Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАН СНГ

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.

1.1 Сущность, функции и уровни экономической интеграции.

1.2 Современные этапы экономической интеграции.

1.3 Формирование СНГ и его институциональная структура.


 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.

1.1 Сущность, функции и уровни экономической интеграции.

На современном этапе развития экономики происходит углубление и усложнение международных экономических отношений под влиянием динамичных процессов глобализации. Под глобализацией подразумевают единую систему, существующую вне границ.

Интеграция является следствием глобализации. Ее определяют лишь как процесс установления всеобщей международной взаимозависимости в рамках открытой экономической системы, результатом которого впоследствии и становится установление связей между отдельными субъектами, т. е. интеграция. Эти явления — интеграция и глобализация — представляют собой определенную ступень мирового экономического развития. По сути это этапы эволюции от простого к сложному от обособленности к организованности, от интеграции к глобализации, которая происходит по мере накопления не только количественных, но и качественных связей между экономическими агентами (интеграция, транснационализация, глобализация).

Основными факторами внешней среды, которые стимулируют развитие международных интеграционных процессов, являются следующие:

Ø международное разделение труда и международный обмен, предполагающие что производство и потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой;



Ø экономическая зависимость участников МЭО, обуславливает товарно-денежный характер связей;

Ø действие законов спроса и предложения и свободного ценообразования в совокупности мирохозяйственных обменных связей;

Ø конкуренция товаров и услуг, продавцов и покупателей, дополненная перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами;

Ø совершенствование механизмов функционирования мировых товарных рынков, где осуществляются операции купли-продажи товаров, носящие устойчивый систематический характер;

Ø усиление зависимости мирового фин. рынка и международной валютно-финансовой системы;

Ø развитие институциональной базы и инфраструткуры МЭО, представленных международными экономическими и финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового (СТО, Международная торговая палата, МВФ, Всемирный банк), так и регионального значения (КЕС, ЕБРР и т.п.);

Ø нарастание монополизации МЭО по линии концентрации производств и сбыта частными предпринимательскими структурами (чаще всего ТНК), а также в результате деятельности международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и производителей глобальной продукции (например ОПЕК).

Международная интеграция – это особая форам интернационализации экономических отношений.

Особенность состоит в том, что она является процессом объединения независимых стран, национальных рынков, национальных государств в единую организационно-институциональную экономическую структуру (систему, союз), в рамках которой осуществляются различные экономические (торговые, производственные, финансовые и технологические) связи. Главной целью экономической интеграции является не создание и функционирование закрытых экономических союзов, а расширение экономического пространства свободной торговли, свободного перемещения капитала, рабочей силы и технологии между странами-членами интеграционных объединений. Благодаря этому повышается эффективность имеющихся и потенциальных преимуществ региона.

Таким образом, интеграция выполняет функцию структурообразующего элемента глобальной системы и проявляется в двух аспектах: пассивно (является объектом глобализации) и активном (выступает её субъектом).

Международная интеграция (МИ)- это состояние взаимосвязи взаимозависимости национальных и торгово-экономических, институционально-правовых, научно-технологических, социальных и общественно политических систем посредством мировых и международных институтов, возможных на современном этапе цивилизации и в частности международных отношений.

Функции МИ:

Ø стимулирующая функция - состоит в том, что используя преимущества экономического масштаба, региональной специализации (распределение труда), страны-участницы интеграции достигают повышение эффективности производства, снижения расходов производства, повышения качеств продукции;

Ø распределительная функция - заключается в том что интеграция способствует рациональному размещению производительных сил (капитала, трудовых ресурсов и технологии) в определённых отраслях, географических регионах и выгоднейшей реализации продукции на внутренних и внешних рынках;

Ø функция усиления позиций интеграционного объединения и всех его стран на мировых рынках - в международных организациях (МВФ, СОТ и др.) на основе проведения согласованной единой внешнеторговой политики, на основе выступлений на международных конференциях, переговорах;

Ø Функция расширения экономического пространства для деятельности нац. компаний и превращение их в международные;

Ø Функция создания благоприятной внешнеполитической среды, внешнеполитического климата. Это достигается на основе формирования и реализации региональной политической, социальной, военной, культурной инфраструктуры (институтов - общеполитические организации, общие информационно-культурные ведомства).

Интеграционный процесс затрагивает различные сферы и сектора национального хозяйства государств, вступающих в интеграционное взаимодействие. Для объективной оценки международных интеграционных процессов в глобальном масштабе целесообразно рассматривать на различных уровнях их проявления:

1. макроэкономический (государственный уровень);

2. микроэкономический (межфирменный – ТНК).

На макроуровне, т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства.

На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, отдельные компании разных стран вступают в прямые хозяйственные связи, способствующие реальному переплетению национальных экономик. Особую роль здесь играют транснациональные корпорации.

 

1.2 Современные этапы экономической интеграции.

Интеграционные процессы охватывают прежде всего страны, территориально входящие в один регион. Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков — регионализацию мировой экономики. Как правило, необходимо не только географическое соседство, но и сходство хозяйственное, культурное и этническое.

Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый уровень экономического развития, совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность. Основные макроэкономические показатели — ВВП на душу населения, темпы роста ВВП, его отраслевая структура, уровни инфляции, безработицы, процентных ставок, уровень производительности труда и заработной платы — не должны существенно различаться. Именно поэтому наиболее эффективной является интеграция экономически развитых стран. Объединение бедных или богатых и бедных стран не позволяет осуществлять совместные проекты на паритетных (равных) основаниях.

Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется, прежде всего, в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.

Третья предпосылка — наличие политической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.

К предпосылкам можно отнести так называемый демонстрационный эффект, когда успех интеграции стимулирует другие страны к вхождению в экономический блок. То же относится к «эффекту домино» — чем больше стран входят в интеграционную группу и наращивают внутрирегиональную торговлю, тем больше трудностей испытывают третьи страны, находящиеся вне группы. Это подталкивает их к интеграции.

«Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли - НАФТА.

На современном этапе развития международной экономической интеграции выделяют следующие этапы:

- преференциальная торговля;

- зона свободной торговли;

- таможенный союз;

- общий рынок;

- экономический и валютный союз

В основе становления этапов интеграции лежит сфера и цель интеграции.

К определяющим сферам необходимо отнести следующие:

- таможенная система,

- сфера обращения экспортно-импортной торговли,

- сфера производства,

- международное движение факторов производства (капитала, рабочей силы);

- социальная, налоговая, трудовая политика; финансовая, валютная системы.

Преимущество той или иной сферы в процессе интеграции свидетельствует об определённой степени и этапе интеграции.

Расширение экономической интеграции характеризует количественную сторону процесса — число стран группы. Углубление интеграции — качественная характеристика. Она показывает тесноту взаимосвязи, уровень объединения стран. Экономическая интеграция осуществляется постепенно от простых к более сложным формам. Прединтеграционной фазой считается фаза преференциальной торговли, когда соседние страны предоставляют друг другу преференции (льготы), упрощающие торговлю между ними по сравнению с другими странами. Такая льгота может состоять в снижении таможенного тарифа, снижении или отмене квотирования товаров, упрощении таможенных формальностей.

Зона свободной торговли является теоретической концепцией создания торгового блока, страны-члены которого подписывают соглашение о свободной торговле (FTA), которое исключает тарифы, импортные квоты и преференции на большинство товары и услуги, торгуемые между данными странами. Если люди могут также свободно перемещаться между странами, в дополнение к ЗСТ, то можно считать, что создается открытая граница. Это можно считать вторым этапом экономической интеграции. Страны выбирают этот вид экономической интеграции, если их экономические структуры дополняют друг друга. Если их экономические структуры являются конкурентоспособными, вполне вероятно, что для них не будет никакого стимула создавать ЗСТ, либо только выбранные товары и услуги будут фигурировать в соглашениях между подписавшими договор о ЗСТ странами.

Целью зоны свободной торговли является сокращение барьеров на пути обмена товарами или услугами, так что торговля может расти в результате специализации, разделения труда, а главное с помощью сравнительных преимуществ.

Третий этап развития интеграции характеризуется формированием таможенного союза.

Данная форма интеграции является соглашением двух или более стран про отмену таможенных сборов. Это форма коллективного протекционизма.

Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

1) Снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;

2) Перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

3) Устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;

4) Унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;

5) Согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;

6) Введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;

7) Создание общей системы преференций.

Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Общий рынок — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка. Общий рынок включает три основных элемента. Первый элемент – это таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами, предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых сборов с равнозначным эффектом в торговых отношениях между государствами-членами, а также введение общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами. Второй элемент предопределяет то, что кроме таможенных пошлин и количественных ограничений на товарооборот, внутри общего рынка подлежат ликвидации и другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов. Третьим элементом общего рынка является так называемая «позитивная интеграция» – проведение государствами-членами через органы Европейского сообщества общих политик: аграрной, антимонопольной, торговой и т.д.

Экономический союз – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает как потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом.

Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом, принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

На определенном этапе формирования экономического и валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия проводятся при активном участии единого центрального банка. Практический опыт функционирования экономического и валютного союза пока весьма ограничен.

 

 

1.3 Формирование СНГ и его институциональная структура.

Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, раннее входившими состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

8 декабря 1991 года в Вискулях - резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще - руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызской Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.

Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия.

Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года. Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

СНГ является межгосударственным объединением и служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами.

Цели Содружества:

– осуществление сотрудничества между государствами-членами в политической, экономической, правовой, культурной, экологической, гуманитарной и других областях, сотрудничества в деле обеспечения международного мира и безопасности, а также достижения разоружения;

– создание общего экономического пространства, обеспечение межгосударственной кооперации и интеграции в интересах всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов;

– взаимопомощь в целях создания мирных условий жизни народов, обеспечение коллективной безопасности;

– мирное разрешение споров и конфликтов между странами-участниками;

– содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении по территории стран, входящих в Содружество.

Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентскую Ассамблею, Исполнительный комитет, который является правопреемником Исполнительного Секретариата СНГ и Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза, и другие.

В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.

На начало 2011 г. в СНГ участвуют — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина .

Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск, Республика Беларусь.

К настоящему времени в СНГ для выполнения целей и задач Содружества было создано более 70 межгосударственных и межправительственных органов, занимающихся координацией деятельности государств-участников. Образование девяти основных из них специально предусмотрено Уставом Содружества.

Совет глав государств (СГГ) является главным органом Содружества. В нем на высшем уровне представлены все государства-члены. Он принимает решения по принципиальным вопросам, связанным с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов. Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Вопрос о разграничении компетенции СГГ и СГП уточняется в принятом Советом глав государств 2 апреля 1999 г. Решении о разграничении полномочий между Советом глав государств и Советом глав правительств Содружества Независимых Государств. В соответствии с ним СГГ, как высший орган Содружества, обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников. СГГ на своих заседаниях также принимает решения, касающиеся внесения поправок в Устав СНГ, создания новых или упразднения существующих органов СНГ, совершенствования структуры и деятельности органов СНГ, назначения (утверждения) руководителей органов, отнесенных к его компетенции, делегирования полномочий нижестоящим органам; утверждения положений об органах, отнесенных к его компетенции. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, политической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП решает следующие вопросы: реализация поручений СГГ, данных им СГП; реализация положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли; принятие совместных программ развития промышленности, сельского хозяйств и других отраслей экономики и их финансирования; развития систем транспорта, связи, энергетических систем; сотрудничество в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики; разработка механизмов, направленных на формирование научно-технического пространства.

Совет министров иностранных дел государств — членов Содружества (СМИД). Интересы каждого государства в этом Совете представляет министр иностранных дел. Заседания СМИД проводятся не реже одного раза в три месяца. Он решает задачи координации внешнеполитической деятельности государств — членов Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес, и обеспечения эффективности их совместных действий во внешнеполитической сфере, развития и укрепления сотрудничества СНГ с ООН и ОБСЕ, а также другими международными организациями в политической, экономической, социальной, гуманитарной и иных сферах.

Совет министров обороны государств — участников Содружества (СМО) координирует вопросы военной политики и военного строительства государств — участников Содружества. Членами Совета являются министры обороны государств СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины). СМО осуществляет координацию военного сотрудничества государств — участников Содружества; разрабатывает и представляет на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств предложения и концептуальные подходы по всем аспектам военной политики и военного строительства, готовит по этим вопросам межгосударственные соглашения и решения. Совет командующих Пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств — членов Содружества и обеспечения стабильного положения на них. Членами этого Совета являются командующие пограничными войсками (или другие полномочные представители) стран СНГ (кроме Азербайджана, Молдовы и Украины), а также председатель Координационной службы Совета командующих. Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ (МПА) проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. Межпарламентская ассамблея состоит из парламентских делегаций. Организацию деятельности МПА осуществляет Совет ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций.

Процедурные вопросы деятельности МПА регулируются Регламентом.

Штаб-квартира МПА находится в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге.

Координационно-консультативный комитет (ККК) — постоянно действующий исполнительный и координирующий орган Содружества.

Комиссия по правам человека — консультативный орган, следящий за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества.

Экономический суд образован 15 мая 1992 г. Его возникновение было продиктовано необходимостью создания организационно-правового механизма урегулирования хозяйственных споров (в широком понимании этого сложного термина), а также любых споров, возникающих между самими государствами — участниками СНГ.

На проходивших в апреле 1999 г. заседаниях СГГ и СГП было принято решение о реформировании структуры органов Содружества Независимых Государств. В основе реформирования структуры органов СНГ лежало стремление государств-участников улучшить деятельность межгосударственных органов управления интеграцией и уменьшить расходы на их содержание путем сокращения их количества и численности сотрудников.

Было также подтверждено, что каждое государство-участник самостоятельно решает вопрос о своей работе в любом из органов СНГ. Исполнительный секретариат СНГ, аппарат Межгосударственного экономического комитета, ККК, рабочие аппараты межгосударственных и межправительственных отраслевых органов реорганизуются в единый постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган — Исполнительный комитет СНГ. На заседании Совета глав правительств в 1999 г. было одобрено новое Положение об Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств. Документ был подписан Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Киргизией, Молдовой, Россией, и Узбекистаном. При этом Азербайджаном, Грузией, Таджикистаном, Украиной были сделаны оговорки. Нарекания вызвали в основном те формулировки документа, которые допускают международную правосубъектность СНГ. Согласно Положению, Исполнительный комитет СНГ Независимых Государств является единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества Независимых Государств. Комитет обеспечивает организацию работы Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экономического совета и других органов Содружества. Исполнительный Комитет СНГ — юридическое лицо и имеет статус органа региональной международной организации.

 


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.