Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

О достоинстве знаний из Сунны тоже приходит очень много хадисов.

Матн из книги.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Узнай, да смилостивиться над тобой Аллах, что каждый из нас обязательно должен изучить четыре вопроса.

1. Знание. Оно включает в себя познание Аллаха, познание его пророка и познание религии Ислама на основании доказательств.
2. Действие согласно этому,
3. Призыв к этому.
4. Терпение перед трудностями, возникающими на этом поприще,

Доказательством этого является высказывание Всевышнего:

بسم الله الرحمن الرحيم: ﴿وَالْعَصْرِ * إِنَّ الإِنسَانَ لَفِي خُسْرٍ * إِلاَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ﴾ سورة العصر
«Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Клянусь предвечерним временем, поистине, человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, и творили добрые дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение!».
(аль-Аср 103:1-3).

Имам аш-Шафии[a4] , да смилостивиться над ним Всевышний Аллах, сказал: «Если бы Аллах не ниспослал бы доказательство, кроме этой суры, то этого бы было достаточно». Назвал Аль-Бухари, да смилостивиться над ним Всевышний Аллах одну их глав своей книги «Знание прежде речей и деяний». Доказательством этого (изложенного в названии главы) является высказывание Всевышнего:



﴿فَاعْلَمْ أَنَّهُ لاَ إِلَٰه إِلاَّ اللَّهُ وَاسْتَغْفِرْ لِذَنبِكَ﴾محمد:19

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения твоему греху». (Мухаммад 47:19).

 

Аллах упомянул знание прежде речей и деяний.
_____________________________________________________________________________________________

Итак, первое вступление – 4 вопроса: знания, дела, призыв и сабр.

Шейх начинает со слов «Биссмилляхи ар-Рахмани ар-Рахим». Так и каждый человек должен начинать свои дела с этих слов. Почему мы должны так поступать?

1. Аллах начинает Коран с этих слов.

2. Все пророки и посланники начинали свои дела с этих слов.

Сура 27 «ан-Намль» (30): (в которой пророк Сулейман начинает свое письмо-призыв к таухиду царице Сабы Белькис):

«Оно(письмо)– от Сулеймана(говорит царица Йемена своим подданным), и в нем сказано: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»». Также и наш Пророк, салаллаху алейхи уассалям, начинал все свои письма с этих слов. Однако надо сказать, что хадис в книге Субки[i] «Табакату шафигия», который приводят от абу Хурейры о том, что «если какое-либо дело не начинается с этих слов, то оно не принесет результата, т.е. не будет закончено», - является очень недостоверным по причине недостоверного передатчика Ахмада ибн Мухамад ибн Амрон.

 

Имена Аллаха делятся на две части – имена, которые относятся только к нашему Господу и которыми нельзя называть никого кроме Него (Аллах, Ар-Рахман, Ас-Самад), и имена, которыми можно называть других (Ар-Рахим). Так например, Аллах называет нашего Пророка, салаллаху алейхи уасалям, «рахим муминин» – что в переводе означает, милосердный к верующим.

 

БиссмиЛляхи – означает с именем Аллаха. Аллах – имя, означающее объект поклонения, и таким именем мы называем только нашего Господа. Ар-Рахман – это еще одно имя нашего Господа, означающее обладание широкой всеобъемлющей милостью, которая не имеет ограничений – мусульманин или неверующий – все получает эту милость в этом мире. Ар-Рахим – это милость, которую Он доносит не всем, т.е. милость, ограниченная отдельным донесением. Эта милость, оказываемая только в Судный день и только верующим.

 

Далее шейх говорит в приказном смысле: «Узнай, да помилует тебя Аллах». И это означает высокую степень важности того, что будет сказано следом. Об этом же говорит нам дуга «да помилует тебя Аллах», так шейх дает понять, что это очень важно для нас.

 

Шейх говорит «Уаджиб»! Уаджиб делится на две части: уаджиб аль кифая и уаджиб аль айн. Большинство ученых считает, что нет разницы между уаджибом и фарзом. За выполнение уаджиба – человек получает награду, а за оставление без причины человек будет подвергнут наказанию в этом мире и в Судный день. Кифая – это обязанность жамагата (жаназа намаз), айн – это индивидуальная обязанность каждого (к ним можно отнести столпы ислама) не зависимо от возраста и пола. Очень важная деталь – если в делах, знание которых является кифайя, не найдется ни одного, кто бы знал и совершил это дело – то грех ложится на весь жамагат. Так вот для всех без исключения, т.е. каждому обязательно изучение 4-х вопросов, как говорит шейх – т.е. уаджиб айн.

И первый вопрос – это знание.

Шейх ибн аль-Кайим говорит: «Действовать или призывать без знаний – это все равно, что транспортное средство будет ездить без водителя (всех вокруг погубит и в конце сама погибнет)».

 

Но не о мирском знании идет речь (мирское тоже важно иметь, но только то, которое не противоречит Корану и Сунне, т.е. не колдовство и тому подобное), а шариатское знание. О важности и необходимости мирского знания сказал Умар ибн Хаттаб, радыйаллаху анху: «Изучайте специальности, потому что придет день, когда вы будете нуждаться в них».

Шейх ат-Тамими говорит нам о знаниях об Аллахе, Пророке Мухаммаде и религии Ислама с доказательствами, не на основе таклида (слепого следования за каким-то человеком или его учением), а на основе Корана и Сунны (т.е. истинные знания, имеющие подтверждение в аятах Корана и хадисах Сунны).

 

В Коране очень много сказано о достоинстве знаний:

 

Знание на первом месте, потом дела. В суре «Мухаммад» (19):

 

«Знай, что нет божества кроме Аллаха и проси прощения за грех свой». Здесь Аллах ставит на первое место получение знаний, и уже потом поклонение (ъибадат). И еще Аллах объясняет, какое знание необходимо брать – это знание об Аллахе, о таухиде.

 

Еще одним достоинством знаний – является то, что Аллах поднимает по степеням тех, кто обладает знанием. И как говорит Аллах в суре 58 «Муджаддаля» (11):

«О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть пошире, то садитесь пошире, и Аллах одарит вас местом просторным. Когда же вам велят подняться, то поднимайтесь. Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете». Здесь Аллах обещает в этой жизни и в следующей возвысить тех, кто берет и имеет шариатское знание – ищет истину в Коране и Сунне. Это знания, которые спасут человека от ширка (многобожия), бидаъата (нововведений в религию) и фитны (смуты).

 

Обладающие знанием знают, когда приходит фитна, и знание спасает их от фитны. Пример того, как спасутся от смуты те, кто обладает шариатским знанием, приводит нам Аллах в суре 28 «Аль-Касас», где рассказывается о человеке по имени Карун, соплеменнике пророка Мусы, алейхи уасаляту уасалям. Карун был очень богатым человеком, ключи от клада которого были обременительны для нескольких силачей из его племени. Он притеснял Мусу и его последователей. Этот Карун не принимал насиха (увещевания) и был убежден, что свои несметные богатства он получил только благодаря себе, он опирался только на свое имущество и забыл Аллаха. И в 79-81 аятах этой суры Аллах рассказывает о том, что случилось с этим гордецом:

«Он вышел к своему народу в своих украшениях. Те, которые желали мирской жизни, сказали – Вот если бы у нас было то, что даровано Каруну! Воистину, он обладает великой долей. А те, которым было даровано знание (знание о Господе), сказали – Горе вам! Вознаграждение Аллаха будет лучше для тех, которые уверовали и поступали праведно. Но не обретет этого никто, кроме терпеливых. Мы заставили землю поглотить его вместе с его домом. Не было у него сторонников, которые помогли бы ему вместо Аллаха, и сам он не мог помочь себе». В этих аятах Аллах показал, кто был прав – те, которые желали мирского или те, которые обладали знаниями о своем Господе, об Его именах и качествах, которые знали, что богатства этой жизни временны и даруются только Аллахом.

 

Как сказал Хасан аль Басри: «Только обладающие знанием ученые смогут узнать, когда приходит фитна (смута, искушения). А когда фитна уходит – это понимают все». Доказательство на это достоинство из нашего времени – это когда произошел теракт 11 сентября 2001 года в США – многие невежественные мусульмане радовались смерти большого количества неверующих. И в этот же день ученый шейх Солих Люхайдан в Эр-Рияде (КСА) выступил с резкой критикой этого события, сказав, что такое преступление не имеет никакого отношения к исламу, кто бы за этим не стоял - мусульмане или другие. Это противоречит Исламу. В исламе запрещено убийство невинных людей – женщин, детей, стариков и мужчин, живущих в мирное время. И тогда все такфириты (течение, основанное на массовом обвинении в неверии и применении к таким насильственных действий) назвали этого шейха кяфиром, неверующим. Но прошло время, и все поняли, что это действительно неправильно, не из ислама.

 

О достоинстве знаний из Сунны тоже приходит очень много хадисов.

Первое достоинство знанийэто то, что Аллах облегчает дорогу в Рай тем, кто выходит на путь требования знаний. Доказательство в хадисе (Абу Дауд, Тирмизи, имама Ахмада и многих других) от Кассир ибн Каисса (табиин): «Мы сидели в Дамаске в мечети вместе с Абу Дарда [a5] на уроке. К нам пришел человек и сказал, что приехал из Медины, чтобы услышать хотя бы один хадис от Пророка, салаллаху алейхи уасалям. Абу Дарда переспросил - Была ли еще какая-нибудь цель его поездки? Он сказал нет. Тогда он очень обрадовался и сказал – У меня для тебя радостная новость. Я слышал от Посланника Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, как он говорил: «Кто искренне выходит на дорогу требования знания – тому Аллах облегчает дорогу в Рай»». Ибн Хаджар) [a6] в своей книге «фатхуль барр» по поводу этого же хадиса, который также передается от Абу Хурейра, комментируя этот хадис, говорит – «Мы знаем, что дорога знаний – это дорога в Рай. И тому, кто искренне требует шариатские знания, Аллах облегчает дорогу в Рай и облегчает получение этих знаний». Поэтому человек никогда не должен оставлять надежду на получение знаний, ссылаясь на плохую память, возраст и отсутствие материальных возможностей.

 

Шаби[ii] один из великих табиинов говорил (умер 124 г.х.): «Если человек выходит из дома в поисках знаний, идет до конца мира, тратит все свое богатство, чтобы изучить только один хадис – мы скажем ему – Поздравляем! Ты купил счастье этой жизни и счастье Судного Дня. А тому же, кто выходит в поисках увеличения богатств, мы скажем – Горе тебе! Ты оставил эту жизнь и Судный День».

 

Примером в этом нам служит Яхья ибн Ма’им (учитель имама Бухари), которому его отец оставил в наследство 1 миллион монет, он потратил все богатство на пути требования знаний и в конце жизни остался с парой тапочек. Этот человек стал великим имамом, за которого мы продолжаем делать дуга и по сей день. В отличие от других богачей, которые копили свои богатства всю жизнь и умерли неизвестно где как животные.

Второе достоинство требовании знаний – (Абу Дарда продолжает хадис): «ангелы на небесах находят таких людей, которые требуют знания, спускаются к ним, раскрывают над ними крылья, проявляя этим самым свое довольство и радость за требующего знание и просят у Аллаха прощения за него».

Третье достоинство требующих знаний – (Абу Дарда): «за него просят прощения все творения на небе и на земле и даже кит в глубине моря».

Четвертое – (Абу Дарда): «разница между алимом (обладающий знанием) и абидом (который совершает гибадат, но не берет знания) как разница между луной и звездами». Польза от луны гораздо больше чем от звезд. Пример пользы в хадисе переданном от Абу Са‘ида аль-Худри[iii] о человеке из бану-исраиль, который убил 99 человек и искал покаяния, когда он пришел к абиду, монаху и спрашивал у него можно ли ему покаяться – тот сказал, что ему за его грехи не будет прощения. Тогда этот человек убил этого монаха, догнав счет до 100. После чего он обратился к ученому (алиму) с этим же вопросом – и тот сказал, что между ним и Аллахом нет никакой преграды, и Аллах простит ему, если он покается. И посоветовал ему сделать хиджру. Тот монах принес вред и себе и тому, кто пришел к нему. И причина этого - отсутствие знаний. Матн хадиса 3470 в «Сахихе» Аль Бухари:

«Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Был среди израильтян один человек, который погубил девяносто девять душ, а потом покинул (свой дом) и стал спрашивать (людей, может ли быть принято его покаяние). С этим вопросом он пришёл к одному монаху, которому сказал: “Будет ли (польза от моего) покаяния?” Тот ответил: “Нет”, и тогда (этот человек) убил его. Потом он снова стал расспрашивать (людей об этом, и так продолжалось до тех пор, пока один) человек не сказал ему: “Отправляйся в такое-то селение”, и (он отправился туда). В пути его настигла смерть, (но, умирая,) он обратился грудью в сторону (этого селения), и из-за него начали спорить между собой ангелы милости и ангелы мук. Тогда Аллах Всевышний внушил (одной части земли) отдалиться, а другой — приблизиться, и сказал: “Измерьте (расстояние) до них”. (Выполнив Его веление,) они обнаружили, что (покойный) на пядь ближе к этой, и (его прегрешения) были ему прощены». Похожий хадис от Абу Саида Аль Худри (2766-0), а также со сходным хадисом тем же иснадом от Катады со слов Муаза ибн Муаза (2766-1), да будет доволен ими всеми Аллах, передает в своем «Сахихе» имам Муслим.

Ибн Абдуль Барр [a7] передает слова ибн Аббаса: «Однажды шайтаны собрались и пришли к своему господину Иблису и жалуются: «хозяин, почему ты так боишься ученого?Иблис решил показать им на деле – они пришли к абиду во время намаза и обращаются к нему после намаза: «может ли Аллах поместить все это дуние в одно маленькое яйцо?» На что он ответил: «нет». Они отошли от него и Иблис говорит своим солдатам: «видите, в одну секунду этот абид вышел из религии, он для меня как игрушка, все что он делал долгие годы - превратилось в одну секунду в прах». Потом они пошли к ученому во время его уроков, дождавшись окончания, обратились к ученому с тем же вопросом: «может ли Аллах поместить все это дуние в одно маленькое яйцо?» – На этот вопрос алим ответил: «Конечно, может, что для Него нет сложного в этом?» Тогда Иблис уточняет: «А как может?». Ученый ответил: «Если Аллах что-то хочет, Он говорит будь и оно появляется!». Иблис разозлился и сказал: «Видите, как они (ученые) меня мучают. Они всегда находят против меня доказательство и ломают меня».

Пятое достоинство в том, что, как говорит Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям: «Обладающие знанием - являются наследниками пророков», потому что пророки не оставили после себя ни золота, ни серебра (ни динара, ни дирхама). Поэтому после смерти Посланника Аллаха, саллалаху алейхи уасалям, Абу Хурейра ходил по базарам и звал людей в мечеть, говоря, что там раздают наследство Пророка. Люди мчались в мечеть и видели только то, что там проходили уроки по шариатскому знанию. На вопрос - где же наследство Пророка? Абу Хурейра отвечал им, что знания и есть наследство Пророка. Хадисы сунны – это и есть наследство Пророка. Ибн Хибан: «Знания Пророка - это Коран и Сунна. Это не умозаключения отдельных людей».

 

Шестое достоинство. Хадис от Абу Хурейры (Бухари (6408), Муслим (2689), Тирмизи): «Пророк, салаллаху алейхи усалям, сказал: «У Аллаха есть специальные ангелы «сайора», которые постоянно ходят по земле в поисках собраний, где требуются и даются знания, упоминаются имена Аллаха и Посланника, салаллаху алейхи уасалям. А когда находят такие собрания, сразу же спускаются и раскрывают над ними свои крылья, выражая свое довольство, и остаются рядом с собравшимися до конца собрания. После окончания такого мажилиса ангелы поднимаются к Аллаху. Господь знает уже, что они хотят сказать, но все равно спрашивает их: «Кого нашли?» ангелы отвечают: «Такого то и такого нашли, требующими знания». Аллах спрашивает: «Что они хотят?». Ангелы отвечают: «Они хотят в Рай». Аллах спрашивает: «Разве они видели мой Рай?». Ангелы отвечают: «Нет». Аллах говорит: «Они просят Рай, не видя его, а чтобы они делали, если бы они увидели Рай!». Ангелы добавляют: «Они еще хотят спастись от Ада». Аллах спрашивает: «Разве они видели мой Ад?». Ангелы ответят: «Нет». Аллах говорит: «Если бы они увидели мой Ад, что бы они делали тогда». После этого Аллах скажет: «Я простил им их грехи, я даровал им Рай и уберег их от Ада!». Ангелы говорят: «Среди них есть человек, который не требует знания. Он просто сидит с ними и слушает». На что Аллах скажет: «Я его тоже простил, дал ему Рай и защитил от Ада»»». Отсюда еще одно достоинство знаний – это то, что знания делают счастливым даже случайного человека, который не требует знания, однако он просто их слушает.

 

Седьмое достоинство. Хадис: «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал: «Аллах проклял в этом дуние все, кроме трех вещей. Кроме поминания Аллаха, братства на пути Аллаха и ученых и требующих знания»».

 

(Дополнено не из лекции) Всемогущий и Великий также сказал:

 

«…и говори: “Господь мой, прибавь мне знания!”» (“Та ха”, 114).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2021 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.