Русская культура IX – XVII вв. Проверочная работа.
ФИО_______________________________________________________________________
Всего 98 баллов
1. Опираясь на текст фрагмента «Повести временных лет», определите название данного церковного сооружения.
Когда его строительство было начато и завершено? (10 баллов)
В год 6497. После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты.
<…>В год 6504. Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, – новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы». И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это, – да будет проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте определение понятий. (1 балл)
Апокриф - ___________________________________________________________________________
Глаголица - ___________________________________________________________________________
Агиография – __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________
Апсида – __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Берестяная грамота –__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зернь –__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кириллица –__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мозаика - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патерик - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Плинфа - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скань - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Фреска - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пергамен - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хронограф - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Береста - _____________________________________________________________________________
Граффити - ___________________________________________________________________________
«Великие Четьи-Минеи» - ______________________________________________________________
3. Согласны ли Вы с утверждением академика Б.А. Рыбакова, что уровень развития культуры домонгольской Руси был достаточно высоким? Какие факты подтверждают мысль академика о том, что Русь была страной высокого уровня развития культуры? (20 баллов)
На протяжении нескольких столетий культура Руси развивалась и обогащалась новыми связями. Уже к концу XI века она достигла уровня передовых стран Европы, а в XII веке продолжала свое поступательное движение. Вычленение феодальных княжеств в первой трети XII века не только не приостановило развития культуры, но содействовало ее дальнейшему расцвету. Все важнейшие, наиболее совершенные памятники искусства и литературы созданы в эпоху феодальной раздробленности, когда ее отрицательные черты еще не проявили себя в полной силе. Татарское нашествие прервало это развитие и приостановило его на полтора-два столетия.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Определите,о ком (или о чем)идет речь в предложенном тексте, и проверьте соответствие с изображением. (1 балл)
Братья, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства.В 863 г. были приглашены в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Впервые перевели с греческого на славянский язык основные богослужебные книги.
_____________________________________________

Древнерусский писатель, летописец XI – начала XII в., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается автором первой редакции «Повести временных лет».
_____________________________________________

Главные, триумфальные ворота древнего Киева, сооружены при Ярославе Мудром. Свое название получили от аналогичных ворот Константинополя. Сильно пострадали при взятии города отрядами Батыя. Реконструированы к 1500-летию города, в 1982 г.
_____________________________________________

Выдающийся памятник древнерусского зодчества. Построен в 1045 – 1050 гг., по образцу Софийского собора в Киеве. В 1941 – 1944 гг. частично разрушен. После Великой Отечественной войны отреставрирован. В 1991 г. передан Русской православной церкви.
_____________________________________________

Выдающийся памятник владимиро-суздальской архитектурной школы. Построен в 1165 г. При князе Андрее Боголюбском после гибели его сына Изяслава. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
_____________________________________________

Один из древнейших датированных памятников старославянской письменности на Руси. Назван по имени новгородского воеводы и посадника Остромира, для которого был переписан дьяконом Григорием с болгарского оригинала.
_____________________________________________
5. Согласны ли Вы с точкой зрения академика Д.С. Лихачева? Какова, на Ваш взгляд, роль татаро-монгольского нашествия и золотоордынского ига в развитии русской культуры? Свой ответ обоснуйте. (20 баллов)
«Последствия нашествия монголо-татарских орд для русской культуры были в полном смысле катастрофическими. Исчезли целые разделы ремесел, ибо монголо-татары уводили в плен прежде всего ремесленников. Исчезли города, подобно старой Рязани, и возрождать их пришлось уже на других местах».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Установите соответствие (2 балла)
6.1.
А
| Ярослав Мудрый
| Д
| Церковь Спас на Нередице
| Н
|
| Б
| Владимир Ярославич
| Е
| Успенский собор в Москве
| О
|
| В
| Андрей Боголюбский
| Ж
| Софийский собор в Новгороде
| П
|
| Г
| Всеволод Большое Гнездо
| З
| Софийский собор в Киеве
| Р
|
|
|
| И
| Храм Покрова на Нерли
| С
|
| К
| Успенский собор во Владимире
| Т
|
| Л
| Георгиевский собор
| У
|
| М
| Дмитриевский собор во Владимире
| Ф
|
| Личность
| Постройка
| Время
| А
|
|
| Б
|
|
| В
|
|
| Г
|
|
|
6.2.
А.Феофан Грек Г. фрески Успенского собора во Владимире
Б.Андрей Рублёв Д. фрески Феропонтова монастыря
В.Дионисий Е. фрески Архангельского и Благовещенского соборов
7. Определите,о ком (или о чем)идет речь в предложенном тексте, и проверьте соответствие с изображением. (1 балл)

8.


Ответ___________


Ответ___________
1.


Ответ___________
|