Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРЕДНАМЕРЕННОЕ ФОКУСИРОВАНИЕ

Можно выделить две обширные области проявления творчества:

1. Повседневное (случайное) творчество. Оно предполагает творческое отношение, мотивацию и привычку. В этом случае творчество становится частью мыслительных навыков человека. Формальные методы могут использоваться время от времени. Творчество применяется всякий раз, когда в нем возникает необходимость. Именно здесь отчетливо проявляются готовность искать альтернативы и надевать зеленую и желтую шляпы. Творческая пауза и простое фокусирование также являются неотъемлемыми свойствами этой области творческого мышления.

2. Преднамеренное творчество. Случай, когда фокусирование внимания направлено на конкретную область. Эта область может быть выбрана самостоятельно (личностью или группой) или предложена группе «проблемодателем». Здесь есть некоторые особенности, которые я уточню в третьей части книги. Важно, что в этом случае есть «четко определенная творческая задача», преднамеренное фокусирование, и для того, чтобы создать новые концепции и новые идеи, необходимо серьезное, целенаправленное и строгое применение систематических методов латерального мышления.

Наше преднамеренное фокусирование определено. Теперь нам необходимы новые идеи.

3. Некоторые люди обладают прекрасными навыками творческого мышления, но не знают, где их применить.

У меня высокий творческий потенциал. К чему бы мне его применить?

Есть другой тип творческих людей, которые чувствуют, что слишком узкое фокусирование ограничит их мышление, и поэтому предпочитают действовать, полагаясь на вдохновение.

Проводя семинары, я обнаружил, что мои слушатели из числа руководящих работников (и не только) довольно легко усваивают методы латерального мышления, но с трудом учатся выбирать творческое фокусирование. Однако отсутствие последнего резко снижает эффективность творческой мысли. Мне кажется, причина заключается в том, что люди привыкли реагировать только на проблемы и трудности. Когда проблема проявилась, мы можем описать или определить ее. Но когда видимой проблемы не существует, нам не на что реагировать и не на что обращать внимание.



Способность выбирать и определять творческое фокусирование — важный навык творческого мышления.

Чтобы упростить процедуру фокусирования, я свел все возможные типы фокусирования к двум наиболее важным:

1. Фокусирование на области действия.

2. Фокусирование на цели.

ФОКУСИРОВАНИЕ НА ОБЛАСТИ ДЕЙСТВИЯ

Это чрезвычайно важный тип творческого фокусирования, но, как это ни странно, его часто не замечают. Вероятно, это происходит потому, что большинство людей приучены думать исключительно в терминах определенной цели или задачи. Фактически мышление часто воспринимается как синоним «решения проблем». Это означает, что мы сильно ограничиваем кругозор творческой мысли. Вот почему фокусирование на области действия имеет очень большое значение.

Оно так просто и так очевидно, что многие с трудом понимают его суть. Все, что нужно сделать, — просто определить ту область, в которой мы хотели бы получить несколько новых идей.

· Мне нужны несколько новых идей, касающихся ресторанов.

· Я хочу придумать что-то новое, имеющее отношение к телефонам.

· Мне нужны новые идеи в области банковских переводов.

Этот тип фокусирования не имеет конкретной задачи. Единственная его цель — получить несколько новых идей в определенной области. Как только мы включаем в определение задачу, фокусирование сразу же перестает быть фокусированием на области действия. Эта зона может быть широкой или очень узкой.

· Мне нужны новые идеи в области управления курортным отелем.

· Мне нужны новые идеи относительно цвета прикроватных тумбочек в каждой комнате отеля.

· Мне нужны новые идеи относительно сообщений, оставляемых для посетителей гостиницы.

Есть несколько причин, по которым мы нуждаемся в фокусировании на области действия. Первая заключается в том, что этот тип фокусирования позволяет нам думать творчески вообще о чем угодно. Нет никакой необходимости в проблеме или трудности. Нет никакого предчувствия потенциальной выгоды. Вы просто решаете применить творческую мысль к определенной области. Это расширяет диапазон латерального мышления. Вместо того чтобы ограничиваться решением проблемы, оно может использоваться абсолютно в любых ситуациях.

Вторая причина состоит в том, что определение цели или препятствия может заранее предопределить род идей, которые мы сможем получить. Сравните:

· Мы нуждаемся в идеях о том, как снизить затраты на обслуживание пассажиров в салоне самолета.

· Мы нуждаемся в новых идеях, касающихся обслуживания пассажиров в салоне самолета.

В первом случае наше мышление ограничено способами сокращения стоимости обслуживания пассажиров, потому что мы заранее предопределили себе важность этой задачи. Эта задача вполне заслуживает творческого решения. Во втором случае мы также способны предложить идеи, нацеленные на сокращение затрат, но можем выдвинуть и прямо противоположное решение — повысить стоимость обслуживания настолько, чтобы это оказалось выгодным. Нам по силам даже придумать способ, как из убыточной статьи сделать обслуживание пассажиров на борту делом, приносящим прибыль.

Часто «проблемы» могут маскироваться под «зоны действия», поэтому нужно быть внимательными.

· Нам нужны новые идеи, относящиеся к области невыхода на работу.

· Нам нужны новые идеи в области ускорения регистрации рабочих пропусков (карточек).

В данном случае и тот и другой объект фокусирования являются целевыми. Выражение «невыход на работу» определяет проблему. Ускорение регистрации рабочих карточек предполагает усовершенствование процесса. Вполне возможно трактовать «невыход на работу» как фокусирование на области действия, до тех пор пока цель мышления не состоит в том, чтобы уменьшить число прогулов или решить другие, связанные с невыходом на работу, проблемы. Это нужно хорошо уяснить. Если мы понимаем фокусирование именно так, то можем разработать, например, идею сокращенного рабочего времени, которая могла бы означать более короткую рабочую неделю и меньшую оплату во времена спада производства.

Если при фокусировании на области действия не должно быть конкретной цели, в таком случае как же мы можем получить ценные идеи?

1. Мы выдвигаем идеи, относящиеся к данной области и безусловно полезные, хотя и не стремились с самого начала получить именно эту пользу.

2. Мы проверяем, какая из предложенных в ходе обсуждения идей обещает нам преимущество в интересующих нас направлениях. Мы отбрасываем те из них, которые не представляют ценности в данном отношении.

3. Мы стремимся определить, какие цели и проблемы можно решить с помощью выдвинутых идей.

Тот факт, что ощущение цели отсутствует в начале обсуждения, не означает, что цель не способна появиться позже. Мы можем затем посмотреть, какая идея лучше всего соответствует этой цели.

ФОКУСИРОВАНИЕ НА ЦЕЛИ

Это наиболее близкий каждому тип фокусирования. В чем заключается цель нашего мышления? Чего мы хотим достигнуть? К чему стремимся?

Усовершенствование

Мы можем определить творческое фокусирование как попытку внести усовершенствование в определенном направлении.

· Мы хотим придумать, как ускорить расчет с покупателями в супермаркетах.

· Нам нужны новые идеи о том, как сократить расходы на обучение штатных сотрудников.

· Мы хотим придумать, как упростить управление этой видеокамерой.

· Мы хотим придумать, как сократить количество пищевых отходов в ресторане.

Если направление усовершенствования не определено, то фокусирование приближается к фокусированию на области действия.

Нам нужны новые способы повышения качества обслуживания покупателей.

На практике такой общий вид фокусирования всегда можно разбить на разделы. Для каждого раздела можно определить собственное направление усовершенствования.

Решение проблем

Нам нужно решить проблему или преодолеть препятствие.

· Как сократить потери от воровства в магазинах?

· Мы хотим найти способ предотвращения конденсации влаги в ванной комнате.

· Как справиться с уличным хулиганством?

· Как уменьшить шум в трансмиссии?

Некоторые из этих выражений могут звучать как «усовершенствование» из-за включения слов «сократить» и «уменьшить». Это происходит потому, что нам хотелось бы избавиться от проблемы полностью, но мы не верим, что это возможно. К тому же область решения проблем и область усовершенствования действительно пересекаются. Основное различие между ними заключается в том, что в первом случае проблема четко определена, в то время как во втором у нас имеется общее направление усовершенствования (стоимость, время и т.д.).

Задача

Этот вид преднамеренного фокусирования связан не с решением проблемы, а с достижением определенной цели.

· Я хочу спроектировать плоский холодильник.

· Я хочу найти способ общаться с 5000 моих учеников, не сходя с этого места.

· Нам нужны несколько программистов высокой квалификации.

· Нам нужны несколько сильных девизов, которые помогли бы нам победить на выборах.

· Нам нужен шоколад, который не таял бы в десерте.

Тут мы снова наблюдаем пересечение с областью проблем. Например, можно рассматривать таяние шоколада в десерте как проблему. На практике граница между типами фокусирования на цели довольно условна и не так уж важна. Очень часто тип зависит только от слова, которое мы применили в данном случае («Нам нужно преодолеть проблему таяния шоколада в теплом десерте»).

Возможность

В данном случае главная роль отводится сильному ощущению потенциальной выгоды. «Возможности» легко переопределить как фокусирование на области действия: «Нам нужны новые идеи в этой многообещающей и привлекательной сфере».

· Как найти применение клею, который не засыхает?

· Люди больше не в состоянии содержать большие дома. Какие возможности открываются для нас в связи с этим?

· Спутниковое телевидение становится дешевле. Как это можно использовать?

· В этом году в Болгарии небывалый урожай винограда. Какая от этого может быть польза нам?

Хотя философское различие между различными типами фокусирования довольно условно, полезно бывает включить в определение конкретное указание типа творческого фокусирования. Это проясняет нашу точку зрения на вопрос и наши намерения.

Имея дело с фокусированием на цели, мы не должны стесняться предельно точных формулировок. Чувствуя, что это способно ограничить или сузить наш творческий поиск, мы можем поступить двояко. Можно либо перейти к фокусированию на области действия, либо применить другую формулировку цели и поработать с ней.

· Мне нужны идеи о том, как решить проблему излишнего резервирования мест на самолет.

· Я хочу найти способы усовершенствования операции выплаты страховки.

· Задача состоит в том, чтобы найти партнера в Венгрии. Как это лучше сделать?

· Эластичное волокно с прекрасными свойствами растяжимости предоставляет большие возможности. Где его можно применить?

Непосредственное включение в определение типа фокусирования может сделать фразу несколько формальной, но это даже лучше.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.