Обратная связь
|
мечеть «Купол Скалы» (691) в Иерусалиме (Палестина). http://worlds.travel/great-temples/199-kupol-skaly-izrail-ierusalim.html
мечеть, получившую название «Купол Скалы».
В VII веке н.э. Иерусалим был завоеван арабами. Халиф Омар Ибн-Хатиб построил в 688—692 годах на вершине горы Мориа, над священной скалой, мечеть, получившую название «Купол Скалы». Позднее, при халифе Абд аль-Малике ибн Мирване из династии Омейядов, мечеть и скала стали традиционным местом паломничества мусульман, третьим по значению после Мекки и Медины. В эпоху Крестовых походов, когда крестоносцам на какое-то время удалось овладеть Иерусалимом, в мечети была устроена христианская церковь, затем снова обращенная в мечеть. На сегодняшний день мечеть Омара — самая древняя из сохранившихся мусульманских построек в мире.
Восьмиугольное здание мечети возвышается в центре обширного двора, обнесенного каменной стеной. Издали мечеть выглядит голубой, но по мере приближения глаз начинает различать белые, желтые, зеленые, черные узоры на стенах храма. В формах мечети Омара еще очень мало от традиционных исламских мечетей, и она скорее напоминает раннехристианские храмы. В плане мечеть представляет собой восьмигранник. Вдоль внутренних стен идут двухъярусные галереи. Внутри мечеть сказочно великолепна. Слабый свет проникает через цветные витражи узких полукруглых окон. Цветные стекла витражей — желтые, голубые, розовые — создают в интерьере мечети удивительный эффект перламутрового сияния. Этим перламутровым светом наполнено все пространство храма.
Стены мечети приблизительно до половины высоты облицованы мрамором, а выше стены, своды, арки как будто покрыты старинной парчовой тканью — золото и перламутр по зеленому фону. Это великолепные мозаики, выполненные явно под влиянием византийского искусства, сделанные из миллионов кусочков мрамора, перламутра и золота всевозможных оттенков. Содержание мозаик — растительный и геометрический орнамент, многочисленные надписи, выполненные арабской вязью. Чаще всего встречается изображение зеленых листьев винограда на золотом фоне. Это сочетание зелени и золота кое-где расцвечивается большими алыми цветами. Одна из мозаичных надписей напоминает о строителе мечети «Купол Скалы» — халифе Абд аль-Малике. Первоначально мозаики покрывали поверхность стен снаружи, но в XVI веке их заменили на изразцовые плитки.
|
В VII—X веках создается своеобразный тип колонной мечети с прямоугольным двором в центре, окруженным много-нефными залами и галереями со стройными аркадами. К этому типу относятся Большая мечеть в Дамаске (705), Мечеть Амра в Каире (642).
С XI—XII веков в арабской архитектуре большое значение приобретает орнаментика, покрывающей здания снаружи и внутри; широко применяются стилизованные растительные, сталактитовые, эпиграфические и буквенные узоры.
С XIII века распространяются купола как средство перекрытия зданий и важный элемент архитектурной композиции.
На Пиренейском полуострове в XIII—XIV веках создаются великолепные архитектурные сооружения мавританского стиля, в котором арабские формы и декор сочетались с отдельными западноевропейскими архитектурными мотивами. Выдающимися памятниками этого стиля является замок Альгамбра в Гранаде (XIII—XIV века) и дворец Алькаcар в Севилье (XIV век). После завоевания арабских государств турками, арабская архитектура испытала влияние византийского и турецкого искусства. Например, Мечеть Мухаммеда
Влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.
В VII—X веках оно ещё наследует эллинистическое, коптское, византийское и сасанидское искусство. Но уже в это время развивается прикладное искусство: появляются художественные ткани с тонким узором, изделия из бронзы, горного хрусталя, керамика с цветными поливами, стекло, резьба по дереву.
Памятников монумент. живописи сохранилось очень мало: стенописи дворцов в Сирии (Кусейр-Амра, VIII век) и Месопотамии (Самара, IX век). Древнейшие арабские миниатюры, созданные в Египте в X—XI века. В XIII—XIV века в Багдаде возникает школа миниатюры, в которой ощущается связь с иранской миниатюрой монгольской эпохи.
Условность «языка» средневекового изобразительного искусства у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство декоративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре составляют неотъемлемое и ценное качество замечательных произведений художников той эпохи.
В искусстве Арабского Востока декоративность приобретала особенно яркие и своеобразные черты. Она стала основой образного строя живописи и породила богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового мировоззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его «ковровостью», тонкой пластичностью орнаментальных форм, неповторимой гармонией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание.
Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в рукописях и часто встречаются в узорах на предметах прикладного искусства; известны также памятники монументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя многими жизненными чертами фигуры людей, художники Ар Вост. трактовали их плоскостно, условно. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в орнамент, теряют значение самостоят. изображения, становясь неотъемлемой частью узора.
Орнамент — «музыка для глаз» — играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в арабеске преобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение гирих — линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для украшения как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера рабского Востока достигли изумительной виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художественной фантазии.
Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque - "арабский") – европ/название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета
| К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфического орнамента — текста надписей, органично включенных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом.
Своеобразный декоративно-орнаментальный строй художественного творчества по-разному выражался в отдельных видах искусства. Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитектуры были связаны с природно-климатическими условиями стран ивозможностями строительной техники
Важная роль в худож.культуре стран Арабского Востока принадлежала прикладному искусству. Эконом. базой служило интенсивное развитие ремесла. В художеств. ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Мастерам прикладного искусства было свойственно высокое эстетическое «чувство вещи», позволяло, не нарушая практических функций предмета, придавать ему красивую форму и умело располагать на его поверхности узор. Орнамент привносит эстетическое содержание в совершенные по исполнению восточные ткани, ковры, расписную керамику, изделия из бронзы и стекла. Произведения прикладного искусства Ар.Вост. составляют целостный и выразительный декоративный ансамбль с архитектурным интерьером.
Основным видом живописи, получившим развитие на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху средневековья, было иллюстрирование светских по содержанию рукописей. Арабские мастера широко пользовались этой возможностью, создав наряду с богатыми орнаментальными украшениями рукописей превосходные серии красочных миниатюр, дающих поэтически-образный рассказ о судьбах героев литературного произведения.
|
|