Управленческая модель Р.Блейка и Дж.Моутон («управленческая решетка»). Традиционные концепции лидерства. Теории лидерских качеств. Концепции лидерского поведения.
1) Теория лидерских качеств – наиболее ранний подход в изучении и объяснении лидерства.
Р.Стогдилл пришел к выводу, что в основном 5 качеств характеризуют лидера: ум и интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела.
У.Беннис определил 4 группы лидерских качеств:
- управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным для последователей;
- управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;
- управление доверием, или способность строить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
- управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.
Беннис выделил 4 группы лидерских характеристик: физиологические (рост, сложение или фигура, состояние здоровья и др.), психологические, или эмоциональные (проявляются на практике через характер личности. Имеют как наследственную, так и воспитательную основу), умственные, или интеллектуальные (уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров), личностные деловые (носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии).
2) Концепции лидерского поведения. К ним относятся:
- три лидерских стиля: авторитарный, демократический, пассивный. Демократический стиль не всегда являлся наиболее продуктивным;
- исследования Университета штата Огайо: их цель – разработка двухфакторной теории руководства. За основу были взяты две переменные: структура отношений (образцы поведения, с помощью которых лидер организует и определяет структуру отношений в группе – определение ролей, установление коммуникационных потоков, правил и процедур работы, ожидаемых результатов) и отношения в рамках этой структуры (образцы поведения, отражающие уровень или качество отношений между лидером и последователями – дружественность, взаимное доверие и уважение, симпатия и гармония, внимание друг к другу, желание сделать друг другу доброе);
- исследование Мичиганского университета: цель – определить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров. За основу были взяты две переменные в поведении лидера: концентрация внимания лидера на работе и на работниках. Были сделаны следующие выводы об эффективном лидере:
1) имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хороших отношений с ними;
2) использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками;
3) устанавливает предельно высокий уровень выполнения работы и напряженные задания.
- системы управления (Р. Ликерт): эффективные лидеры уделяют основное внимание человеческому фактору и стараются развивать групповой подход к выполнению работы по достижению цели;
- управленческая сетка Блейка и Моутон: представляет собой матрицу, образованную пересечением двух переменных или измерений лидерского поведения: на горизонтальной оси – интерес к производству, на вертикальной – интерес к людям.
Теория X» и «Теория У» Д.Макгрегора.
Дуглас Макгрегор, ученый, известный работами в области лидерства, назвал предпосылки авторитарного руководителя по отношению к работникам теорией «X». Согласно теории «X»:
§ люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
§ у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
§ больше всего люди хотят защищенности;
§ чтобы заставить работников трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений авторитарного руководителя. Макгрегор назвал их теорией «Y»:
§ труд — процесс естественный. Если условия благоприятные, работники не просто примут на себя ответственность, но будут стремиться к ней;
§ если работники приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
§ приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;
§ способность к творческому решению проблем есть у многих, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Управленческая модель Р.Блейка и Дж.Моутон («управленческая решетка»).
1.1 — страх перед бедностью
1.9 — дом отдыха
9.1 — авторитет — подчинение
5.5 — организация (производственно-социальное управление)
9.9 — команда.
|