Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 4. Типы туристских ориентаций.

Факультет социологии

 

Программа дисциплины

 

Социальные теории туризма

Для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра

 

Автор программы: профессор

Н.Е.Покровский

 

 

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Социология» общей социологии

Председатель Зав. кафедрой

Ледяев В.Г. Покровский Н.Е.

«_____» ______________ 2009 г. «___» ___________ 2009 г.

 

Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь

Рыжова А.В.

« ____» ___________________2009 г.

 

Москва 2009

 

 

I. Пояснительная записка

 

Автор программы – доктор социологических наук, профессор Н.Е. Покровский

 

Требования к студентам

Необходимый уровень базовых знаний – законченное среднее образование, желательный уровень – владение основами социологической теории и практики.

 

Аннотация

Основная задача курса "Социальная теория туризма"—раскрытие мира современного потребления, в частности туризма. Процессы глобализации, стимулируя развитие сферы гипер-реальности, приводят к переоценке значимости различных областей потребления. Туризм, прежде представлявшийся весьма второстепенным видом экономики и культуры, превращается в знак эпохи, в значительной степени выражающим ее суть. Сами культуры стали "мобильными", сориентированными на привлечение туристов и соответственным образом преобразующими материальную среду. Курс посвящен рассмотрению новых смыслов туризма, иными словами, тому, что скрывается за масштабными формами туристической деятельности, в чем состоит скрытая (даже от них самих) мотивация туристов и каков так называемый текст туристских посланий.



 

Задачи курса:

- Показать природу процессов глобализации и возникновения новых смыслов потребления;

- раскрыть исторические вехи возникновения туризма и проанализировать такие предтуристские формы, как паломничество, миссионерство, географические путешествия и пр.; превращение туризма в индустрию отдыха, массовый туризм и его мотивация;

- проинтерпретировать теоретический аспект "взгляда туриста" (Дж.Урри)—что ищут и что находят в мире путешествий современные туристы;

- проанализировать феномен "макдональдизации" туризма (Дж.Рицер);

- найти прикладные аспекты теоретического концепта "мобильные культуры" (Дж.Урри);

- реконструировать теоретические смыслы инфраструктуры туристической деятельности (фотография—"синдром Кодака", ресторанный и гостиничный бизнес);

- способствовать формированию профессиональных навыков анализа "туристских текстов" на примере живого интервью с одним из туроператоров.

 

Формы контроля:

- итоговый контроль проводится в форме зачета (тестирование с оценкой результатов по 10-балльной шкале).

- итоговая оценка складывается следующим образом:

«зачтено»: сумма баллов от 5 до 10;

«незачет»: сумма баллов от 0 до 4.

Итоговая оценка складывается из работы на семинарских занятиях, выступления на итоговой конференции и результатов итогового контроля.

II. Содержание программы

 

Тема 1. Глобализационная матрица в современной социологической теории

Глобализация и модернизация как социологические парадигмы. Главные парадигмы глобализации: (а) глобальное-локальное и "глоколизм", (б) культурна гибридизаиця, (в) проблема национальных государств, (г) примордиальность как социальное явление, (д) гражданское общество, (е) новые типы рационализации. Типы глобализационных теорий. (а)глобализация как линейный процесс модернизации, (б) "мир-системная" модель И.Уоллерстайна, (в) модель "мировой культуры" (М.Арчер, М.Феверстоун, Р.Робертсон), (г) теория глобального сообщества (Э.Гидденс), (д) модель глобальной сиситемы, (е) теория "обществ, основанных на знании" (Н.Стер)

 

Литература основная:

1.Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). М.,1994.

2.Гидденс Э. Социология. М., 1999, Гл.16. Мировая система и Европа // Кравченко А. И. Социология: Хрестоматия. М., 1997.

3.Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. Модернизация в России и конфликт ценностей / А. С. Ахиезер. М., 1994. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994.

4.На перепутье. (А.И.Панарин, Н.Е.Покровский, А.И.Уткин, В.Г.Федотова) .М., Логос, 1999. Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна: научно-аналитический обзор. М., 1996.

5.Уоллерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? // СОЦИС, 1995, №5.

6.Тоффлер О. О смещении власти: знание, богатство и принуждение на пороге 21 века. М., 1991.

7.Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Ritzer G. The Globalization of Nothing. N.Y., 2003. Сумерки глобализации. М., 2004.

Литература дополнительная:

1.Albrow M. The Global Age. Stanford 1997;

2.Featherstone M.(ed.). Global Culture: Nationalism, Globalization, and Modernity. London, Sage, 1990;

3.Global Modernities. Ed. By M.Featherstone, S.Lash, R.Robertson. London, Sage, 1995; 4.Robertson R. Glocalization. Social theory and global culture. London, Sage, 1992;

5.Stehr N. Knowledge Societies. London, Sage, 1994;

6.Tiryakian E. The Wild cards of Modernity // Daedalus, Spring, 1997. Wallerstein I. Unthinking Social Sciences. London, 1995,

7.Waters M. Globalization. Lnd-NY, 1995.

 

Тема 2. Новые формы потребления

Глобализация и "макдональдизация".Модель "макдональдизации" Дж.Рицера. Истоки метасоциологической теории макдональдизации. "Идельный тип" (М.Вебер), "Рационализация" и "дегуманизация" (К.Маннгейм). Четыре основных принципа "макдональдизации". Применимость теории Дж.Рицера в российских условиях.

 

 

Литература основная:

 

1.Маннгейм К. Идеология и утопия. М., 1990;

2.Ritzer G. The McDonaldization of Society. NY, McGraw Hill,1996;

3. Ritzer G. The McDonalds Thesis. London, Sage, 1998;

4.Mannheim K. Man and Society in an Age of Reconstruction. NY.

 

Литература дополнительная:

1.Jameson F. Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, NC, 1991; 2.Ritzer G. The McDonalds Thesis. London, Sage, 1998;

3.Barthes, R. 1981. Camera Lucida. New York: Hill and Wang; Baudrillard, J.. For a Critique of the Economy of the Sign. St Louis: Telos 1981;

4. Bauman, Z,. Postmodern Ethics. London: Routledge, 1993.

 

Тема 3. Формирование современного туризма.

 

Начало интереса к туризму 1960-е годы (в ответ на превращение туризма в массовое явление). Образ типичного туриста 1960-х годов: (а) состоятельный, (б) легко тратящий деньги; (в) отсутствие развитого вкуса (вульгарный); (г) предмет для извлечения средств (“ugly American”). Возникновение инфраструктуры туризма: пляжи, гостиницы, транспорт, культурные объекты. Экономические последствия туризма: далеко не все положительны; разрушительные явления. Середина 1970-х годов—туризм занял важное место в социологии и жизни; превращение туризма в индустрию отдыха. Поиски туристами «аутентичности» (эксклюзивности впечатлений).

 

Литература основная и дополнительная.

1. Rojek, C. And Urry, J. Touring Cultures: Transformations of Travel and Theory. Routledge, London, 1997;

2. Dann, G.M.S. The Language of Tourism. Wallington, 1996.

3. MacCannell, D. The Tourist: A New Theory of Leisure Class. New York, 1988.

 

Тема 4. Типы туристских ориентаций.

 

Книга V.Smith, Hosts and Guests (1977)—исследование типов туристских ориентаций. Неоколониалист. Посторонний. Источник проблем для местного населения. «Враг». Генератор «псевдособытий» и «псевдожизни». Рассадник монокультуры и распущенности нравов. Возникновение антитуризма. Мотивационная основа туризма. Поиски всего, что можно назвать «не-мы», «не-наше» (в прошлом и будущем, в природе, в культуре); достижение уровня полноты жизни с помощью введения оппозиции повседневному; «театрализованная подлинность» (staged authenticity). Книга N.H.Graburn. To Pray, Pay and Play: The Structure of Japanese Domestic Tourism (1989). Туристу нужны не туристские объекты, а подлинные. Цель—проникнуть в запретное, неведомое, в мир «не для всех», зазеркалье культуры. Моральная свобода туризма. Туристы мотивированы «открытием себя» у себя дома в большей степени, чем поисками экзотики в новых локализациях; «секретное путешествие».

 

Литература основная и дополнительная.

1. V.Smith (ed.). Hosts and Guests: The Anthropology of Tourism. Philadelphia, Univ. of Pennsylvania Press, 1989;

2. N.H.H. Graburn. To Pray, Pay and Play: The Cultural Structure of Japanese Domestic Tourism, Paris, 1983.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.