Распределение часов по семестрам и видам занятий МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт Физической культуры спорта и туризма
Кафедра Туризм и индустрия гостеприимства
Утверждаю:
Зав. кафедрой ТИГ
_________________ И.Ю. Пономарева
«___»____________ 2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины (модуля)
«Менеджмент в туризме и гостеприимстве»
Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат
Направление (специальность) подготовки: 43.03.03 Гостиничное дело
Профиль (специализация) подготовки: Гостиничная деятельность
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: (очная, заочная)
Тула 2015 г.
ЛИСТ
согласования рабочей программы дисциплины (модуля)
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Менеджмент в туризме и гостеприимстве» разработана доцентом кафедры ТИГ А.В. Королевым и обсуждена на заседании кафедры ТИГ института ФКСиТ (протокол заседания кафедры №____ от «____» _____марта_ 2015 г.)
Разработчик(и) рабочей программы дисциплины (модуля) ____________________________.
личная подпись(и)
СОГЛАСОВАНО:
(согласуется в случае реализации дисциплины (модуля) для образовательных программ (профилей, специализаций) других кафедр)
Заведующий кафедрой __________________ ____________ _________________ __________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой __________________ ____________ _________________ __________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой __________________ ____________ _________________ __________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины (модуля) 4
2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.. 4
3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) 4
4 Содержание и структура учебной дисциплины (модуля) 5
4.1 Содержание разделов учебной дисциплины (модуля) 5
4.2 Распределение часов по семестрам и видам занятий. 5
4.3 Темы, выносимые на лекционные занятия. 6
4.4 Лабораторные работы.. 7
4.5 Практические занятия (семинары) 7
4.6 Самостоятельная работа студента. 8
5 Образовательные технологии. 9
6 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 10
6.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий. 10
6.2 Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся. 11
6.3 Требования к специализированному оборудованию.. 11
6.4 Требования к программному обеспечению учебного процесса. 11
7 Порядок проведения текущего контроля и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок. 11
7.1 Шкала академических оценок освоения дисциплины (модуля) 11
7.2 Система оценки достижений обучающегося по дисциплине (модулю) 11
7.3 Система оценки компетенций или их элементов, сформированных у обучающихся в ходе освоения дисциплины (модуля) 12
8 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся 13
9 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) 15
9.1 Основная литература. 15
9.2 Дополнительная литература. 15
9.3 Периодические издания. 15
9.4 Интернет-ресурсы.. 15
9.5 Методические указания к лабораторным занятиям.. 15
9.6 Методические указания к практическим занятиям.. 15
9.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы 15
1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины (модуля)
Целью изучения дисциплины «Менеджмент в туризме и гостеприимстве»являются - совершенствование знаний в области управления, а также приобретении навыков эффективного применения их на практике.
Задачами изучения дисциплины являются:
- получение представления о содержании менеджмента туризме, роли и месте элементов менеджмента в производственной системе;
- изучение методов принятия концепций менеджмента и уметь выбирать наиболее рациональные способы их применения, использовать эффективные формы участия персонала в управлении;
- изучение основных принципов рекламной компании и уметь использовать их в практической деятельности;
- изучение техники личного труда и умение эффективно осуществлять основные функции менеджмента,
- приобретение навыков и умения применять полученные в процессе обучения знания принятия решений с учетом экономических, социальных, технических и других факторов.
В результате изучения курса будущие руководители смогут лучше ориентироваться в постоянно меняющейся экономической среде, корректировать свои цели, оценки и критерий, выбирать наиболее подходящие методы и инструменты для решения задач. Это позволит добиться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно-управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности.
2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина (модуль) «Менеджмент в туризме и гостеприимстве» относится к дисциплинам базовой части Б.04 учебного цикла – Профессиональный цикл Б3.
Для успешного освоения учебной дисциплины (модуля) необходимы знания, умения и владения, сформированные предшествующими дисциплинами образовательной программы: «Менеджмент в туризме и гостеприимстве», «Управление качеством на предприятиях туризма и гостеприимства».
Знания, умения и владения, сформированные при изучении данной учебной дисциплины, необходимы для успешного выполнения выпускной квалификационной работы и прохождения итоговой государственной аттестации.
3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки:
- общекультурных компетенций (ОК):
· владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- профессиональных компетенций (ПК):
· готовностью применять современные технологии гостиничной деятельности в работе с потребителем (ПК-9);
· способностью использовать современные научные принципы и методы исследования рынка гостиничных услуг (ПК-15).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. теоретические основы современной системы управления гостиницами и другими средствами размещения (ОК-1; ПК-9; ПК-15);
2. функции менеджмента (ОК-1; ПК-9; ПК-15);
3. методы и стили управления (ОК-1; ПК-9; ПК-15);
4. виды мотивации и методы стимулирования персонала гостиничного предприятия (ОК-1; ПК-9; ПК-15);
Уметь:
1. применять в профессиональной деятельности основные системы и функции гостиничного менеджмента, методы мотивации и стимулирования персонала гостиничного предприятия (ОК-1; ПК-9; ПК-15);
2. разрабатывать должностные инструкции, положения о службах и отделах (ОК-1; ПК-9; ПК-15);
Владеть:
1. навыками гостиничного менеджмента, стратегии и тактики гостиничной деятельности (ОК-1; ПК-9; ПК-15);
2. навыками организации и координации работы исполнителей (ОК-1; ПК-9; ПК-15);
3. навыками стимулирования и контроля профессиональной деятельности (ОК-1; ПК-9; ПК-15);
4 Содержание и структура учебной дисциплины (модуля)
4.1 Содержание разделов учебной дисциплины (модуля)
1. Рыночная экономика и менеджмент
1.1. Понятие и сущность менеджмента. Особенности общего управления предприятием туризма и гостеприимства
1.2. Виды и функции менеджмента предприятий туризма и гостеприимства
1.3. Понятие и классификация методов менеджмента
1.4. Опыт менеджмента за рубежом. Возможность его использования в России
2. Специфика менеджмента в сфере туризма и гостеприимства
2.1. Теоретические основы сервисной деятельности
2.2. Понятие, виды и формы туризма
2.3. Рыночная модель социально-экономической системы туризма
2.4. Особенности туризма как объекта управления
2.5. Организация управления туристским комплексом за рубежом и в России
3. Стратегическое и текущее планирование деятельности предприятия сферы туризма и гостеприимства
3.1. Содержание и виды планирования
3.2. Взаимосвязь стратегического и текущего планирования
3.3. Внешняя среда туристского бизнеса
3.4. Внутренняя среда туристского бизнеса
4. Цели и задачи управления предприятием индустрии туризма и гостеприимства
4.1. Понятие целей и задач предприятия
4.2. Система целей и задач организации
5. Организация работы по управлению предприятием туризма и гостеприимства
5.1. Функциональная структура туристского предприятия
5.2. Понятие и виды организационных структур управления предприятием туризма и гостеприимства
5.3. Проектирование организационных структур предприятий туризма и гостеприимства
6. Система коммуникаций на предприятии туризма и гостеприимства
6.1. Понятие, значение и классификация коммуникаций
6.2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда на предприятиях сферы туризма и гостеприимства
6.3. Формальные и неформальные связи
6.4. Взаимодействие с потребителями услуг
7. Внешние связи и возможности менеджмента в сфере туризма и гостеприимства
7.1. Способы организации туристского продукта
7.2. Налаживание взаимовыгодного сотрудничества туроператора с поставщиками туристских услуг
8. Качества и работа менеджера
8.1. Модель современного менеджера
8.2. Власть, влияние, лидерство и авторитет менеджера
8.3. Содержание работы руководителя
9. Мотивация труда на предприятиях туризма и гостеприимства
9.1. Смысл и эволюция понятия «мотивация»
9.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации
9.3. Система мотивации труда персонала индустрии туризма и гостеприимства
9.4. Функционально-стоимостной подход к организации и стимулированию труда на предприятиях туриндустрии
10. Организация контроля за деятельностью подчиненных на предприятиях туризма и гостеприимства
10.1. Понятие, функции и концепция управления персоналом
10.2. Особенности технологии управления персоналом на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства
10.3. Учет и контроль результатов труда работников
11. Управление конфликтами в сфере туризма и гостеприимства
11.1. Природа и функции конфликта
11.2. Типология конфликтов
11.3. Основные причины и методы преодоления конфликтов с туристами
11.4. Процесс развития конфликта
12. Методы принятия решений в сфере туризма и гостеприимства
12.1. Управленческое решение и его особенности. Классификация управленческих решений
12.2. Процесс и методы принятия решений
13. Инновационная программа менеджера
13.1. Особенности процесса внедрения инноваций в сферу услуг
13.2. Инновации в организации услуг и формах обслуживания потребителей
13.3. Использование новых туристских ресурсов как одно из направлений инновационной деятельности туристских предприятий
13.4. Инновации в организации производства и потребления туристских услуг
13.5. Выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг
14. Риск-менеджмент
14.1. Сущность, основные элементы и виды риска. Основные причины предпринимательских рисков в сфере туризма и гостеприимства
14.2. Управление рисками предприятий туризма и гостеприимства
15. Этика и психология сервисной деятельности
15.1. Психология менеджмента
15.2. Значение технологии делового общения
15.3. Этика делового общения в сервисной деятельности
Распределение часов по семестрам и видам занятий
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (144 академических часов), в том числе:
Семестр
| Контактная работа с преподавателем
| Самостоятельная работа
| Вид промежу-точной
аттестации
| Виды занятий
| Итого
| Выполнение
курсовых заданий
| Другие
виды
СРС
| №
| З.Е.
| Лекцион-ные
| Практи-ческие (клиничес-кие)
| Лаборатор-ные
| индивиду-
альные
| КП
(КР)
| ККР
(ГР, …)
| Очная форма обучения
|
|
|
|
| -
| -
|
|
| -
|
| Экзамен (36)
| Итого
|
|
|
| -
| -
|
|
| -
|
| Экзамен (36)
| Заочная форма обучения*
|
|
|
|
| -
| -
|
|
| -
|
| Экзамен (36)
| Итого
|
|
|
| -
| -
|
|
| -
|
| Экзамен (36)
| * Если предусмотрено образовательной программой
|