ТЕМА . ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
План лекции.
1. Методология педагогики.
2. Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками.
3. Основные категории педагогики.
4. История развития педагогики.
1. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика –наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс. Она тесно связана с философией, социологией, культурологией, психологией, анатомией, физиологией и гигиеной, медициной и др. отраслями человекознания. Ее внутренняя структура состоит из двух компонентов: теории и практики воспитания и теории и практики обучения (дидактики).
Объект педагогики – педагогический процесс, составляющими которого являются обучение и воспитание.
Предмет педагогики – закономерности обучения и воспитания.
Основные задачи педагогики –открытие объективных закономерностей обучения и воспитания и целенаправленное применение их на практике.
Педагогика выполняет 3 основные функции: общетеоретическую, практическую и прогностическую.
Методы педагогики:
- Педагогическое наблюдение
- Исследовательская беседа
- Изучение школьной документации
- Педагогический эксперимент
- Обобщение передового опыта
- Рейтинг, метод экспертных оценок
2. ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
- общая педагогика – изучает общие закономерности воспитания и обучения;
- теория воспитания - изучает специально организуемый воспитательный процесс в целом и по направлениям воспитательной работы.
- дидактика (теория обучения) исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий;
- история педагогики – изучает зарождение, развитие и результаты педагогических учений;
- сравнительная педагогика - занимается изучением, анализом и обобщением опыта образования и развития педагогической науки в различных странах;
- дефектология – изучает закономерности обучения и воспитания детей, имеющих определенные отклонения в развитии;
- методики преподавания учебных предметов – изучают закономерности преподавания и усвоения учебных дисциплин.
Другим основанием для выделения отраслей педагогики выступают уровни (ступени) системы образования. Тогда выделяются дошкольная педагогика, педагогика начальной, средней общеобразовательной и высшей школы, педагогика образования взрослых и др.
Связь педагогики с другими науками
Педагогика тесно связана с различными науками и учитывает их достижения в процессе воспитания и образования людей.
Философия и социология как науки о наиболее общих законах развития окружающей действительности и общества позволяет учитывать в воспитании социальные особенности жизни и деятельности людей и правильно оценивать их влияние на формирование различных качеств человека.
Политология, раскрывая проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на жизнь и деятельность людей, дает возможность принимать во внимание в процессе воспитания молодого поколения психологические механизмы формирования их политической сознательности, специфику развития их социальной и политической активности.
Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи ее широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей разных социальных групп.
Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека педагогику вооружает физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания.
Экономические науки, изучая закономерности развития производственных отношений, дают возможность правильно представлять и учитывать влияние экономических процессов в обществе на воспитание людей.
Исторические науки показывают историческое своеобразие формирования человека и общества, а также проблем воспитания в различных исторических условиях.
3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Образование –это целенаправленный процесс, в результате которого происходит:
- усвоение опыта предшествующих поколений,
- воспитание типологических качеств личности,
- умственное и физическое развитие человека.
Рис. 16. Компоненты образования
Воспитание –формирование личности в соответствии с идеалом общества.
Рис. 17. Компоненты воспитания
Обучение – процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности.
Рис. 18. Компоненты обучения
Развитие -это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Педагогическая технология - система взаимодействия субъекта и объекта педагогического процесса, позволяющего с помощью педагогических форм, методов, средств и приемов придать объекту взаимодействия заданные личностные свойства и качества.
Педагогическое взаимодействие - целенаправленный процесс субъект-субъектных отношений между воспитателем и воспитуемым, направленный на формирование и последовательное развитие (совершенствование) личностных свойств и качеств, необходимых для эффективной учебной, профессиональной и других видов деятельности воспитуемых.
Педагогическая задача –педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Определите предмет и задачи педагогики.
2. Какие методы исследования использует педагогика?
.
ТЕМА . ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
План лекции.
1. Система образования РФ: принципы и вариативность.
2. Образовательные учреждения.
3. Уровни (цензы) и формы получения образования.
4. Содержание образования.
5. Лицензирование, аттестация, аккредитация.
6. Непрерывное образование.
1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ: ПРИНЦИПЫ И ВАРИАТИВНОСТЬ
Цель образования - создание условий для формирования и развития человека как полноценного субъекта общественно-значимой деятельности, ответственного за результаты своего труда.
Принципы системы образования в РФ:
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
|