Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Нарушения лексических и фразеологических норм.

План занятия

1. Слово и его лексическое значение. Типы лексических и фразеологических единиц.

2. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.

3. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

4. Выявление и исправление лексических и фразеологических ошибок.

Основные сведения по теме. Лексика (от греч. lexikos – словесный) – словарный состав языка. Фразеология (от греч. phrasis – выражение, logos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка; совокупность фразеологизмов данного языка, т. е. фразеологический состав.

Омонимы – одинаковые по звучанию, но разные по значению слова. Типы омонимов: лексические (лук – растение / лук – оружие), омоформы (лететь → лечу ← лечить), омофоны (луг – лук), омографы (зАмок – замОк).

Синонимы – слова, близкие по значению и различающиеся оттенками смысла, стилистической окраской. Выделяют синонимы абсолютные (лингвистика – языкознание); идеографические, различающиеся оттен-ками смысла (горячий – жаркий – знойный – палящий); стилистические, различающиеся стилевой принадлежностью, экспрессивной окраской (лик – лицо – личико – рожа); контекстуальные, которые сближаются по значению в конкретном случае (гордый, храбрый человек).

Антонимы – слова с противоположным значением (рано – поздно, друг – враг). Контекстуальные антонимы: Это не плохо, а ужасно!

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению (одеть – надеть, дипломат – дипломант, травяной – травянистый).

Нарушения лексических и фразеологических норм.

Лексическая сочетаемость – способность слова сочетаться только с определённым кругом слов: Речь нужно вести на интеллигентном уровне (следует сказать: в речи нужно придерживаться интеллигентной манеры общения).



Плеоназм (лексический) – смысловая избыточность сочетания слов или сложного слова, когда составные части значат одно и то же или содержат один и тот же смысловой компонент: памятный сувенир (сувенир – ‘подарок на память’).

Тавтология – это неоправданная избыточность выражения. К тавтологии относят стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы.

Наиболее типичными ошибками при употреблении фразеологизмов являются:

· замена компонента (львиная часть вместо львиная доля);

· неоправданное сокращение или расширение состава (оставлять желать многолучшего);

· контаминация, или смешение двух оборотов (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски);

· искажение грамматической формы (бабушка на двоих сказала вместо бабушка надвое сказала);

· употребление фразеологизма, не соответствующего контексту (Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски вместо Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык);

· стилистически неуместное употребление (Командир приказал сматывать удочки вместо Командир приказал уходить).

Контрольные вопросы

1. Что изучает лексика? Расскажите о компонентах значения слова.

2. Дайте определение омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, приведите примеры.

3. Перечислите типы лексических единиц с точки зрения формирования словарного состава языка.

4. Расскажите о лексических средствах языковой выразительности.

5. Перечислите признаки фразеологизма.

6. Расскажите о происхождении и источниках русских фразеологизмов.

7. К чему приводит нарушение лексических и фразеологических норм?

Тестовые задания

1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий?

1) омонимы; 2) паронимы; 3) синонимы; 4) антонимы.

2. Какое лингвистическое явление иллюстрирует стихотворение В. Брюсова?

Вечно властен, вечно молод,

В странах сумрака и льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

1) омофоны; 2) омоформы; 3) омографы; 4) антонимы.

3. Значение «средство общения людей» слово язык имеет в предложении …

1) Но слова гордого отныне не может вымолвить язык (А. А. Блок).

2) Но с любопытством иностранки, плененной каждой новизной, глядела я, как мчатся санки, и слушала языкродной (А. А. Ахматова).

3) К нам доносился погребальный звон, язык огня взлетел, свистя над нами, чтоб сжечь ненужность прерванных времен! (А. А. Блок).

4) Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С. А. Есенин).

4. Какое значение имеет слово дорога в предложении «Труд – дорога к успеху»?

1) место, по которому надо пройти или проехать;

2) путешествие, пребывание в пути;

3) образец действий, направление деятельности;

4) полоса земли, предназначенная для передвижения.

5. В каком ряду представлены синонимы?

1) жизненный – житейский; 2) высокомерие – надменность; 3) высокий – низкий; 4) комнату заставили мебелью – меня заставили учиться.

6. Какой пример не содержит фразеологического оборота?

1) у него в министерстве своя рука; 2) взять себя в руки; 3) к рукам прибрать; 4) трудиться не покладая рук.

7. К каком ряду нет фразеологического оборота?
1) переступать с ноги на ногу; 3) ни в зуб ногой;
2) с ног до головы; 4) жить на широкую ногу.

8. В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?

1) лодырь, лентяй, прогульщик; 3) сгущенка, малюсенький, очи;

2) маленький, малец, шествовать; 4) вредный, вредничать, глупец.

9. В каком ряду все слова являются разговорными?

1) кассирша, раззява, картофель; 2)дикторша, охламон, весельчак; 3)жадина, картошка, притон; 4)электричка, старьевщик, неразбериха.

10. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного упот­ребления?

1) гутарить, компьютер; 3) интернет, притаранить (принести);

2) поэт, лицедей; 4) курень, предки (родители).

11. В каком примере вместо слова реальный нужно употребить слово реалистический?

1) реальное направление в живописи; 2) реальная действительность; 3) проводить реальную политику; 4) добиться реальных успехов.

12. Какое лингвистическое явление иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М. Цветаевой?

«Все перемелется, будет мукой!» Люди утешены этой наукой. Станет мукою, что было тоской? Нет, лучше мукой!

1) омофоны; 2) омоформы; 3) омографы; 4) антонимы.

Упражнение 1.Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов. Проверьте свое объяснение ошибок по толковому словарю русского языка.

1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 2. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот по сложившимся ценам. 3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 5. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами.

Упражнение 2.Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетае­мости слов и исправьте предложения.

1. Теперь каждый гражданин получил возможность обла­дать собственностью. 2. Проходит процесс формирования рыночных структур. 3. По мере относительного насыщения простейших потребностей в еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации, творчестве, признании коллег и т. п. 4. В переходный период многие предприятия и организации не могут вести поступательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 5. В дипломной работе рассматриваются проблемы формирования и развития рыночного механизма управления хозяйством круп­ного города, дается теоретическое осмысление такого опыта.

Упражнение 3.Отметьте случаи лексического плеоназма, а также стечения однокоренных слов и отредактируйте фразы.

1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании ста­рых и новых структур управления. 4. Последним остатком сво­бодной торговли являются стихийные базары. 5. В состав структуры вошли: страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма. 6. К вышеизложенному следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического раз­вития. 7. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 8. Мы добились столь высоких хороших результатов. 9. Пресса высоко позитивно оценивает результа­ты выборов.

Упражнение 4.Объясните, почему выделенные слова употреблены не­удачно. Исправьте ошибки в словоупотреблении.

1. Перспективная неизбежность перехода к новым отно­шениям очевидна. 2. Новое перераспределение денег связано с торговлей компонентами и технологиями, а также с пре­доставлением фирменных услуг. 3. Компания РИКО обует всю страну (из рекламы).

Упражнение 5.Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

1. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. 2. Тогда механизации было очень мало. 3. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. 4. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов.

Упражнение 6.Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению.

1. Силясь побороть слабость, она шла вперед. 2. Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. 3. Отсутствует наличие стульев. 4. Скрытые в земле ископаемые еще не открыты. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать.

Упражнение 7.Определите уместность использования лексики в приводимых предложениях.

1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 2. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор госпиталя. 3. Среди собравшихся превалировали пред­ставители молодежи. 4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 5. Кардинальный пункт расхождений между участ­никами дискуссии путем компромисса был сведен на нет.

Упражнение 8.Найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов, классифицируйте их.

1. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 3. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 4. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 5. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым. 6. Кое-кто пытается вбить клины под отношения Таджикистана и Афганистана. 7. Вопрос с топливом сложный, просто так забросать его шапками нельзя. 8. Старушка, видимо, устала, она шла все медленнее, на одном дыхании. 9. Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу. 10. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по поч­те, идут долго. 11. Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок.

Контрольные задания

1. Исправьте ошибки, дайте комментарий.

А.1. Он впервые дебютировал в заглавной роли. 2. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 3. Участники экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 4. Скре­пя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

Б.1. Студент очень скурпулёзно изучал предмет. 2. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах. 3. Эти успехи – результат улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственной культуры. 4. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей за­крыть стадион.

В.1. Летом я буду отдыхать в подмосковной здравице. 2. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году. 3. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 4. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох.

2. Выполните тестовые задания.

А.1.Фразеологизм употреблен правильно в предложении …

1) Я заметил дом, который знаю как свои пять пальцев.

2) Саванна – земля обетованная для редких животных.

3) Работники больницы знали, кто в них бросает камешки.

4) Хоть он был и не из робкой десятки, но тут испугался.

2. Выделенные слова являются …

Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединуюдушу!

(М. Цветаева)

1) общеязыковыми антонимами; 2) контекстными антонимами; 3) паронимами; 4) омонимами.

Б.1. Синонимом словосочетания очень многоявляется фразеологизм…

1) семи пядей во лбу; 2) пуд соли съесть; 3) куры не клюют; 4) во весь дух.

2. К книжной лексике относится слово…

1) грохнуть: 2) затеять; 3) низложить; 4) прихвастнуть.

В.1. Фразеологизм витать в облакахимеет значение…

1) находится в неопределенном, шатком положении;

2) бесплодно мечтать, быть непрактичным;

3) быть близким к гибели;

4) находится на чьём-либо обеспечении, иждивении.

2. В предложении используется …

Плачетметель, как цыганская скрипка (С. А. Есенин)

1) гипербола; 2) ирония; 3) антитеза; 4) олицетворение.

Задание для самостоятельной работы студентов

Используя как можно больше фразеологизмов, крылатых слов, составьте небольшой рассказ на одну из тем: «Самый трудный экзамен», «Новая работа», «Мой первый коммерческий успех», «Я еду за границу».

Приведенные ниже фразеологизмы разделите на две группы с точки зрения происхождения и традиции использования: а) в книжно-письмен-ной речи, б) в устно-разговорной речи. Придумайте фразы с некоторыми из них, помня об их особенностях.

Притча во языцех, втирать очки, ахиллесова пята, в сердцах, из рук вон (плохо), воскурять фимиам, хоть глаз выколи, тишь да гладь, почивать на лаврах, глас вопиющего в пустыне, глядеть в оба, хоть куда, дамоклов меч, себе на уме, колосс на глиняных ногах, сгореть со стыда, несусветная чушь, держать ухо востро, не хлебом единым, без году неделя, водить за нос, надуть губы.

Задание 1.Устраните ошибки, связанные с неточным словоупотреблением.

1. Сквозное решение в юридической технике имеет терминология. 2. При издании правовых норм важно так их сформулировать, изложить, разложить, чтобы для законодателя стала ясной и доступной мысль, чтобы не было двусмысленности, темноты и пробельности. 3. Хулиганские действия, как правило, допускаются на почве пьянства. 4. Присутствующие пристально слушали выступление адвоката. 5. Н. и В. часто встречались у остановок общественного транспорта, стоящих у тротуара. 6. За лесом, в 60 метрах от озера, обнаружены остатки двух задранных лосей.

Задание 2.Какой из перечисленных синонимов следует употребить в официальной обстановке судебного заседания, в тексте материалов следствия, обвинительного заключения, в общении с близкими людьми?

Взять под стражу, арестовать, посадить, бросить в тюрьму, посадить за решетку.

Задание 3.Какой из двух паронимов надо употребить в следующих предложениях?

1. Вещественные доказательства были (представлены, предоставлены) для выводов эксперту. 2. Рассказ о случившемся он закончил (явной, явственной) угрозой в адрес тех, кто еще не был взят под стражу. 3. Адвокат начал речь с (основания, обоснования) заключения по делу. 4. При досмотре личных вещей подозреваемого был обнаружен (абонент, абонемент) на посещение филармонии. 5. С 15 по 20 апреля 1996 г. (командированный, командировочный) проживал в гостинице «Уфа». 6. Свидетелей, дающих заведомо (лживые, ложные) показания, следователь продуманной системой вопросов должен (уличить, изобличить) во лжи и добиться выяснения действительных обстоятельств дела. 7. Испытания (проводятся, производятся) в соответствии с ГОСТом. 8. Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: г. Уфа, ул. А.С. Пушкина, д. 10, кв. 5, даю настоящую (расписку, подписку) следователю Сидорову А.А. в том, что до окончания расследования уголовного дела обязуюсь не отлучаться с места жительства.

 

Задание 4.Укажите в приведенных фрагментах из текста Конституции Российской Федерации устойчивые словосочетания.

А. «В ведении Российской Федерации находятся… финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование».

Б. «Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления».

В. «Президент Российской Федерации: …назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом».

Г. «Президент Российской Федерации… распускает Государственную Думу в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации».

Задание 5.Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию в следующих предложениях:

Эти слова в протоколе запротоколированы. Он выпивал спиртные напитки. Иванов ударов не наносил, ногами не пинал. Эти характеристики положительно характеризуют моего подзащитного. Соучастников объединяет единство целей. Кислов причинил ему укус зубами пальцев правой руки. Милюков ушел к своей теще, но вскоре вернулся назад.

Задание 6.Подберите русские синонимы к иноязычным словам.

Амбиция, анализ, адаптация, альтернатива, альянс, беспрецедентный, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, мораторий, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт, эмбарго.

Задание 7.В 20-е годы ХХ века известный деятель отечественной культуры С. Волконский писал: «Влияние иностранного слова расслабляющее, когда говорящий не сознает под ним корней. Как всякое полузнание, оно хуже незнания, все равно как полуистина есть уже заблуждение… Хочу дать небольшой список «дефектных» выражений и к ним соответствующих «коррективов»:

ЗАЧЕМ КОГДА ЕСТЬ

Ориентироваться разобраться, осмотреться

Фиктивный вымышленный, мнимый

Инициатор зачинщик

Доминировать господствовать

Превалировать преобладать

Инспирировать внушать, подсказывать

Информировать оповестить

Варьировать разнообразить

Нюансировать оттенять

Фиксировать закрепить, установить

Функционировать действовать

Инкриминировать ставить в вину

Анкета опросный лист

Корректив поправка, возмещение

Дефект изъян, недочет

Симуляция притворство

Базировать строить, утверждать

Детальный подробный

Индифферентный безразличный

Согласны ли вы с оценками С. Волконского? Мотивируйте свой ответ.

 

Задание 8.С помощью толковых словарей современного русского языка или «Словаря иностранных слов» определите значения данных терминов.

Аксиома, алиби, аллитерация, арго, вакуум, гербицид, гравитация, дедукция, идиома, изотоп, коэффициент, лексикография, модальность, орфоэпия, параллель, семасиология, транскрипция.

 

Задание 9.Отметьте архаизмы и историзмы.

1. Но тих был наш бивак открытый: кто кивер чистил весь избитый, кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус. 2. Тогда, чело склонив к сырой стене, я слушаю – и в мрачной тишине твои напевы раздаются. 3. Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печали? 4. А тут как купол, своды надо мной, кольчуги, шлемы, ветхие портреты и всякие отжившие предметы. 5. Острою секирой ранена береза…






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.