Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели

Модели рыночной экономики.

С учетом исторических особенностей развития конкретной страны, роли государства и выбора приоритетов общественного развития выделяют две модели — либеральную и социально ориентированную.

· Либеральная модель (господство частной собственности, поощрение предпринимательства). Примеры стран: США, Канада, Австралия, Великобритания.

· Социально ориентированная модель (сильные позиции государства в регулировании экономики и решении социальных проблем). Регулируется занятость населения, уровень доходов, цены. Примеры стран: Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, ФРГ, Австрия.

Модели рыночной экономики связаны с историческими особенностями и возможностями стран.Поэтому выделяют также японскую модель рынка (исторические традиции этой страны, приоритет интересов нации над личными интересами, высокая трудовая дисциплина и ответственность работников, сильно развитая восприимчивость ко всему новому).

Типы экономических отношений.

1. Рыночная (либеральная) экономика. Для нее характерно господство частной собственности, отсутствие вмешательства со стороны государства в деятельность субъектов хозяйствования, существование классических рыночных институтов.

2. Командно-административная экономика. В ней преобладает государственная собственность, централизованное планирование и регулирование экономики. Централизованно устанавливаются цены, а рынку отводится формальная роль.

3. Смешанная экономика основана на структурах, относящихся к разным видам собственности. Частная и государственная собственность представлены примерно поровну, высокие налоги, высокий уровень социальной поддержки населения, роль государства значительна.



4. Традиционная экономика характерна для отсталых в экономическом отношении стран и базируется на сохраняющихся в каждой стране национальных обычаях, традициях и верованиях.

Несколько иной подход отстаивается российским экономистом В.И.Видяпиным (см. рис. 5.2).

Особенности белорусской национальной модели

В силу экономической и политической специфики, менталитета народа, Республике Беларусь необходима своя модель рыночного хозяйства. Это, вероятно, должен быть смешанный тип экономики, социально-ориентированная экономическая модель. Она должна создавать необходимые условия для самостоятельного обеспечения индивидами достойного уровня жизни.

Суть социальной ориентации рыночной экономики состоит в том, чтобы создавать такие условия, когда благосостояние будет достигаться не столько перераспределением благ, сколько активной и инициативной деятельностью белорусских граждан.

Система социальной защиты не должна ограничиваться поддержкой малообеспеченных слоев населения или тех, кто не включен в общественное производство (учащиеся, пенсионеры, инвалиды). Она должна включать в себя и защиту лиц, участвующих в общественном производстве, и, прежде всего, людей, работающих по найму. Осуществляется это через регламентирование в законодательной форме труда (продолжительность рабочей недели, продолжительность и порядок предоставления отпусков, охрана труда и др.) и его оплаты (установление минимальной заработной платы и др.), а также определение прав работников при приеме на работу и увольнении.

Социально ориентированная рыночная экономика - это экономика, способная эффективно функционировать и обеспечивать экономический рост.

 


 

 


Рисунок 5.2. - Модели современного рыночного хозяйства (По В.И.Видяпину)


Темы докладов и рефератов

1. Рыночная экономика и модели ее становления и развития (немецкая, шведская, американская, японская и др.).

2. Особенности белорусской модели социально - ориентированной рыночной экономики.

3. Роль государства в рыночной экономике.

4. Исторический процесс развития рыночных отношений;

 

Вопросы для повторения

1. Сформулируйте свое понятие рынка.

2. Перечислите особенности рыночных отношений.

3. Назовите принципы рыночных отношений.

4. Назовите функции рыночных отношений.

5. Назовите основные типы рынка.

6. Что такое конкуренция? Назовите основные типы конкуренции.

7. Что такое инфраструктура рынка?

8. В чем заключается роль инфраструктуры рынка?

9. Назовите модели рыночной экономики.

10. Как называется белорусская национальная модель? Отметьте ее характерные черты.

 


Раздел II. Основы микроэкономики

Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

6.1. Спрос. Закон спроса.

6.2. Факторы, влияющие на спрос.

6.3. Предложение. Закон предложения.

6.4. Факторы, влияющие на предложение.

6.5. Эластичность спроса.

6.6. Эластичность предложения.

6.7. Рыночное равновесие.

Спрос. Закон спроса

Спрос – это платежеспособная потребность. Спрос выражается в количестве купленного товара.

Закон спроса - обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода. При прочих равных условиях, чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот.

Функция спроса имеет вид:

(6.1)

где - объем спроса не товар x в единицу времени;

- цены товаров x,y,…,z; I – денежный доход потребителя; T – вкусы и предпочтения потребителя; M… - общее число покупателей данного товара и другие факторы.

Формула функции спроса, заданная аналитическим способом, имеет следующий вид:

(6.2)

 

Рисунок 6.1 - Функция индивидуального спроса

 

Функция индивидуального спроса (на один продукт) представлена в виде нисходящей кривой DD, поскольку между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

 

Рисунок 6.2 - Изменения в спросе

 

Увеличение уровня спроса смещает кривую спроса вправо, от DI к D2. Уменьшение уровня спроса смещает кривую спроса влево, от D1 к D3. Изменение величины спроса ведет к перемещению, вызываемому изменением цены данного продукта, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на нашем графике — от а к b.

Следствия из закона спроса:

1. Высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена стимулирует их желание совершить покупку.

2. Потребительское поведение подвержено действию принципа «убывающей предельной полезности», согласно которому, каждые последующие единицы товара приносят покупателям все меньшее удовлетворения. Потребители готовы приобретать дополнительные единицы товара при условии, что цена будет снижена.

3. «Эффект дохода» - с ростом цен и при неизменных доходах субъектов недоступность товаров для покупателей увеличивается - товаров покупают меньше.

4. «Эффект замещения» - с ростом цен и при неизменных доходах субъектов, покупатели переключаются на товары заменители. Например: с ростом цен на кофе покупатели в основном покупают чай или какао, а при увеличении цен на мед покупатели переключаются на сахар, повидло, джем.

Товары заменители (товары субституты) - это товары, которые могут заменять друг друга при удовлетворении одной и той же потребности (чай, кофе, какао).

Товары взаимодополняемые (комплиментарные товары) - это товары, взаимодополняющие друг друга при удовлетворении одной и той же потребности (автомобиль, моторное масло, бензин).

Из закона спроса существуют три исключения, которые получили названия:

· парадокс Гиффена (английский экономист и статистик Роберт Гиффен (умер в 1910 году);

· эффект Веблена (американский социолог и экономист);

· эффект «сноба».

«Парадокс Гиффена» - в условиях экономического кризиса и инфляции рост цен на товары первой жизненной необходимости (хлеб, молоко, картофель) не приводит к сокращению спроса, а даже увеличивает его. Поскольку население меняет структуру спроса в пользу более дешевых продуктов питания и вещей.

«Эффект Веблена» в условиях экономического кризиса и инфляции рост цен на предметы роскоши (золото, бриллианты, антиквариат и т.п.) не приводит к сокращению спроса, а даже увеличивает его. Таким способом люди пытаются спасти деньги от обесценивания.

«Эффект сноба» - если потребители ожидают дальнейшего роста цен, то они закупают «впрок», несмотря на рост цен.

Факторы, влияющие на спрос

Ценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Цены на товары. Данный фактор проявляет себя в полном соответствии с законом спроса. Цена на товар растет – спрос сокращается и наоборот.

2. Цены на сопряженные товары. При увеличении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой увеличивается. В случае взаимодополняемых товаров рост цены на один товар вызовет падение спроса на другой.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Доходы потребителей. Чем выше доходы потребителей, тем выше спрос и наоборот. Кривая сдвигается либо вправо вверх, либо влево вниз.

2. Предпочтения и вкусы потребителей. Например, веяния моды приводят к изменению спроса и удалению или приближению кривой спроса к началу координат.

3. Количество потребителей. Чем больше потребителей, тем выше спрос. Чем меньше потребителей, тем ниже спрос.

4. Ожидания потребителей. Ожидание дальнейшего роста цен или повышения доходов будет увеличивать текущий спрос и приведет к сдвигу кривой спроса вправо.

Названные факторы смещают кривую спроса вправо вверх (при росте спроса) или влево вниз (при снижении спроса).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.