Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Пропуск местоимения подлежащего при глаголе-сказуемом

Личные местоимения, как правило, употребляются при глагольных формах. В ряде случаев личные местоимения могут свободно опускаться, поскольку личные формы глагола выражаются и одними личными окончаниями (пишу, читаю, возьмите и Т.Д.).

Пропуск личного местоимения придает речи большую динамичность, оживленность, ускоряет ее темп, вносит разговорный оттенок, подчеркивает иногда категоричность и т.д. (ср. в распоряжениях и приказах: Приказываю...; Предлагаю... и т.п.) например: Шумим, братец, шумим (Грибоедов); Чему смеетесь? Над собой смеетесь!.. (Гоголь); Разве не видишь, что ей без тебя тяжело? (А.Н. Островский); Утопаю в грязи... в подлости своей утопаю; подай руку (Горький). Ср. пропуск местоимения- подлежащего в конструкциях присоединительного характера, например: Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет (Крылов).

При личных формах изъявительного наклонения более обычно наличие местоимений, при формах повелительного наклонения — их пропуск; употребление местоимения в последнем случае имеет значение подчеркнутости, противопоставления, например: Вы обязательно ему скажите; Вы пройдите сюда, а вы сюда.

Не пропускается местоимение-подлежащее в деловом стиле, в официальной речи, при отсутствии связи предложения с предшествующим контекстом; обычно сохраняется подлежащее вы при вежливом обращении, когда сказуемое в форме 2-го лица множественного числа обозначает действие одного лица, например: И страдайте, если вы не понимаете шуток (Чехов). Иногда личное местоимение 3-го лица повторяет для усиления предшествующее существительное-подлежащее, например: Эта возвышенность стиля, глубина мысли, полнейшая искренность — они присущи только подлинному таланту, ср. в поэтическом языке: Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда... (Тютчев).



Местоимение, повторяющее подлежащее-существительное, встречается, с одной стороны, в торжественном стиле, в ораторской речи, с другой — в разговорной речи, в просторечии, например: Москва — она городам мать (Л. Толстой); Дьявол — он самый хвастун (он же); Девочки — они аккуратно носят вещи (А. Коптяева); Мужик — он строгость любит (Г. Марков).

Употребление личных местоимений может быть связано с добавочными смысловыми и экспрессивными оттенками.

Так, личное местоимение мы, помимо своей обычной функции указания на группу лиц, в состав которых входит лицо говорящее, выполняет и другую роль в зависимости от контекста, от характера речи и т.д. Например, оно может употребляться в значении «я» в авторской речи, главным образом публицистической и научной («авторское мы»): В новой повести г. Тургенева мы встречаем другие положения (Добролюбов) — здесь имеется добавочный оттенок соучастия с читателем; Мы предлагаем читателю...; Мы намерены исследовать вопрос... и т.п. С другой стороны, пропуск «авторского мы» может придавать оттенок скромности изложению, например: Рассмотрим теперь вопрос...; Попробуем выяснить возможность... и т.п.

Местоимение мы может употребляться в значении «ты» или «вы», когда говорящий хочет выразить свое сочувствие, обращаясь к собеседнику, например: Ну, как мы себя чувствуем? (Чехов). Такое употребление может иметь оттенок шутливости или иронии. Такие же оттенки создаются и при пропуске местоимения мы; ср.: Ну, не будем плакать, не нужно это (Чехов). При употреблении местоимений очень важно учитывать контекст. Необходимо, чтобы читателю или слушателю было совершенно ясно, какое слово замещено местоимением. Это в значительной мере относится к личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они). Часто двусмысленность или искажение смысла создается в результате неясной связи этих местоимений с существительными. Отсюда возможен стилистический прием: умышленно затемняется соотнесенность местоимения с лицом или предметом; ср. у Чехова в рассказе «Ты и вы»: — А он схватил его, подмял и — оземь. Тогда тот сел на него верхом и давай в спину барабанить. Мы его из-под него за ноги вытащили. — Кого его? — Известно кого... На ком верхом сидел. — Кто? — Да этот самый, про кого рассказываю. Возможность различного соотнесения местоимения с предшествующими существительными иногда используется для игры слов, например: Загляните-ка сейчас в кабинет начальника объединения тов. Козловского. Как он сверкает (не начальник, а кабинет) за счет нижестоящих! (Г. Рыклин).

Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное того же рода и числа. Правда, эта связь местоимения с существительным определяется иногда значением, а не только порядком слов, например: Брат сейчас в колхозе, он там работает уже второй месяц. Или: Учительница задержалась в школе, она проверяет тетради учеников. Не вызывает сомнений, что в первом предложении местоимение он относится к существительному брат, а не колхоз и что во втором предложении оно связано со словом учительница, а не школа. Однако часто в подобных случаях возникает неясность или создаются курьезы, например: Сестра поступила в артистическую труппу, она скоро уезжает на гастроли; Целую ночь артель ловила рыбу; она подходила к концу, когда поделили добычу и разошлись по домам; Много рассказов было прочитано на этом вечере членами литкружка, но ни один из них нам не понравился; Дед Алеши, когда ему исполнилось шесть лет, начал учить его грамоте. Подобный пример приводит А.М. Горький в статье «О начинающих писателях»: Отец умер, когда ему было девять лет (местоимение относится к отсутствующему в предложении существительному).

Иногда при употреблении местоимения 3-го лица нарушается согласование в числе, например: Студенчество разъехалось на каникулы, там они хорошо отдохнут и затем приступят к занятиям с новыми силами; Молодежь завода осталась довольна и просила работников Дворца культуры почаще их навещать. В этих случаях сказывается неудобство употребления местоимения оно применительно к людям (студенчество — оно) — вот почему целесообразно в приведенных предложениях и подобных вместо студенчество написать студенты, вместо молодежь — молодые рабочие. Ср. индивидуальную особенность стиля у Л. Толстого в «Анне Карениной»: «На террасе собралось все женское общество. Они и вообще любили сидеть там после обеда, но нынче было еще и дело». Ошибочно употребление местоимения они во втором предложении в тексте: «Подготовляется к печати однотомник произведений писателя, в который войдут “Старосветские помещики”, “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”, “Сорочинская ярмарка” и другие. Они будут выпущены тиражом, более чем в три раза превышающим все предыдущие издания». Отметим еще некоторые особенности в употреблении форм местоимений 3-го лица. При предлоге у наряду с формой родительного падежа женского рода нее употребляется форма ней, например: ...у ней ключи взять от сеней (Пушкин); Чепец прыгал у ней на голове вместе с накладкой (Тургенев); У ней лились слезы... (Федин). Форма у ней придает высказыванию разговорный оттенок. Просторечный и архаический характер имеет форма ней при предлоге от, например: Лучшего от ней не жди (ср. у Крылова: ...избавишься от ней). Иногда возникают затруднения в выборе формы позади него — позади его; вокруг него, но навстречу ему и т.д., т.е. речь идет о прибавлении начального звука н к личному местоимению 3-го лица после предлогов. Прибавление н к личному местоимению 3-го лица в косвенных падежах находим после всех простых (первообразных) предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через) и некоторых наречных предлогов (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и некоторых других). Для современного употребления являются устарелыми формы кроме его, мимо его, ради ее, встречавшиеся у классиков.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что указанные наречные предлоги употребляются с родительным падежом личного местоимения 3-го лица. Что же касается предлогов наречного происхождения, употребляемых с дательным падежом, то после них начальное н перед местоимением не вставляется, например: вопреки ему, согласно ей, наперекор им, вслед ей, навстречу ему, соответственно им, подобно ей. Сюда же относится и предлог другого происхождения, употребляемый с дательным падежом: благодаря (из деепричастия) ему. Отмеченное различие объясняется тем, что последние из перечисленных предлогов позднейшего происхождения. Некоторые отыменные предлоги и сочетания существительных с первообразными предлогами, образовавшиеся сравнительно недавно, тоже не требуют после себя вставки н, например: в противовес ему, при помощи его, не в пример ей, наподобие его, по поводу ее, со стороны их, в отношении его, за исключением ее и др. Неточная форма использована в предложении: «Эти чувства Гарибальди выразил на банкете в честь него у Герцена...» (нужно: в честь его). Появление начального н после первообразных (древнейших) предлогов объясняется тем, что первоначально предлоги в, к, с оканчивались на носовой согласный н, имея форму вън, кън, сън. Впоследствии эти предлоги утратили звук н, и последний стал восприниматься не как конечный звук предлога, а как начальный звук местоимения 3-го лица в косвенных падежах. Под влиянием названных предлогов появилось начальное н в местоимениях и после других предлогов. Если личному местоимению 3-го лица предшествует определительное местоимение весь, то встречаются параллельные формы (со вставочным н и без него), например: у всех них — у всех их, ко всем ним — ко всем им (более современной считается вторая форма). После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального н, например: Брат моложе его; Я никого не знаю лучше ее; Он находится выше их.

Способность местоимений наполняться различным содержанием, соотносясь с полнозначными словами (другими частями речи), создает богатые возможности использования их в речи.

1. Равнозначны ли предложения Я приду вечером и Приду вечером? И да, и нет. Да, потому что смысл их совпадает н наличие местоимения я в первом из иих не обязательно: ведь при сказуемом-глаголе с личным окончанием -у подлежащим может быть только местоимение я, и наоборот, прн местоимении-подлежащем я глагол-сказуемое может иметь только окончание -у(-ю). Наличие местоимения как бы избыточно.

В то же время мы вправе ответить «нет» на поставленный вопрос. Дело в том, что пропуск личного местоимения 1-го н 2-го лица в роли подлежащего меняет стилистическую окраску предложения: речь приобретает динамичность, ускоряется ее темп, появляется разговорный оттенок, например: «Не согласен! Не могу! Не желаю!» (А. Чехов).

Подлежащее-местонмение обычно опускается при форме повелительного наклонения, этим подчеркивается категоричность, например: «Идите, выполняйте приказание. Спите» (К. Симонов). Наоборот, наличие местоиме-ння-подлежащего смягчает высказывание, например: «Ты мне скажи откровенно... Ты мне дай совет...» (Л. Толстой).

2. При употреблении личного местоимения 3-го лнца нужно учитывать контекст: местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Так, в предложении Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной — она относится к существительному Оля, но нет уверенности в том, что все одинаково поймут эту фразу и не отнесут местоимение к слову мать. Лучше было бы сказать: Когда Оля заболела, мать ее стала очень нервной.

3. В русском языке возвратное местоимение себя может соотноситься с любым из трех грамматических лиц: я вижу себя в зеркале — ты видишь себя в зеркале — он видит себя в зеркале. Поэтому при наличии в предложении двух существительных может возникнуть неясность, с каким из них соотносится себя, например: Мать попросила дочь отнести покупку к себе. Как понять это предложение? К кому будет отнесена покупка? По правилам грамматики возвратное местоимение относится к слову, называющему производителя действия. В нашем примере действие матерн выражается в том, что она попросила (простое глагольное сказуемое), а действие, выражен ное инфинитивом отнести, приписывается доче ри Так как сочетание к себе синтаксически зависит от этого инфинитива отнести к себе, то тем самым возвратное местоимение соотно сится со словом дочь Однако при чтении подоб ных предложений все же возникает неясность, и для устранения возможной двузначности ис пользуются синонимические замены 1) Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к себе, 2) Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к ней.

4 Аналогичное положение может возникнуть при употреблении возвратно-притяжа тельного местоимения свой, которое в русском языке тоже соотносится со всеми тремя грамма тическими лицами я беру свою книгу — ты берешь свою книгу — он берет свою книгу В этом случае остается в силе указанное выше правило свой соотносится со словом, называющим пройзводителя действия Так, в предло жении Мать попросила дочь принести свое платье — слово свой следует соотнести со словом дочь (ведь именно она совершит действие, выраженное инфинитивом принести) Но и в этом случае для внесения полной ясности используются синонимические замены 1) Мать попросила, чтобы дочь принесла свое платье, 2) Мать попросила, чтобы дочь принесла ее платье.

5 Близки по значению неопределенные ме стоимения, образованные при помощи аффиксов -то, -нибудь, -либо, кое-, не- и входящие в ряды

что-то, что-нибудь, что-либо, кое-что,

кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто,

какой-то, какой-нибудь, какой-либо, кое-какой,

чей-то, чей-нибудь, чей-либо, кое-чей, нечто, некто

Различие между словами внутри каждого ряда имеет смысловой или стилистический характер.

Местоимение что-то (кто-то и т д ) указыва ет на неизвестное как для говорящего, так и для слушающего, например Что-то промелькнуло в воздухе Кто-то постучался в дверь

В отличие от что-то местоимение кое-что указывает на неизвестное слушающему, но известное говорящему, например Я кое-что знаю об этом

Если что то обозначает «неизвестно что», то что-нибудь имеет значение «безразлично что», «все равно что» Сравните Он расскажет что-то интересное (неизвестно что) — Расскажи что-нибудь интересное (безразлично что) Сравните в диалоге

— Меня спрашивал кто-нибудь по телефону?

— Да, вас кто-то спрашивал

Местоимение что-либо близко по значению к местоимению что-нибудь, но имеет более общее значение Сравните Попросить кого-нибудь (одного из немногих неизвестных людей) — Попросить кого-либо (любого нз неизвестных людей) Местоимения с аффиксом -либо имеют книжный характер

Книжный характер присущ также местоимениям нечто и некто, которые обычно сопровождаются определением нечто неожиданное, некто в черном.

 

Употребление местоимений

Личные местоимения

1. Местоимение 3-го лица (он, она, оно, они) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Однако эта связь местоимения с существительным определяется иногда смыслом, а не порядком слов, например: Туристы побывали во многих городах страны; они интересовались прежде всего местными историческими достопримечательностями (не вызывает сомнений, что местоимение они относится к более отдаленному существительному туристы, а не к ближе стоящему существительному города).

 

Возможность соотнесения местоимения с разными словами в предшествующем тексте может служить источником неясности или двусмысленности, например: Сестра поступила в артистическую труппу; она скоро уезжает на гастроли (кто уезжает – сестра или труппа?). В этих случаях необходима правка; ср.: а) Сестра поступила в артистическую труппу и скоро уезжает на гастроли; б) Сестра поступила в артистическую труппу, которая скоро уезжает на гастроли. Ср. также: Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной (кто заболел – мать или Оля?); Внесены добавления в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях (что нуждается в уточнениях – тексты или добавления?).

 

Местоимение они не должно соотноситься с собирательным существительным, имеющим форму единственного числа. Это правило нарушено, например, в предложении: «В марше, направлявшемся в столицу, участвовало множество народа; они требовали немедленного прекращения грязной войны». В подобных случаях при правке часто сказывается неудобство замены формы они формой единственного числа (оно, он), поэтому целесообразно заменять собирательное существительное существительным конкретным (…участвовало множество людей; они требовали…).

 

2. При выборе одного из вариантов в парах я гуляю – гуляю, ты прочти – прочти и т. п. учитывается, что пропуск личного местоимения 1-го и 2-го лица в роли подлежащего при сказуемом-глаголе, форма которого указывает на определенное лицо, придает речи динамичность, ускоряет ее темп, вносит разговорный оттенок, например: Объеду ещё раз и, как вернусь, пойду к генералу и попрошу его (Л. Толстой); Не согласен! Не могу! Не желаю (Чехов). В таких конструкциях иногда подчеркивается категоричность, например: Идите, выполняйте приказание. Спите (Симонов). Ср. в приказах и распоряжениях: Приказываю…; Предлагаю… и. т. п.

 

Подлежащее-местоимение обычно опускается при формах повелительного наклонения. Наличие местоимения в этом случае служит целям логического подчеркивания, противопоставления, например: …Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм (Пушкин); Вы побудьте с больными, а я пойду за лекарством. Наличие подлежащего-местоимения при форме повелительного наклонения может придавать высказыванию смягчающий оттенок, например: Ты мне скажи откровенно… ты мне дай совет… (Л. Толстой).

 

3. Личное местоимение 3-го лица иногда дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное.

В одних случаях такое употребление местоимения используется для подчеркивания подлежащего и встречается в ораторской и поэтической речи, например: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознанье жить… (Тихонов).

В других случаях рассматриваемое явление наблюдается в разговорном языке, в просторечии, например: Народ, он культуры требует (Солоухин); Пуля – она в Федотку-то не угодит, а кого-нибудь со стороны свалит (К. Седых).

Без стилистического задания подобные конструкции в литературном языке (в научной, официально-деловой речи, в нейтральных стилях) не употребляются. Ср. ошибочные построения в ученических работах: «Евгений Онегин, он был представителем…».

4. Нормативными являются формы у неё, без неё, для неё, от неё; форма у ней придает высказыванию разговорный характер, например: У ней лились слёзы… (Федин); Нет, глаза у ней ничего! (Леонов).

5. При выборе варианта в парах внутри них – внутри ихн перед местоимением 3-го лица или без н) следует исходить из того, что в современном языке указанный звук добавляется, если местоимение стоит после любого из простых, или первообразных, предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с родительным падежом). Однако с такими предлогами, как внутри, вне, местоимения употребляются в основном без вставки начального н.

Не добавляется н к местоимению также после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом; ср.: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им; также: благодаря ему.

Не требуют после себя вставки н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного, например: в отношении его, при помощи её, не в пример им, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, со стороны его, по причине её; также: наподобие его, насчёт их.

Не добавляется начальное н в тех случаях, когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия, например: старше его, выше её, лучше их.

Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы (с начальным н и без него), например: у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, за всеми ими – за всеми ними, над всеми ими – над всеми ними.

 

Вариантные формы встречаются и в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например: между вами и ими – между вами и ними, между мной и им – между мной и ним. Ср.: Видишь разницу между нами и ими… (Горький). – …Нет между нами и ними никакой средней линии (Гайдар).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.