Разработка базы данных на основе даталогического моделирования в среде MS Access
Даталогическая модель предметной области ориентирована на среду хранения и манипулирования данными. Существует огромное количество различных средств проектирования систем управления базами данных. Можно выбрать низкоуровневые программные системы разработки СУБД, высокоуровневые и автоматизированные системы разработки на основе CASE-технологий [8, с. 389].
Ранее на этапе выбора программного обеспечения нами была выбрана среда разработки СУБД MS Access. Особенность этой системы в том, что она входит в комплект MS Office, широко распространена, практична и легка в применении. Применение этой системы позволяет без особого труда проектировать реляционные СУБД. Поэтому, даталогическое моделирование выполним применительно к среде разработки СУБД MS Access.
Даталогическое проектирование является проектированием логической структуры базы данных. Но на него оказывает влияние возможности физической организации данных, предоставляемой конкретной СУБД. Поэтому даталогическое моделирование имеет 2 уровня: логический и физический уровни.
Физические модели баз данных определяют способы размещения данных в среде хранения и способы доступа к этим данным, которые поддерживаются на физическом уровне. Среда проектирования СУБД MS ACCESS обладает надежными средствами организации хранения и доступа к данным. Поэтому вопросы физического моделирования в работе не рассматриваются, полагаясь в этом вопросе на возможности среды разработки [23, с. 82].
Классическая технология проектирования реляционных баз данных связана с теорией нормализации, основанной на анализе (функциональных зависимостей между атрибутами отношений). Процесс проектирования с использованием декомпозиции представляет собой процесс последовательной нормализации схем отношений, при этом каждая последующая итерация соответствует нормальной форме более высокого уровня и обладает лучшими свойствами по сравнению с предыдущей [45, с. 297]. Каждой нормальной форме соответствует некоторый определенный набор ограничений, и отношение находится в некоторой нормальной форме, если удовлетворяет свойственному ей набору ограничений. В теории реляционных БД обычно выделяется следующая последовательность нормальных форм:
- первая нормальная форма;
- вторая нормальная форма;
- третья нормальная форма;
- нормальная форма Бойса – Кодда;
- четвертая нормальная форма;
- пятая нормальная форма, или форма проекции-соединения.
Сформулируем требования при нормализации базы данных.
Первая нормальная форма требует, чтобы все значения полей были атомарными и все записи уникальными.
Модель находится во второй нормальной форме, если она, во-первых, находится в первой нормальной форме; и, во-вторых, не содержит не ключевых атрибутов, находящихся в частичной функциональной зависимости от первичного ключа.
Модель находится в третьей нормальной форме, если она находится во второй нормальной форме и не имеет транзитивных зависимостей. Транзитивная зависимость – это зависимость между не ключевыми атрибутами.
В большинстве случаев достаточно довести нормализацию базы данных до третьей нормальной формы. Более высокий уровень нормализации приводит к усложнению работы с базой данных. При проектировании базы данных для автоматизированной системы документооборота кафедры достижение третьей нормальной формы будет достаточно [44, с. 17].
Спроектировать логическую структуру базы данных означает определить все информационные единицы и связи между ними, задать их имена, задать тип далее неструктурируемых единиц.
Реляционное отношение в среде MS Access представляется в виде двумерной таблицы. Структура таблиц в MS Access разрабатывается в режиме конструктора. На этом этапе даются имена полям таблицы, устанавливается тип данных каждого поля, а также задаются ключевые поля (первичный ключ и внешние ключи). Результаты проектирования структуры таблиц приводятся в таблицах 2 – 7.
Всего в данной БД существует 6 таблиц:
1. Номенклатура дел;
2. Документы;
3. Сотрудники кафедры;
4. Подразделения института;
5. Штат кафедры;
6. Группы студентов.
Далее определим типы и размеры полей таблиц.
Таблица 2
Структура таблицы «Номенклатура дел»
Имя поля
| Тип поля
| Примечание
| КодКл
| Текстовый
| Длина 15 символов. Первичный ключ. Обязательное индексированное поле. Совпадения не допускаются.
| Название
| Текстовый
| Длина 85 символов
| Срок хранения, статья по перечню
| Текстовый
| Длина 105 символов
| Примечание
| Текстовый
| Длина 255 символов
| В данной таблице использовались следующие типы полей:
Текстовый – для ввода текста или комбинации текста и чисел, не требующих вычисления. Данный тип выбран для следующих полей: «КодКл», «Название», «Срок хранения, статья по перечню», «Примечание». Длина поля выбирается исходя из возможной длины самого длинного значения атрибута.
Таблица 3
Структура таблицы «Документы»
Имя поля
| Тип поля
| Примечание
| ID
| Счетчик
| Длинное целое. Первичный ключ. Обязательное индексированное поле. Совпадения не допускаются.
| КодКл
| Текстовый
| Длина 25 символов
| Название документа
| Гиперссылка
|
| Название подразделения
| Текстовый
| Длина 55 символов
| Учебный год
| Текстовый
| Длина 25 символов
| Дата создания
| Дата/время
| Краткий формат даты
| Группа
| Текстовый
| Длина 10 символов
| ФИО сотрудника
| Текстовый
| Длина 255 сиволов символов
|
В данной таблице использовались следующие типы полей:
Поле «ID» (номер по порядку) тип данных которого – счетчик. Поле, в которое при добавлении записи автоматически вводится уникальное число. Созданный для записи номер уже не может быть удален или изменен.
Текстовый – для ввода текста или комбинации текста и чисел, не требующих вычисления. Данный тип выбран для следующих полей: «КодКл», «Название подразделения», «Учебный год», «Группа», «ФИО сотрудника». Длина поля выбирается исходя из возможной длины самого длинного значения атрибута.
Дата/время – для вывода даты или времени. Данный тип удобен для поля «Дата» с кратким форматом даты.
Гиперссылка – цветной подчеркнутый текст или графический объект, по щелчку которого выполняется переход к файлу, фрагменту документа. Данный тип данных выбран для поля «Название документа».
Таблица 4
Структура таблицы «Сотрудники кафедры»
Имя поля
| Тип поля
| Примечание
| ТабНом
| Текстовый
| Длина 25 символов. Первичный ключ. Обязательное индексированное поле. Совпадения не допускаются.
| ФИО
| Текстовый
| Длина 255 символов
| Название должности
| Текстовый
| Длина 30 символов
| Ученая степень
| Текстовый
| Длина 20 символов
| Ученое звание
| Дата/время
| Длина 25 символов
| Условия привлечения
| Тестовый
| Длина 75 символов
|
В таблице 4 использовались следующие типы полей:
Текстовый – для ввода текста или комбинации текста и чисел, не требующих вычисления. Данный тип выбран для следующих полей: «ТабНом», «ФИО», «Название должности», «Ученая степень», «Ученое звание», «Условия привлечения». Длина поля выбирается исходя из возможной длины самого длинного значения атрибута.
Таблица 5
|