Соотношение преступления от других правонарушений Правонарушения в зависимости от их характера и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых за их совершение санкций на преступления и проступки. Проступки характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и влекут применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.
Видами проступков являются гражданско-правовые деликты, административные и дисциплинарные правонарушения.
При отграничении преступлений от иных правонарушений следует принимать во внимание ряд обстоятельств. Так, некоторые преступления посягают на такие общественные отношения, на которые другие правонарушения посягать не могут (например, жизнь человека, государственная безопасность). Характер общественной опасности, который определяется объектом посягательства, позволяет отнести такие деяния лишь к числу уголовных преступлений. Трудностей в разграничении преступлений и иных правонарушений при этом не возникает.
Необходимость определения критериев разграничения преступлений и других правонарушений возникает при наличии смежных (различных, а иногда аналогичных) правонарушений, относящихся к различным отраслям права, но посягающим на один объект. Например, ответственность за нарушение правил дорожного движения предусмотрена как уголовным (ст. 264 УК), так и административным (ст. 12.1-12.24, 12.28 КоАП РФ) законодательством.
Степень общественной опасности в случаях, когда они являются смежными, является главным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений.
Преступления, смежные с административными проступками, посягают, в основном, на такие общественные отношения, как порядок управления, общественный порядок и общественная безопасность, общественные отношения в области охраны природных богатств.
К преступлениям, совершаемым в сфере служебных отношений - должностным и против военной службы, примыкают дисциплинарные проступки.
Как гражданско-правовые деликты, так и преступления против собственности связаны с причинением личности, организациям и государству имущественного вреда.
Вред правильному функционированию человеческого общества, сложившейся системе общественных отношений причиняют как преступления, так и иные правонарушения. Поэтому и те, и другие являются общественно опасными. Однако степень такого вредного воздействия может быть различной.
Нередко преступление отличается от иных правонарушений только характером наступивших последствий совершенного деяния. Величина причиненного вреда позволяет отграничивать преступления и другие правонарушения. Так, если использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы повлечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства в целом, его действия квалифицируются по ст. 285 УК, а в случае отсутствия такого вреда - являются дисциплинарным проступком. Самоуправство, причинившее существенный вред гражданам или организациям, квалифицируется по ст. 330 УК, а при отсутствии существенного вреда - по ст. 19.1 КоАП РФ. Так, нарушение правил охраны труда, причинившее легкий либо средней тяжести вред здоровью человека является дисциплинарным или административным проступком, а то же деяние, причинившее по неосторожности тяжкий вред здоровью, образует состав преступления (ч. 1 ст. 143 УК РФ).
Субъективными обстоятельствами, определяющими степень общественной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу правонарушений, являются форма вины, мотив и цель.
Так, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью является уголовно наказуемым, если совершено умышленно (ст. 112, 115 УК). В случае неосторожного совершения такого деяния вред может быть возмещен в гражданско-правовом порядке (ст. 1085 ГК РФ). Служебный подлог является уголовно наказуемым, если совершен из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 УК).
Еще одним признаком, отличающим преступления от других правонарушений, является характер противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону. Другие правонарушения нарушают нормы других отраслей права. Это могут быть не только законы, но и подзаконные нормативные акты.
Последствием совершения преступления является применение самой суровой меры государственного принуждения - уголовного наказания с последующей судимостью. Другие правонарушения сопровождаются менее жесткими мерами воздействия. Некоторые из них, например штраф, исправительные работы и арест, как виды административных взысканий по своему содержанию являются схожими с одноименными уголовными наказаниями, однако они не влекут судимости.
Таким образом, степень общественной опасности в случаях, когда они являются смежными, является главным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений. Еще одним признаком, отличающим преступления от других правонарушений, является характер противоправности. Преступления сопровождаются жесткими мерами воздействия - уголовным наказанием с последующей судимостью. Наказание за административные, гражданские правонарушения, дисциплинарные проступки менее сурово.
Заключение
Преступление - это одно из видов правонарушений. Отличие преступления от других видов правонарушений заключается в его повышенной степени общественной опасности. Степень общественной опасности преступлений, позволяющая их отграничить от других правонарушений зависит от ряда объективных и субъективных признаков. Большое значение при этом имеет учет таких признаков, как объект посягательства, его важность, ценность объективных признаков правонарушения (повторность, систематичность, промысел, характер преступных последствий), степень вины, мотивы и цель деяния, особенности личности правонарушителя (состояние психики субъекта).
В основе формального различия преступлений и иных правонарушений лежит главный отличительный признак – степень общественной опасности деяния. Все правонарушения потому и признаются правонарушениями, что они посягают на общественные отношения, блага, охраняемые законом, причиняют им вред и в силу этого рассматриваются как правонарушения. Но общественная опасность, вредность правонарушений не одинакова. Преступление обладает наиболее высокой степенью вредности, общественной опасности (по сравнению с иными правонарушениями), которая служит критерием отнесения деяния к числу преступных.
Показателем повышенной общественной опасности, тяжести при совершении преступления является то, что таким деянием наносится не всякий вред, а вред существенный, причиняемый личности, обществу или государству.
Повышенная степень общественной опасности преступления, в отличие от других правонарушений, обусловливается тем, что в качестве его объекта выступают более важные, ценные общественные отношения, и преступлением причиняется больший вред. Например, признаком, определяющим повышенную общественную опасность нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, является причинение вреда личности гражданина. Отсутствие таких признаков свидетельствует о пониженной степени тяжести нарушения указанных правил и служит основанием отнесения таких случаев к числу административных правонарушений.
Список использованной литературы
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ – 26.01.2009 г. – № 4. – Ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с последними изменениями от 19 октября 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994 г. – № 32. – Ст. 3301, 29.01.1996. – № 5. – Ст. 410, 03.12.2001 г. – № 49 – Ст. 4552, 25.12.2006 г. – № 52 (часть I) – Ст. 5496.
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с последними изменениями от 6, 7 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996 г. – № 25. – Ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с последними изменениями от 6, 7 ноября 2011 г.) // Собрании законодательства РФ. -07.01.2002 г. – № 1 (часть I). – Ст. 1.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (с последними изменениями от 7 ноября 2011 г.) // Собрании законодательства РФ. – 7 января 2002 г. – № 1 (часть I) – Ст. 3.
Учебники:
8. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев. – М.: Магистр-Пресс, 2011. – 410 с.
9. Брагин А.П. Российское уголовное право. Учебно-методический комплекс/ А.П. Брагин. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 426 с.
10. Кадников Н.Т. Классификация преступлений в зависимости от тяжести / Н.Т. Кадников. –М.: ИЮ МВД РФ, 2008. – 258 с.
11. Казаченко И.Я. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов / И. Я. Казаченко, З.А. Незнамов. - М.: Норма, 2007 г. – 385 с.
12. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. – 4 изд. – М.: Российское юридическое образование, 2010. – 386 с.
13. Сверчков В.В. Уголовное право: Краткий курс лекций. / В.В. Сверчков. 5-е изд. - М.: Юрайт-издат, 2009. - 262 c.
14. Симаков Г.Ф.Уголовное право Российской Федерации. Часть общая: Конспект лекций / Г.Ф. Симаков. М., 2002. – 86 с.
15. Теория государства и права. / Т.Н. Радько [и др.], ред. В.В. Лазарев. – М.: Проспект, 2012. – 116 с.
16. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая / Н.С.Таганцев. Т.1. М., – 58 с.
17. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамовой [и др.], ред.А.С. Пиголкина. – М.: Городец, 2011. – 544 с.
18. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов / Под ред. И.Я. Казаченко., З. А. Незнамова.- М., 2000. – 280 с.
|