Обратная связь
|
Антропометрические данные русского населения (возраст 18-21 год), слл
Наименование признаков
| Мужчины
| Женщины
|
М
| о
| М
| а
| Положение стоя
| Высота верхушечной точки (рост)
| 172,3
| 6,6
| 159,5
| 5,3
| Высота глаз
| 159,7
| 6,3
| 148,0
| 5,1
| Высота плечевой точки
| 142,8
| 6,2
| 131,8
| 4,9
| Высота пальцевой точки
| 63,5
| 3,3
| 59,5
| 3,0
| Длина руки
| 77,0
| 3,8
| 69,9
| 2,8
| Высота линии талии
| 108,2
| 5,3
| 99,7
| 4,6
| Длина ноги
| 93,3
| 4,8
| 85,6
| 4,3
| Длина стопы
| 26,7
| 1,2
| 24,0
| 1Д
| Ширина стопы
| 10,0
| 0,5
| 8,9
| 0,7
| Размах рук
| 179,0
| 8,2
| 163,2
| 6,4
| Размах рук, согнутых в локтях
| 94,2
| 4,6
| 86,6
| 3,6
| Наибольший поперечный диаметр тела
| 49,6
| 2,6
| 46,6
| 3,6
| Наибольший передне-задний диаметр тела
| 25,6
| 1,9
| 26,6
| 2,1
| Передняя досягаемость руки
| 84,2
| 4,5
| 77,1
| 3,6
| Положение сидя
| Высота верхушечной точки над сиденьем
| 90,5
| 2,8
| 85,6
| 2,7
| Высота глаз над сиденьем
| 77,4
| 2,6
| ■ 73,4
| 2,6
| Высота плеча над сиденьем
|
| 4,8
| 56,6
| 4,4
| Высота локтя над сиденьем
| 22,8
| 2.5
| 22,1
| 2,4
| 150 Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности
Окончание табл. 6.3
Наименование признаков
| Мужчины
| Женщины
|
М
| а
| М
| а
| Высота линии тал ни над сиденьем
| 26,3
| 2,2
| 24,6
| 2,0
| Высота колена над полом
| 56,5
| 1,7
| 52,0
| 2,1
| Примечание. М — средневыборочное значение; а — среднеквадратичное отклонение (Чернышева О. Н. Эргономические основы проектирования рабочих мест. М., 1983).
Согласно исследованиям, дизайном бытовой и гражданской техники (например, автомобилями), произведенной с ориентацией на «среднего потребителя», удовлетворены не более 16-18% населения. Поэтому в метрических характеристиках человека учитываются не только средневыборочные показатели, но и стандартные, или среднеквадратичные, отклонения, согласно закону нормального распределения. В зарубежной практике проектирования наиболее часто исходят из М + 1,65 среднего квадратического отклонения. Такой диапазон характеристик охватывает 90% населения страны.
Основные требования к организации рабочего места сводятся:
1) к номенклатуре и количеству средств и предметов труда (существует эргономический оптимум);
2) рабочему пространству (должны обеспечиваться легкость восприятия и свобода движений и перемещения при эксплуатации и обслуживании оборудования);
3) предметно-пространственной структуре рабочего места (элементы должны располагаться в соответствии с их функциями в технологическом процессе и пространственной конфигурацией);
4) условиям труда (требуются оптимальные освещенность, микроклимат);
5) безопасности, (необходима надежная защита от опасных и вредных производственных факторов).
Оценка трудовых движений субъекта слагается из ряда параметров:
♦ времени протекания движения;
♦ оптимальности движений с учетом биомеханики человека;
♦ непрерывности движения;
♦ оптимальности мышечной активности;
6.4. Эргономические основы проектирования рабочих мест 151
♦ величины производимой работы;
♦ экономии энергии;
♦ оптимальной координированности движений (сочетаемость работы рук, направлений движений и др.).
Пространственные характеристики движений ро многих случаях являются критериальными и включают в себя, помимо оценки рабочей позы работника, зоны досягаемости рук и ног в штатных и критических ситуациях.
Эргодизайн.Эргономика органично связана с художественным конструированием (дизайном), целью которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Достигается эта гармония путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К качествам предметов в контексте эргодизайна относятся не только формальные и художественные свойства их внешнего вида, но главным образом структурные связи, придающие изделиям, помещениям, технологическим линиям функциональное и композиционное завершение. Именно функциональный аспект позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна. В практическом плане учет человеческого фактора — неотъемлемая часть процесса художественного конструирования [27, 153].
Дизайн как проектная деятельность.В вещных формах культуры (русской, египетской, греческой, китайской и др.) исторически кристаллизовались целесообразные для существовавших условий способы практической деятельности, потребления, социальные отношения, выработанные поколениями как опыт создания нужных обществу предметов, далеко превышающие способности отдельных людей рационально осмыслить этот опыт. Вместе с созданием вещи воспроизводилась системная целостность общественной практики в ее многочисленных аспектах, целостная культурная форма.
Наличие канона практически избавляло ремесленника от необходимости исследовать потребности людей, ибо образцы и круг потребления были заведомо известны. Те вещи, в которых система канона находила наиболее адекватное воплощение, признавались образцовыми и служили эталонами совершенной формы, мастерства, объектом подражания и копирования, ориентирами в создании еще более совершенных образцов.
152 Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности
В канонической системе изготовления проектная функция была неявной, скрытой и представляла собой как бы оппозицию и потенциальную альтернативу исходной системе. Но с развитием промышленного (мануфактурного) производства, с расширением ассортимента товаров и изменением технологии их изготовления, классовой структуры общества и потребностей людей канонический тип деятельности обнаруживает свои ограничения. В новых социально-экономических условиях формируется и обособляется проектная деятельность, вынужденная опираться на авторитет доказательного знания (а не традиций и веры). Возникает необходимость в проектных исследованиях, в становлении социального института стандартизации. Теперь вовлеченный в промышленность культурный образец начинает играть роль лишь прототипа. Соответственно определяются и изменяются задачи проектной деятельности:
1) сохранив существенные функциональные и морфологические свойства прототипа, изменить схему его технологического изготовления;
2) не приспосабливать новую технологию к воспроизводству морфологии ремесленных образцов, а перепроектировать саму морфологию с учетом новой технологии, не меняя функционального назначения вещи.
В конце XIX в. закладывается функциональный принцип проектной деятельности: проектировать не вещи, а функциональные процессы и эффекты. Например, проектировать не светильник, а освещение; не кресло, а комфорт; не бензоколонку, а оптимальное обслуживание клиента. В последнем случае бензоколонке проектировщик уделяет минимум внимания — она «просто ящик», куда сложено минимально необходимое оборудование (насос, фильтр, счетчик, указатель). Основное внимание дизайнера направлено на организацию функционального пространства: навеса от дождя, оптимального размещения указателей марок топлива и пр. [94].
Художественное конструирование.Как показала практика, внедрение новых промышленных продуктов в сложившуюся культурную среду нередко приводило к конфликту, вызывая отрицательную реакцию общества (старые культурные образцы разрушены, а новые еще не сложились). Таким образом, объективно возникла задача формирования новой художественной идеологии и ее соединения с проектной деятельностью. Появляется специфический тип проектной
6.4. Эргономические основы проектирования рабочих мест 153
деятельности — художественное конструирование. Заметим: современное наименование этой специальности — инженер-художник. Ее особенность заключается в том, что дизайнер должен уметь мыслить категориями техники и говорить с инженером на одном профессиональном языке. Но для дизайнера предметный мир делится не по техническому принципу, а по сфере и образу человеческой деятельности: сферы труда, отдыха, общения, обслуживания дома и семьи, спорта и т. д. Таким образом, специальность инженер-художник интегрирует в себе существенные признаки профессий типа «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек-знак», «человек-человек».
Главная цель дизайна — включать технические достижения в мир человеческой культуры путем создания культурных образцов промышленных изделий, способствующих формированию гармоничной предметной среды для человека [27, 94, 138]; одна из задач — создание изделий, которые находят сбыт и применение в настоящее время.
Художественное моделирование. Содержательно задачи дизайна сводятся не к приданию вещи какого-либо образа, но — опираясь на образный подход — к воссозданию в проекте «гармоничного целого», «живой формы жизнедеятельности» человека. Современный дизайн ориентирован на воссоздание в художественной модели бытия образа вещи, который был бы органичен данной культуре и воплощал бы ее наиболее органичные тенденции, что предполагает своеобразный «диалог с потребителем».
Развивая данную тенденцию, современный дизайн не ограничивается адаптацией промышленных товаров к определенной культурной среде и запросам людей, а идет дальше — к «диалогу человека с миром», к формированию самого бытия человека. Так, при моделировании строгого «мужского» костюма для женщин выясняется, что, например, часы для них утрачивают былую ценность ювелирного украшения и требуют иных форм, иных образных воплощений.
Другой пример. Моделирование приборов может идти по одному из двух основных типов:
♦ дискретно-цифровая индикация;
♦ непрерывно-образная (предметно-пространственная).
Образ часов со стрелками наглядно воплощает идею цикличности времени; фиксация ежесекундных разрядов настойчиво напоминает о невозвратно убегающих мгновениях жизни (которые в аспекте
154 Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности
деловой жизни должны находить эквивалентное воплощение девиза «Время — деньги»).
Третий пример: в 1841 г. австрийский мебельщик Михаил Тонет применил технологию сгибания дерева в мебельном деле. Из этой технологии в 1859 г. родилась форма «венского стула», точно отвечавшая социальному заказу времени. И в XX в. «венский стул» не стал анахронизмом.
Художественное конструирование выделяет доминирующие функции вещи. Если инструментальная функция вещи в художественном моделировании отражает направление воздействия человека на среду (инструментальную функцию имеют не только инструменты, орудия, машины, но и одежда — и не только профессиональная, например смокинг, фрак), то адаптивная функция — качество этой среды с точки зрения человека (например, спортивный стиль одежды как «среда, подогнанная под человека»).
Результативная функция связана с определением системы целевых установок, характеризующих ситуацию, в которой функционируют объекты, машины и предметы; условия совместимости установок; условия достижения целей; моделирование ситуаций социального функционирования объектов. Пример: разные типы автомобилей — представительского класса, семейные, спортивные.
Интегративная функция выражается в оптимальном объединении разных целей и контекстов деятельности. Пример — облегченный современный дачный инвентарь (воплощающий не только прямые инструментальные функции, но и новые технологии производства, новые цели и потребности времяпрепровождения людей — работа с землей не только как труд, но и как отдых, досуг).
Субъективным критерием хорошего эргодизайна является ощущение человеком функционального комфорта в условиях как профессиональной деятельности, так и досуга.
|
|