Теория социальной работы - Фирсов М.В. - РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Теория социальной работы - Фирсов М.В. - СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 5
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 5
§ 1. ЗАПАДНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ 5
§ 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИХСЯ 8
§ 3. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 42
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 56
ЛИТЕРАТУРА 57
БИБЛИОГРАФИЯ 57
Глава 2. Философия социальной работы 62
§ 1. ПАРАДИГМЫ ФИЛОСОФИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 63
§ 2 .ФИЛОСОФСКИЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 65
§ 3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 74
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 85
ЛИТЕРАТУРА 86
БИБЛИОГРАФИЯ 86
Глава З.ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 87
§ 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 87
§ 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ 95
§ 3. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 100
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 113
ЛИТЕРАТУРА 113
БИБЛИОГРАФИЯ 114
Глава 4. Социальная политика и социальная работа 115
§ 1. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 116
§2. ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ 124
§ 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 134
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 144
ЛИТЕРАТУРА 144
БИБЛИОГРАФИЯ 145
РАЗДЕЛ II.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 147
Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ147
§ 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 147
§ 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 150
§ 3. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 155
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 169
ЛИТЕРАТУРА 170
БИБЛИОГРАФИЯ 170
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 171
§ 1. ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ 172
§ 2. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 179
§ 3. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: СУЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ 181
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 184
ЛИТЕРАТУРА 184
БИБЛИОГРАФИЯ 185
Глава 7. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ 186
§ 1. ГЕНЕЗИС САНКЦИЙ И НАКАЗАНИЙ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ 186
§ 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ 189
§ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 191
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 201
ЛИТЕРАТУРА 201
БИБЛИОГРАФИЯ 202
Глава 8. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 203
§ 1. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 204
§ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ КАК ФАКТОР ГАРМОНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 208
§ 3. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 211
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 214
ЛИТЕРАТУРА 214
БИБЛИОГРАФИЯ 215
РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК КАК ПРОФЕССИОНАЛ 216
Глава 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ «Я-КОНЦЕПЦИЯ» СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 216
§ 1. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА 216
§2. КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОФЕССИОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 223
§ 3. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 225
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 232
ЛИТЕРАТУРА 232
БИБЛИОГРАФИЯ 233
Глава 10. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА 233
§ 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И 'КЛИЕНТА 234
§ 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С КЛИЕНТОМ 237
§3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 244
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 247
ЛИТЕРАТУРА 247
БИБЛИОГРАФИЯ 248
Глава 11. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 249
§ 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 249
§ 2. СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ» И ПСИХОГИГИЕНА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 255
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 261
ЛИТЕРАТУРА 261
БИБЛИОГРАФИЯ 261
РАЗДЕЛ IV. КЛИЕНТ КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 263
Глава 12. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА 263
§ 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «КЛИЕНТ» 263
§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КЛИЕНТУ 265
§ 3. ПОДХОДЫ К ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 267
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 274
ЛИТЕРАТУРА 274
БИБЛИОГРАФИЯ 275
Глава 13. СЕКСИЗМ И ЭТНИЗМ КАК ФАКТОРЫ ДИСКРИМИНАЦИИ ЧЕЛОВЕКА 275
§ 1. СЕКСИЗМ И АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 275
§ 2. ЭТНОЦЕНТРИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИХСЯ 282
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 288
ЛИТЕРАТУРА 288
БИБЛИОГРАФИЯ 289
Глава 14. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФАКТОР В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА 289
§ 1. ФЕНОМЕН ПОЛА И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА 290
§ 2. ВОЗРАСТ КАК ФАКТОР ДИСКРИМИНАЦИИ ЧЕЛОВЕКА 304
§ 3. ФЕНОМЕН ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 309
§ 4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ПРОБЛЕМЫ СЕКСУАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ 317
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 320
ЛИТЕРАТУРА 321
БИБЛИОГРАФИЯ 321
Глава 15. СЕМЬЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА 323
§ 1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ДЕСТРУКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ 324
§ 2. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР НАПРЯЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 325
§ 3. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ И СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ 328
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 333
ЛИТЕРАТУРА 333
БИБЛИОГРАФИЯ 333
Глава 16. СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ТРАНСФОРМАЦИИ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЧЕЛОВЕКА 334
§ 1. ТОКСИКОМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 335
§ 2. ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ФАКТОР ДЕВИАЦИИ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЛИЧНОСТИ 339
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 343
ЛИТЕРАТУРА 343
БИБИЛИОГРАФИЯ 343
РАЗДЕЛ V. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 345
Глава 17. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 345
§ 1. МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 345
§ 2. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ 352
§ 3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ 361
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 364
ЛИТЕРАТУРА 364
БИБЛИОГРАФИЯ 364
Фирсов М.В., Студенова Е.Г.Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001.—432с.
<< Первая < Предыдущая 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 Следующая > Последняя >>
Поделиться…
Теория социальной работы - Фирсов М.В.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебный курс «Теория социальной работы» представляет собой дисциплину, посвященную систематизации знаний, касающихся:
• социальной работы как области познания;
• форм социальной работы как социальной деятельности в различных сферах человеческой жизни;
• субъекта изменения социальной реальности, т.е. социального работника;
• клиента и факторов, приводящих к изменению его жизненной ситуации;
• методов помощи клиенту.
Поэтому «Теория социальной работы» в контексте обучения будущих профессионалов в области социальной работы выступает не столько как универсальная модель объяснения и описания различных проявлений реальности, сколько как систематизированная модель концептуальных конструкций и взглядов, принятых в данном профессиональном сообществе.
Такой подход предполагает следование определенным стандартизированным представлениям о генезисе теоретической мысли в сфере социальной работы, ее теории познания, соотношению с другими научными дисциплинами, видах практической деятельности, концепциях человека — помогающего и человека — нуждающегося в поддержке, различных видах помощи.
В системе подготовки специалиста курс «Теория социальной работы» выступает как базовый, являющийся связующим звеном с другими дисциплинами, изучаемыми будущими специалистами, и в этом состоит его специфика. С одной стороны, этот курс предлагает самостоятельную модель осмысления социальной работы во всех формах ее проявления, с другой — выступает в качестве «пролога» к тем дисциплинам обучающего цикла, где каждая из проблем будет рассмотрена более глубоко и подробно. Таково своеобразие данного курса применительно к межпредметным связям общепрофессиональных дисциплин и специализированным дисциплинам.
Указанный подход определяет требование к модульному построению курса «Теории социальной работы», что открывает возможность рассмотрения концепций и подходов теории социальной работы определенного уровня, используя принцип методологического плюрализма, а также соответственную их систематизацию.
Основная часть курса посвящена существующим в мировой и отечественной практике представлениям о социальной работе и ее этических принципах, а также базовым формам и методам практической работы с клиентом, с группами, семьями, в социуме. Особый упор при этом делается на формирование у будущих социальных работников целостного восприятия проблем и нужд клиента, с учетом специфики тех или иных социальных и индивидуальных факторов.
Проблемы ставятся и рассматриваются в контексте таких ранее изученных студентами дисциплин, как «История социальной работы», «Этика социальной работы», «Философия социальной работы», «Технология социальной работы» и ряда других, чем и объясняется достаточно широкий спектр проблем, находящихся в сфере внимания данного курса.
Содержание курса в рамках междисциплинарных и межпредметных связей скоординировано с общепрофессиональными дисциплинами, а также со специальными дисциплинами, входящими в учебный план и являющихся базовыми компонентами государственного образовательного стандарта.
Поделиться…
Теория социальной работы - Фирсов М.В. - РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
|