Процессы горения как источники энергии. Охрана атмосферы от загрязнений.
Оксиды — бинарные соединения элементов с кислородом.
Демонстрации
1.Получение и собирание кислорода.
2.Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
3.Горение веществ в кислороде и на воздухе.
Лабораторные опыты
2.Сборка простейших приборов для получения и собирания газов.
Практические работы
4.Получение кислорода и изучение его свойств (1 ч).
Тема 3. Водород (6 ч)
Водород. Водород как простое вещество. Физические свойства водорода. История открытия водорода.
Химические свойства водорода: взаимодействие с простыми и сложными веществами: кислородом, хлором, оксидом меди(II). Реакции замещения. Применение водорода.
Понятие о кислотах. Формулы и названия кислот (серная, соляная, азотная, фосфорная, угольная, кремниевая, сероводородная). Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие об индикаторах.
Выделение водорода в реакциях кислот с металлами. Ряд активности металлов. Соли — продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и названия солей (на примере средних солей).
Получение водорода в лаборатории.
Демонстрации
1.Получение и собирание водорода.
2.Образцы кислот и солей.
Лабораторные опыты
3.Действие кислот на индикаторы.
4.Взаимодействие кислот с металлами.
Практические работы
5.Получение водорода и изучение его свойств (1 ч).
Тема 4. Вода (4 ч)
Состав молекулы воды. Физические свойства воды. Значение воды в природе и жизни человека. Охрана водоемов от загрязнений.
Взаимодействие воды с активными металлами: натрием и калием. Понятие об основаниях. Щелочи (гидроксиды натрия и калия). Меры предосторожности при работе со щелочами. Действие щелочей на индикаторы.
Взаимодействие кислот и щелочей (реакция нейтрализации) как пример реакции обмена.
Демонстрации
1.Взаимодействие воды с активными металлами.
2.Взаимодействие кислот со щелочами (реакция нейтрализации).
Лабораторные опыты
5.Действие щелочей на индикаторы.
Практические работы
6. Решение экспериментальных задач
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ VII КЛАССА
Учащиеся должны давать определения понятиям:
вещество; атом, молекула, химический элемент; простое и сложное вещество; химическая формула; валентность; химическая реакция; катализатор; индикатор; относительная атомная масса; относительная молекулярная масса; массовая доля химического элемента в веществе;
оксид, кислота, основание, щелочь, соль; реакции соединения разложения замещения обмена (нейтрализации)
Учащиеся должны уметь:
читать:
химические формулы изученных веществ; уравнения химических реакций;
называть:
химические элементы по их символам (водород, натрий, калий, магний, кальций, барий, алюминий, углерод, кремний, азот, фосфор, кислород, сера, фтор, хлор, бром, гелий, неон, аргон, хром, марганец, железо, никель, медь, серебро, золото, цинк, ртуть);
вещества по химическим формулам (простые вещества; оксиды; серная, соляная, азотная, фосфорная, угольная, кремниевая, сероводородная кислоты и их средние соли; гидроксиды натрия и калия; метан);
формулировку закона сохранения массы веществ;
признаки и условия протекания химических реакций;
типы химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена);
способы получения кислорода и водорода в лаборатории;
определять:
качественный и количественный состав соединения по химической формуле; простые и сложные вещества; валентность химических элементов в бинарных соединениях по формуле;
различать:
символы химических элементов и химические формулы; простые и сложные вещества; понятия: химический элемент, атом, простое вещество.
Учащиеся должны осуществлять следующие способы деятельности:
записывать
формулы кислот (серной, соляной, азотной, фосфорной, угольной, кремниевой, сероводородной; щелочей (гидроксиды натрия и калия) по названию вещества,
составлять:
формулы оксидов и солей по валентности; уравнения химических реакций;
характеризовать:
физические и химические свойства изученных соединений;
объяснять:
отличие физических явлений от химических; условия горения и способы прекращения горения;
анализировать:
результаты лабораторных опытов, практических работ; учебную информацию;
применять:
изученные понятия и законы при характеристике состава и свойств веществ, химических реакций, способов получения веществ, решении расчетных задач (в рамках учебной программы); правила безопасного поведения при обращении с веществами, химической посудой, лабораторным оборудованием и нагревательными приборами;
обращаться:
с неорганическими веществами, химической посудой, лабораторным оборудованием, нагревательными приборами;
проводить:
математические вычисления при решении расчетных задач; химический эксперимент (в рамках учебной программы);
пользоваться:
учебником; инструкцией по правилам безопасного поведения в химическом кабинете; инструкцией при выполнении химического эксперимента.
VIII класс
(2 ч в неделю; всего — 70 ч, из них 2 ч — резервное время)
Тема 1. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ
КУРСА ХИМИИ VII КЛАССА. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ В ХИМИИ (10 ч)
Атом. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Относительная атомная и молекулярная масса. Химическая формула. Химическое уравнение. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
Количество вещества. Моль — единица количества вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Молярный объем газов.
Расчетные задачи
1.Вычисление количества вещества по его массе и массы вещества по его количеству.
2.Вычисление количества газа по его объему и объема газа по его количеству.
3.Вычисление количеств (масс, объемов газов) веществ по известным количествам (массам, объемам газов) веществ, вступающих или получающихся в результате реакции веществ.
Демонстрации
1.Образцы металлов, неметаллов и химических соединений количеством один моль.
Практические работы
1.Количество вещества.
|