Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие и состав земель промышленности и иного специального назначения

Тема 3. Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения.

План темы:

1. Понятие и состав земель промышленности и иного специального назначения.

2. Правовые режимы земель промышленности и иного специального назначения в зависимости от их видов.

 

Понятие и состав земель промышленности и иного специального назначения

Данная категория земель включает в себя земли, предоставленные для обеспечения деятельности организаций, для размещения и эксплуатации объектов промышленности, объектов, обеспечивающих функционирование объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов. Земли промышленности и иного специального назначения используются преимущественно для обеспечения деятельности в сферах, отнесенных к исключительному ведению РФ, в силу чего для них установлен соответствующий правовой режим, который различается в зависимости о функциональных особенностей самих предприятий и объектов.

Законодатель определяет земли промышленности и иного специального назначения, устанавливая три присущих им признака:

1. Расположение за чертой поселений;

2. Использование или предназначение для обеспечения деятельности определенного рода организаций и (или) эксплуатации определенного рода объектов, осуществления иных специальных задач;

3. Права на них возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Принцип специальных задач подразумевает, что в рамках одной категории земельные участки могут использоваться для решения различных, зачастую не связанных непосредственно задач. Но все это - специальные задачи, решение которых направлено на обеспечение устойчивого развития основных хозяйственных комплексов страны (промышленного, энергетического, космического, оборонного и др.). В зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на подкатегории:



1. земли промышленности;

2. земли энергетики;

3. земли транспорта;

4. земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5. земли для обеспечения космической деятельности;

6. земли обороны и безопасности.

Данный перечень является открытым, т.е. могут быть и "земли иного специального назначения".

Каждый из названных видов использования не является самостоятельной категорией, а входит в одну установленную категорию земель. Поэтому изъятие земель энергетики, например, для нужд обороны, не влечет за собой необходимости проведения правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования.

В состав земель промышленности и иного целевого назначения включаются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Делается это для обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов.

Из санитарно-защитных зон наиболее распространенными являются санитарно-защитные зоны предприятий. Они представляют собой территории (площади), отделяющие предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки. Санитарно-защитные зоны - обязательный элемент любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Использование площадей санитарно-защитных зон осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством, санитарными нормами и правилами. Различают также санитарно-защитные зоны высоковольтных линий, санитарно-защитные зоны вокруг источника ионизирующего излучения и др. К иным зонам с особыми условиями использования земель можно отнести, например, зоны наблюдения, зоны воздействия закрытого административно-территориального образования.

В соответствии со ст. 87 ЗК РФ земельные участки, включенные в состав таких зон, у собственников земельных участков и иных землеобладателей не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установленных зон.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием земель промышленности и иного специального назначения:

1.Земельным законодательством (ЗК РФ),

2.природоохранным законодательством (ФЗ «Об охране окружающей среды», природоресурсным законодательство: Закон РФ «О недрах»,

3.специальным законодательством, регулирующим правоотношения в определенных сферах деятельности: ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ФЗ "Об использовании атомной энергии", ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ».

 

Органы государственной власти и местного самоуправления вправе определять порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также устанавливать зоны с особыми условиями использования земель данной категории. Полномочия между уровнями власти определяются, исходя из того, к чьей собственности относится земельный участок.

Так, Правительством РФ определяется порядок - в отношении земель, находящихся в федеральной собственности; органами исполнительной власти субъектов РФ - в отношении таких земель, находящихся в собственности субъектов РФ; органами местного самоуправления - в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Особенностью правового регулирования земельных отношений в данной сфере является то, что они менее всего трансформированы мероприятиями земельной реформы. Поэтому правовой режим этих земель нередко регулируется дореформенными правовыми актами.

 

2.

Правовой режим подкатегорий земель опирается на единые для категории земель промышленности и иного специального назначения принципы, но и имеет и свои характерные особенности.

 

Особенностью земель промышленности является то, что они используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности. Поэтому на них могут располагаться производственные и административные здания, строения, сооружения и обслуживающие их объекты.

Размеры земельных участков, предоставляемых из земель промышленности, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или в соответствии с проектно-технической документацией.

Ст. 88 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых. Для данных целей земельные участки предоставляются после:

- оформление горного отвода;

- утверждение проекта рекультивации земель.

Кроме того, данные организации обязаны осуществить восстановление ранее отработанных земель.

Под горным отводом понимается участок недр (геометризированный блок недр), предоставляемый пользователю в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья

Проекты рекультивации нарушенных земель относятся к виду землеустроительной документации. Проекты рекультивации разрабатываются на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Неотъемлемым элементом правового режима земель промышленности являются положения действующего законодательства, касающиеся их охраны и рекультивации уже нарушенных земель. В структуре нарушенных земель преобладают земли, нарушенные при добыче полезных ископаемых открытым способом, занятые отвалами вскрышных и вмещающих пород, золо- и шлакоотвалами, подъездными дорогами и промплощадками.

В целях обеспечения рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, а также усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительство РФ приняло Постановление 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"

Данным Постановлением определено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Во исполнение п. 2 названного Постановления Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 были утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

Основные положения определяют общие для РФ требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.

Рекультивация нарушенных земель осуществляется в целях восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных нужд. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа - технический и биологический.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

 

Б) Земли энергетики.

В настоящее время земли энергетики по своему значению занимают второе место после земель промышленности. Это обусловлено возросшим значением энергетического комплекса. К объектам энергетики относят гидроэлектростанции, атомные станции, ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов, тепловые станции и другие электростанции, воздушные линий электропередачи, наземные сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительные пункты, другие сооружения объектов энергетики.

На этих землях для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей.

Размеры земельных участков, предоставляемых для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.08.03 № 486 «Об утверждении правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети». Отношения по охране земель и безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений урегулированы в ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

Режим земель, предоставленных для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, определяется Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт и Правилами охраны линий и сооружений связи, которые действуют и на сегодняшний день.

Отношения по использованию атомной энергии урегулированы в ФЗ "Об использовании атомной энергии", который направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии. Значительная часть этих земель изъята из оборота или ограничена в обороте.

Вокруг таких объектов устанавливаются охранные и наблюдательные зоны. Размеры и границы зон определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.

Запрещается оставлять здания и сооружения под проводами воздушных линий электропередачи напряжением свыше 2 кВт, за исключением несгораемых сооружений.

В пределах охранных зон без письменного согласия органов управления запрещается:

осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, сажать и вырубать деревья, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы;

строить причалы для стоянки судов, барж, плавучих кранов, производить погрузочно - разгрузочные, дноуглубительные и землечерпательные работы, бросать якоря, проходить с отданными якорями и тралами, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений придонными орудиями лова, устраивать водопои, колоть и заготавливать лед (в охранных зонах подводных кабельных линий);

устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту (с грузом и без груза) от поверхности дороги более 4,5 м, а также стоянки автомобильного и гужевого транспорта, машин и механизмов (в охранных зонах воздушных линий);

производить земляные работы на глубине более 0,3 м, планировку грунта при помощи бульдозеров, экскаваторов и других землеройных машин (в охранных зонах подземных кабельных линий).

Земли охранных зон, находящиеся на территории опытных сельскохозяйственных станций, сортоиспытательных участков, производственных объектов с/х предприятий и организаций, могут использоваться и без согласования с органами управления электрических сетей, но с обязательным соблюдением мер безопасности.

В) Земли транспорта

Особенностью земель транспорта является то, что они используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов ж/д, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного и иных видов транспорта. Кроме того, эти земли предназначены для общего пользования, поэтому как правило они относятся к государственной или муниципальной собственности, находятся в ведении соответствующих ведомств и министерств.

г) Земли жд транспорта предоставляются для: размещения железнодорожных путей; строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Правовой режим определяется с учетом положений ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», приказом МПС РФ от 15.05.99 № 26Ц «Об утверждении положения о порядке использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог».

Под охранными зонами железных дорог понимаются земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, а также земли с подвижной почвой, прилегающие к землям железнодорожного транспорта

Под полосой отвода железных дорог понимаются земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами. Предусмотрена возможность передачи таких земель в аренду, при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами, для целей: сельскохозяйственного использования; оказания услуг пассажирам; складирования грузов; устройства погрузочно-разгрузочных площадок; сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов); иных целей.

д) Земли автомобильного транспорта предоставляются для: размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств; для установления полос отвода автомобильных дорог. Размеры земельных участков определяются в соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.74 № 248 «Об утверждении норм отвода земель для автомобильных дорог».

Под полосой отвода автомобильных дорог понимаются земли автомобильного транспорта, занятые земляным полотном, проезжей частью дороги, мостами, трубами, водоотводными, защитными и другими инженерно-дорожными сооружениями, дорожными знаками и указателями, зданиями линейно-эксплуатационной службы и другими объектами, имеющими специальное назначение по обслуживанию указанных дорог. В полосу отвода автомобильных дорог входят также земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям. Размер земельных участков для защитных лесонасаждений и устройств, равно как и полосы отвода в целом, определяется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными нормами и проектно-сметной документацией.

Передача таких земельных участков в аренду возможна для целей размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

На полосах отвода автомобильных дорог запрещены следующие виды деятельности:

строительство жилых и общественных зданий, складов;

проведение строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений;

распашка земельных участков, покос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта;

установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения. Исключением являются случаи, когда иное прямо предусмотрено федеральными законами, являющимися специальными по отношению к комментируемому Кодексу.

е)Земли морского, внутреннего водного транспорта предоставляются для:

а) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

б) размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

в) выделения береговой полосы.

Береговая полоса представляет собой полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта РФ.

ж) Земли трубопроводного транспорта предоставляются для:

а) размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

б) размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.

в) установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Размеры земельных участков определяются в соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 30.03.73 № 45 «Об утверждении норм отвода земель для магистральных трубопроводов».

Границы охранных зон определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.