Обратная связь
|
Б. Беседа Иисуса с Никодимом (3:1-21) Толкование Евангелия от Иоанна 3 глава.
Иоан. 3:1. Никодим был одним из лучших израильтян - современников Христа. Он был учителем (стих 10), фарисеем и, судя по словам один из начальников иудейских, - членом синедриона. Синедрион, насчитывавший 70 членов, был ответственен за решение религиозных вопросов; известная ответственность - при подчинении римской администрации - лежала на нем и в сфере гражданского управления.
Помимо Никодима, еще два члена синедриона предстают в Новом Завете в благоприятном свете; это Иосиф из Аримафеи (Иоан. 19:38) и равви Гамалиил (Деян. 5:34-39; 22:3). Синедрион осудил Иисуса Христа. Никодим же задолго до этого упрекал фарисеев в предвзятом отношении к Нему, Которого они обвиняют, не выслушав Его Самого (Иоан. 7:50-51); он же помогал Иосифу из Аримафеи при погребении Иисуса (19:39-40).
Иоан. 3:2. Почему Никодим пришел к Иисусу ночью? Потому, что, будучи фарисеем и членом синедриона, не решался сделать это открыто? Или, может быть, тогда это было принято - приходить для беседы в ночное время? А, может быть, Никодим хотел поговорить с Иисусом так, чтобы никто не мешал их разговору, что днем, в присутствии множества народа, постоянно окружавшего Его, было просто невозможно? Иоанн не дает на это ответа.
Равви! - обратился к Иисусу Никодим, - мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога… Под "мы" нужно, пожалуй, понимать всех благожелательно настроенных к Иисусу в синедрионе. Обращение "Равви" ("Учитель") звучало, с одной стороны, вежливо и лестно, но с другой - свидетельствовало, что и Никодим не понимал, Кем на самом деле является Иисус. "От Бога" в греч. тексте эмоционально подчеркнуто. По мнению Никодима, чудеса, которые совершал Иисус, мог совершать только человек, особенно угодный Богу. И потому Никодим хотел побеседовать с Ним как раввин с раввином.
Иоан. 3:3. Однако Иисус не был на одном уровне с Никодимом. Он был "Пришедшим свыше" (стих 31), и Никодиму, вопрос которого - "Как войти человеку в Царство Божие?" - Господь знал прежде, чем услушал его от Своего посетителя, Он потому и сказал, что нужно ему прежде "родиться свыше", или, как во многих переводах, - "снова".
Другими словами, претерпеть духовное преобразование в результате которого человеку открывается доступ из царства тьмы в Царствие Божие (сравните с Кол. 1:13). Царство Божие - это благословенная сфера пребывания Бога, которой Он всецело управляет; в настоящее время она невидима; но наступит день, когда Царство "приидет" на землю (Матф. 6:10).
Иоан. 3:4. Вопросы Никодима, который едва ли имел в виду, что Иисус подразумевает нечто абсурдное, наподобие перевоплощения или вторичного телесного рождения, тем не менее, показывают, что смысла и значения духовного возрождения человека он не понимал.
Иоан. 3:5. Существует несколько толкований слов Иисуса относительно рождения от воды и Духа. 1) "Вода" есть символ физического рождения, а "Дух" - рождения свыше. 2) Под "водой" разумеется здесь Слово Божие (сравните Еф. 5:26). 3) "Вода" символизирует водное крещение как важную составную часть процесса духовного возрождения. (Такой взгляд противоречит другим местам Писания, в которых сказано, что спасение дается только по вере - Иоан. 3:16; Еф. 2:8-9; Тит. 3:5). 4) "Вода" - это символ Духа Святого (сравните Иоан. 7:37-39). 5) Слово "вода" служит Христу указанием на служение Иоанна Крестителя, звавшего к покаянию; говоря же о "Духе", Он имеет в виду получение человеком Его Святого Духа.
Пятая точка зрения имеет то преимущество, что получила подтверждение в ходе истории, в практической жизни Церкви; она вполне приемлема и с богословской точки зрения. Иоанн Креститель пробудил Своим призывом к покаянию израильский народ (Матф. 3:1-6). И слово "вода" в устах Иисуса могло напомнить Никодиму о ритуале водного крещения, которое Иоанн совершал над каявшимися. Христос давал таким образом понять Никодиму, что желающему войти в Царство Божие нужно покаяться и обратиться к Нему с тем, чтобы получить возрождение от Святого Духа.
Иоан. 3:6-7. Существуют две совершенно различные сферы: сфера обитания падшего человека, т. е. сфера плоти, и - Божия сфера, или сфера Духа. Падший человек не может возродить себя сам; он нуждается во вмешательстве и помощи Бога. Только Святой Дух Божий может возродить дух человеческий. И людям не следует недоумевать по поводу этих слов Христа, либо недооценивать или отвергать их значение. Человек должен родиться свыше. Эта необходимость - абсолютна и действует в масштабах вселенной.
Иоан. 3:8. В греч. тексте этот стих представляет собой своеобразную игру слов, которую трудно передать на других языках, ибо пнеума означает и "Дух" и "ветер". Действие Духа так же невидимо и таинственно, как действие ветра. Человек не может контролировать ни то ни другое.
Иоан. 3:9-10. Как это может быть? У Никодима (стих 9) есть "продолжение" вопроса, который Иисус "угадал" раньше, и который может быть прочитан как - "Каким все-таки образом происходит преобразование человека?" На этот раз в ответе Иисуса звучит упрек: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? А ведь в писаниях Ветхозаветных пророков немало сказано о наступлении новой Эры - эры служения Святого Духа (Ис. 32:15; Иез. 36:25-27; Иоил. 2:28-29). Как же такой незаурядный учитель, как Никодим, не понимает, что Бог по высшей Своей милости может дать человеку новое сердце? (1-Цар. 10:6; Иер. 31:33).
Иоан. 3:11. Но и Никодим не был сведущ в том, о чем говорил Христос. В словах Господа; а вы (т. е. Никодим и все ученые раввины, не говоря уж о народе израильском) свидетельства Нашего не принимаете - звучит горький упрек израильтянам, имеющим мало веры и мало знаний. Как и пророки, Иисус (Мы) говорил народу о "небесном" (стих 12; о том, что Они знают… о том, что видели).
Иоан. 3:12. Но если Никодим не мог понять сути Его учения о новом рождении, несмотря на земные аналогии, к которым, уча, прибегал Иисус, то как ему (им) понять и поверить, если будет говорить им о небесном, т. е. о таких абстрактных понятиях, как Троица, воплощение и грядущее прославление Мессии?
Иоан. 3:13. Никто не восходил на небо с тем, чтобы потом вернуться на землю и преподать ясное учение о небесных предметах. Никто, кроме Него, Иисуса, Сына Человеческого (Иоан. 1:51; Дан. 7:13: Матф. 26:64), Который является "Лестницей" между небом и землею и имеет доступ к обеим сферам (толкование на Иоан. 1:50-51). Он есть сшедший с небес в Своем воплощении (и даже в момент Своей беседы с Никодимом оставался там Божественной Своей стороной - сущий на небесах), а, значит, знает Божии тайны.
Иоан. 3:14-15. Иисус прибегает к образу из Ветхого Завета, чтобы сказать о том, что предстоит Ему. Подобно тому, как Моисей вознес на знамени изображение медного змея в пустыне (Чис. 21:4-9) - как средство избавления израильтян от постигшего их наказания за проявленное непослушание, так и Христу предстоит вознесену быть (сравните 8:28) на крест за грехи людей, чтобы всякий, кто "взглянет" на Него с верою, получил жизнь вечную.
Иоан. 3:16. Независимо от того, произнесли эти слова Сам Иисус, или они написаны
Иоанном, они есть слово Божие, и в них передана сущность Евангелия. В Своем отношении к людям Бог движим любовью. Его любовь простирается не на некоторых только и не на одну какую-то группу людей, но предназначена как дар всему миру. Божия любовь выразилась в том, что Он отдал миру самое драгоценное, что имеет, - Сына Своего единородного (Рим. 8:3, 32), т. е. единственного. Соответственное греч. слово моногене встречаем в Иоан. 1:14,18; 3:18 и в 1-Иоан. 4:9. От человека требуется только одно: принять - не заслужить - этот дар (Иоан. 1:12-13). Человек спасается верою, упованием на Христа.
Слово погиб подразумевает здесь не "уничтожение" в смысле исчезновения, а конечную "погибель" в аду - в смысле существования там в условиях вечной отделенности от Бога - Источника жизни, истины и радости. Жизнь вечная это качественно иная, новая жизнь, которая уже здесь, на земле, делается достоянием верующих, и таким достоянием, которое они не утратят во веки веков (сравните 10:28; 17:3).
Иоан. 3:17. Хотя свету сопутствует тень, назначение его в том, чтобы светить. Несмотря на то, что неверующие во Христа навлекают на себя осуждение, Бог послал Сына Своего в мир ради спасения людей, а не для осуждения их. Ибо Он не хочет смерти грешников (Иез. 18:23,32), но желает, чтобы все люди спаслись (1-Тим. 2:4; 2-Пет. 3:9).
Иоан. 3:18. Вера в то, что на кресте Иисус Христос завершил Свой труд по спасению человечества, есть средство спасения. Имеющий эту веру не подлежит осуждению (не судится). Тем, которые во Христа веруют, "нет ныне никакого осуждения" (Рим. 8:1); таковые "на суд не приходят" (Иоан. 5:24). Те же, кто отвергают свет Логоса, остаются во мраке (1:5; 8:12), и тем уже на земле навлекают на себя Божие осуждение.
Иоан. 3:19. Люди… возлюбили тьму не саму по себе, а потому, что у них есть что скрывать во тьме. Совершая свои злые дела, они не хотят, чтобы их "беспокоили", и потому предпочитают не выставлять их напоказ. Верующие - тоже грешники (хотя и искупленные), однако, им свойственно каяться в их грехах и стремиться к постоянному общению с Богом (1-Иоан. 1:6-7). В конечном счете, то предпочтение, которое оказывает человек "тьме" перед Божиим светом (Иоан. 1:5,10-11; 1-Иоан. 1:5), объясняется его любовью к многочисленным и разноликим идолам, ибо люди более склонны поклоняться и служить "твари", чем Творцу (Рим. 1:25).
Иоан. 3:20. Как физический свет делает видимым то, что темнота скрывает, так свет Христов выявляет злой (точнее - "никчемный", "бессмысленный") характер человеческих дел (словом злы переведено тут греч. фаула, буквально - "не имеющий пользы, смысла", "дрянной", "никчемный"; оно встречается еще раз в Иоан. 5:29). (Это может быть понято в том значении, что жизнь неверующих в Бога людей лишена конечного смысла, оправданных побуждений и достойной цели; это - жизнь обреченных.) Не желая обличения своих дел, неверующий человек ненавидит свет и не идет к нему.
Иоан. 3:21. Вторую часть этого стиха правильнее было бы прочитать так: "дабы явить дела свои, которые сделаны в Боге" (с Божией помощью). Иисус Христос подобен магниту. Верующие льнут к Нему. И хотя в Его свете грехи их обличаются, они радуются этому и отвечают Ему покаянием и верою. В этом смысле и сказано, что они "поступают по правде" (сравните 2-Иоан. 2, 4; 3-Иоан. 4). Благодаря их духовному возрождению, жизнь их отличается от прежней жизни во тьме. Теперь они живут по вере в Иисуса Христа и в слово Его. И Дух Его, работающий в них, дает им новые силы, ставит перед ними новые цели и пробуждает в них иные интересы (2-Кор. 5:17; Еф. 2:10).
|
|