ТЕМА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ (4 часа) Группа НО4
Дисциплина «Сравнительная педагогика»
Семинарское занятие №2
Тема: Образование в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония и другие) (2часа)
Вопросы для подготовки
1. Типы регионов в современном мировом образовательном пространстве.
2. Ступени образования высокоразвитых стран.
3. Модели и концепции образования:
3.1.1. Традиционная (Франция, США);
3.1.2. Рационалистическая (Германия, США);
3.1.3. Феноменологическая (США) модели образования;
3.1.4. Концепция общего среднего образования (В.В. Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин);
3.1.5. Концепция формирования способностей приобретать новые знания (Такеда Масанао, Судзуки Синичи).
4. Результаты образованности в разных странах.
5. Эволюция образовательных программ в разных странах.
6. Дифференциация образования и обучения.
7. Инклюзивное образование за рубежом.
Литература
- Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика : учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / А. Н. Джуринский .— М. : Академия, 1998 .— 171 с. — (педагогическое образование) .— библиогр.: [режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/1/0345/1_0345-1.shtml
- Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов . - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с. -[режим доступа]http://www.pedlib.ru/Books/1/0345/1_0345-1.shtml
- Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на западе на пороге ХХI века.- М.: Изд-во УРАО, 1999.-208с. -[режим доступа] http:// www.gnpbu.ru
- Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика : история и современные проблемы / Б.Л.Вульфсон .— М. : изд-во УРАО, 2003 .— 232 с.
- Логинова Н. Педагогика индивидуальной поддержки: в Лондоне, Париже и в Москве : путешествие дилетанта "галопом по европам" / Н. Логинова // Школьные технологии .— 2006 .— № 2 .— с. 32-38.
- Мейвогель Рия (Нидерланды) Дошкольное и детское воспитание в Европе // Обруч, 1998 №5. - с. 4-6 -[режим доступа]http://www.pedlib.ru/Books/1/0007/1_0007-1.shtml
- Нестеров А. А. Цели и содержание физического воспитания учащихся общеобразовательных школ стран Азии : (Япония, Корея, Китай) / А. А. Нестеров, М. Н. Забурдаева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка .— 2006 .— № 6 .— с. 57[режим доступа]-http://www.bmsi. ru
- Яценко И.А. Хрестоматия по сравнительной педагогике. Раздел 2 Особенности организации и функционирования образовательных систем за рубежом [режим доступа]- http://www.elib.kspu.ru/upload/documents/2013/10/17/56d77461/yacenko-hrestomatiya-pdf.pdf
Практические задания:
1. Как понимается мировое образовательное пространство?
Семинарское занятие №3
Тема: Особенности организации международных форм образования (международный колледж и другие международные школы) (2 часа)
- Международные колледжи.
- Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия:
- «Свободные школьные общины» (основаны в Германии Г.Литцем, П.Гехеебом);
- «Трудовая школа» (впервые появились в Германии, Швейцарии, Австрии; в России школы А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского; во Франции школа де Роше);
- «Школа свободного воспитания» (в Лейпциге; в России школа Л.Н.Толстого в «Ясной поляне»);
- «Школа для жизни и через жизнь» (О.Декроли, Бельгия);
- «Школа делания» (Д.Дьюи, США), «Лабораторная школа» (Д.Дьюи, США), «Игровая школа» (К.Пратт), «Детская школа» (М.Наумберг), «Органическая школа» (М.Джонсон);
- Вальдорфская школа (Р.Штайнер, Германия);
- Школа, организованная в соответствии с «методом проектов» (У.Килпатрик, в США, Б.Рассел в Великобритании);
- Школы, работающие по «дальтон-плану» (Англия, США);
- «Открытые школы» (Великобритания);
- «Круглогодичные школы (США);
- «Неградуированные школы» (США).
Литература
1. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика : учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / А. Н. Джуринский .— М. : Академия, 1998 .— 171 с. — (педагогическое образование) .— библиогр.: [режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/1/0345/1_0345-1.shtml
2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов . - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с. -[режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/1/0345/1_0345-1.shtml
3. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на западе на пороге ХХI века.- М.: Изд-во УРАО, 1999.-208с. [режим доступа]-- http:// www.gnpbu.ru
4. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика : история и современные проблемы / Б.Л.Вульфсон .— М. : изд-во УРАО, 2003 .— 232 с.
5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской . - М.: Совершенство, 1997.— 208 с. [режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/2/0136/2_0136-1.shtml
6. Загвоздкин В. Общечеловеческое образование, или Суть и смысл вальдорфской педагогики // Директор школы, 2000. - №1. - С. 41-49. - [режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/1/0021/1_0021-1.shtml
7. Загвоздкин В.К. Альтернативы Вальдорфской педагогики // Психологическая наука и образование, 2002, №1. -[режим доступа].-http://www.pedlib.ru/Books/1/0165/1_0165-1.shtml
8. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с. -[режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/7/0030/7_0030-1.shtml
9. Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии /РАН. Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2001. — 142 с. -[режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/5/0261/5_0261-1.shtml
10. Штейнер Р. Антропология и педагогика. Переводы из полного издания трудов Рудольфа Штейнера / Перевод с нем. Д.Виноградова - М: Парсифаль, 1997. - 128 с. -[режим доступа].- http://www.pedlib.ru/Books/3/0352/3_0352-1.shtml
11. Яценко И.А. Хрестоматия по сравнительной педагогике - http://www.elib.kspu.ru/upload/documents/2013/10/17/56d77461/yacenko-hrestomatiya-pdf.pdf
Учебные задания:
1. Назовите виды школ, существовавшие в мировой практике. Какие из них функционируют в современной России?
Семинарское занятие №4
ТЕМА: Начальное образование в зарубежных странах (6 часов)
Вопросы для подготовки рефератов:
1.Начальное образование в Германии.
2. Начальное образование в Великобритании.
3. Начальное образование в Ирландии.
4. Начальное образование в Японии.
5. Начальное образование в Турции.
6. Начальное образование в Финляндии.
7. Анализ ачального образования в других странах (по выбору студентов).
При рассмотрении системы начального образования в каждой стране рекомендуется осветить вопрос в следующем порядке:
- из истории начального образования;
- современное состояние системы начального образования;
Требования к подготовке: каждое выступление сопровождается презентацией с фотографиями начальной школы в конкретной стране, подобранными видеосюжетами по теме, сдачей рефератов в печатном и электронном виде.
Форма проведения: работа в малых группах.
Дискуссионные вопросы для обобщения пройденного материала
Германия
Каковы основные проблемы педагогики начального школьного образования в Германии?
Как соотносится педагогика Восточной и Западной Германии?
Какими хочет видеть будущих граждан германское общество?
В чем особенности устройства образовательной системы в Германии?
Великобритания
Каковы традиционные особенности отношения британцев к детству?
Существуют ли противоречия между национальным консерватизмом и европейской глобализацией?
Каково устройство образовательной системы в Великобритании?
Ирландия
Какова роль национального и интернационального в воспитании?
Какими путями возрождается национальная культура?
Япония
Что наиболее интересно и необычно в японской системе образовании и воспитания?
На что направлены педагогические усилия взрослых?
Каково соотношение традиционного и современного в Японии?
Турция
Какие проблемы образования и воспитания наиболее актуальны сейчас в Турции и почему? Как они решаются?
Финляндия
Каким путем в Финляндии обеспечивается высокий уровень воспитания и образования детей независимо от их места проживания и социально-экономического статуса семьи?
Что близко россиянам в образовательной системе Финляндии и что отличает ее от российской?
Литература
- Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика : учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / А. Н. Джуринский .— М. : Академия, 1998 .— 171 с. — (педагогическое образование) .— библиогр.: [режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/1/0345/1_0345-1.shtml
- Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов . - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с. -[режим доступа]http://www.pedlib.ru/Books/1/0345/1_0345-1.shtml
- Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ХХI века.- М.: Изд-во УРАО, 1999.-208с. -[режим доступа] http:// www.gnpbu.ru
4. Данилова Л.В. Практика Германии по приему детей в школу // Начальная школа.-2009.№11.-С.93
5. Дугель В.А. О начальном образовании в Республике Панама // Начальная школа.-2007. №4.-С.93
6. Нурутдинова А.Р. Семейное и дошкольное воспитанив Японии // Педагогика.-2008.- №5.- С.103
7. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений . - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с. -[режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/6/0295/6_0295-1.shtml
8. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт .-сост. Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с. -[режим доступа]- http://www.pedlib.ru/Books/2/0484/2_0484-1.shtml
- Писарева Л.И. Дошкольная ступень в системе образования: европейский опыт развития // Педагогика.-2013. №10.- С.100
- Попова Ж.Г. Обучение английскому языку как иностранному в зарубежной начальной школе: современные тенденции и реалии // Начальная школа.- 2013.- №5.-С.98
- Салимова К.И. Пути развития индийской школы // Педагогика .-2012.-№3.-с.105
- Степанова С.Н. Реформа начальной школы Англии // Начальная школа.-2012.-№4.-с.76
- Яценко И.А. Хрестоматия по сравнительной педагогике. Раздел 2 Особенности организации и функционирования образовательных систем за рубежом [режим доступа]- http://www.elib.kspu.ru/upload/documents/2013/10/17/56d77461/yacenko-hrestomatiya-pdf.pdf
Семинарское занятие №4
ТЕМА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ (4 часа)
Вопросы для подготовки рефератов:
1. Экологическое воспитание.
2. Свобода и самостоятельность в образовании.
3. Безопасность и насилие.
4. Воспитание в духе мира.
5. Проблемы взаимодействия с родителями.
6. Мальчики и девочки: традиционные половые роли или равенство.
7. Грамота и грамотность.
8. Полиэтническое воспитание.
9. Педагогический учет модальностей обучения.
10. Качество образования.
Требования к подготовке: каждое выступление сопровождается презентацией, подобранными видеосюжетами по теме, сдачей рефератов в печатном и электронном виде.
Форма проведения:работа в парах (для представления материала); дискуссия.Дискуссионные вопросы для обобщения пройденного материала
Экологическое воспитание.
В чем суть экологического воспитания? Какие из этих проблем наиболее актуальны для России?
Какой круг вопросов затрагивается в экологическом воспитании?
Что это может дать для воспитания личности?
Свобода и самостоятельность в образовании.
Какую роль играет финансирование в работе детских садов и школ?
Почему они финансируются неодинаково? Как можно распределять финансы в учреждении?
Как выбирается и применяется определенная модель образования?
Безопасность и насилие.
В чем суть проблемы воспитания безопасности?
Как предупредить формирование черт насилия?
Каковы правила поведения ребенка в современном западном мире?
Актуальны ли они для российских детей?
Воспитание в духе мира.
Является ли воспитание в духе мира актуальным для всех стран?
Как можно объяснять детям темы войны и мира? Должны ли дети переживать травмы, получаемые другими детьми?
Как воспитать положительное отношение к окружающему, стремление жить со всеми в мире?
Какова роль в этом игр и игрушек?
|