Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Воспитание как социально-педагогичесский феномен. Сущностные характеристики воспитания. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Задачи воспитания.

Вопрос.

Петр 1 в своих реформах исходил от европейской просвященной мысли. До правления Петра появилась Славяно- Греко- Латинского академия.

Много детей отправляли в Европу, возвратившись они становились костяком Славяно-Греко-Латинской академия к началу 18 века в России складывается 3х ступенная обр-ие, появл огромное кол-во школ военных, каменщиков, строителей. Огромное кол-во школ на урале, школы кораблестроения, материальное образ-ие.

Классическое обр-ие в России в основном семейное.

Обр-ие в гимназии оставалось на латинском, греческом языках.

После смерти Петра образование стало вестись на немецком языке.

В середине 18 века явно прослеживаются три идеи.

Ф. Прокопович, утверждавший что обучение для самопознания человека и движение его к Богу.

И.Г. Посошков – обучение для гос-ва, для гражданина.

Татищев – для просвещения человека, для развития его ума.

Формируется две школы:

1) Дворянская – на иност языке (могли учиться и мал и дев)

2) Прикладная «Реальная» - простые прикладные знания (могли учиться дети ремесленников, крест мал и дев.)

1755 год открывается при Екатерине Великой Московский университет.

Университет для того, чтобы обучать на русских традициях. Преподавние шло на русском языке. К концу 18 века систему утвердили и стало непрерывной обр-ие для дворянских детей.

Семейное – гимназии – университет – заканчивалось образование чаще всего в Европе

Две основные идеи.

1) Обучение должно носить светский характер

2) Обучение – это забота о государстве.

Укрепились прогрессивные идеи в обр-ии всех идей.

1861 году Ушинский защищает диссертацию «Человек как предмет воспитания» суммативная педагогика – понимание его основный, личн. Особенности



Ушинский прописал цель: формирование нравственных чувств и интеллектуальных сил. Провозгласил принцип народности обр-ия на родном языке, он реализуется в родных школах. Создает несколько учебников «Книга для чтения» и «Родное слово».

Ушинский уделяет внимание подготовке учителей, понимает государственную ответственность педагога за образование детей.

Ушин. Определяет методы обучения: словесный, наглядности и практичности. Создает классические форму обр-ия: индивидуальная, групповая, массовая.

Утверждает принцип природосообразности, но в рамках ребенка, принцип сознательности в обучении ребенка.

Большинство его идей было развито позже педолагами.

Преднамеренное воспитание. Ушинский утвержает целенаправленное воспитание, говорит, что воспитание должно даваться специалистами.

2 вопрос. Педагогика - особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);

Предмет педагогической науки - целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Развитие педагогики:

Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни. В наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал.

Демокрит(460–370 до н. э.) писал: «Природа и воспитание подобны. А именно – воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу... Хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы».

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ, Платон, Аристотель.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского. Его главный труд «Великая дидактика» (1654) – одна из первых научно-педагогических книг. Многие высказанные в ней идеи не утратили свою актуальность и научное значение и сегодня. Важные нововведения: принцып наглядности обучения, принцип природосообразности и классно-урочная система.

Английский философ и педагог Джон Локк(1632–1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В основном труде «Мысли о воспитании»

Функции педагогики:познание законов воспитания, образования и обучения; определение целей и задач, разработка путей достижения поставленных целей.

Теоретический уровень подразумевает реализацию следующих функций:

объяснительной, состоящей в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему протекают процессы воспитания, образования и развития, изучает передовой и новаторский педагогический опыт;

диагностической, которая заключается в выявлении состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установлении условий и причин, их обеспечивающих;

прогностической, предполагающей обоснованное предвидение развития педагогической действительности, включающей в себя и теорию, и практику. Она связана с проведением экспериментальных исследований педагогической действительности и построением на их основе моделей ее преобразования, а также с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений.

На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологический уровень предполагает реализацию таких функций педагогики, как:

– проективная, связанная с разработкой методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» (В.В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

– преобразовательная, направленная на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции, на совершенствование педагогической практики путем создания эффективных педагогических систем и технологий, позволяющих получать более или менее прогнозируемые результаты воспитания и образования;

– рефлексивнаяи корректировочная, предполагающие оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности;

– воспитательно-образовательная, реализуемая через обучение, воспитание и развитие личности человека.

Три науки, традиционно оказывающие наибольшее влияние на педагогику – это психология, философия и антропология. По мнению К.Д. Ушинского, для того, чтобы правильно воспитывать, обучать и развивать человека, нужно вначале изучить его во всех аспектах. Для решения конкретных педагогических задач очень важны такие направления, как возрастная и педагогическая психология, а также психология профессиональной педагогической деятельности.

Категории педагогики: семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др. Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика.

Воспитание как социально-педагогичесский феномен. Сущностные характеристики воспитания. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Задачи воспитания.

Воспитание – это сложный процесс передачи опыта от одного поколения другому.

Цель и задачи воспитания:

Цель – всестороннее развитие личности.

Задачи:-формирование у обучающихся целостной научной картины мира, -формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, -приобщение к общечеловечесским ценностям и одекватному этим ценностям поведению, -развитие креативности, как важного личностного качества, - формирования самосознания, самоценности своего собственного Я, чувства собственного достоинства, помощь в самореализации, -воспитание нравственности, духовности, культуры человека.

Основные этапы процесса воспитания:

-Уяснение обучающимися основных понятий и норм поведения(беседы, кино..)

-Формирование отношения обучающихся к предлагаемым им нормам поведения и правилам (Формирование оценочных суждений о поступке, поведении. Почему я сделал так , а не иначе. Пораждение переживаний)

-Формирование взглядов и убеждений, этап принятия норм и правил и перевод их в личное достояние.

-Формирование общей направленности личности. (Поступки, действия в соответствии со своими убеждениями, личность способна к самовоспитанию.)

Сущностные характеристики воспитания

Воспитание характеризуется следующими особенностями:

возникает под влиянием потребности общества в передаче от поколения к поколению накопленного жизненного опыта (знания, умения и навыки, традиции, правила);

носит исторический характер — т. е. по мере развития общества меняются цели, содержание, методика воспитания;

целенаправленность и планомерность процесса воспитания;

процесс двусторонний: ребенок не только объект, но и субъект воспитания;

целостность процесса воспитания — в процессе воспитания у ребенка формируются не отдельные качества, а личность в целом;

процессу воспитания свойственна скачкообразность: хотя качества личности формируются постепенно, их становление происходит в форме скачка;

процесс воспитания характеризуется многофакторностью;

длительность процесса воспитания;

воспитание — взаимосвязанный процесс индивидуализации и социализации личности.

Социализация — интеграция человека в общество, обретение социальных ролей. Индивидуализация — обретение индивидуальных качеств.

Сущность воспитания находит отражение в законах воспитания. Закон воспитания — объективно существующие, повторяющиеся существенные связи между предметами и явлениями в педагогическом процессе. Законы воспитания:

Единство целей, содержания, методов и результатов воспитания.

Взаимосвязь воспитания и развития личности.

Взаимосвязь воспитания и обучения.

Взаимосвязь между процессами воспитания и самовоспитания.

Взаимосвязь между степенью активности личности и результатами ее развития.

7 вопрос. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:

Ø Обучающие.Ø Тренировочные.Ø Закрепляющие. Ø Повторительные. Ø Развивающие. Ø Творческие.

Ø Контрольные.результатов работы.

Организуя самостоятельную работу ученика, учитель ненавязчиво раскрывает конфликтную ситуацию при изучении материала. Нет необходимости придумывать противоречия, проблемы, конфликтные ситуации, они есть в каждой теме, они составляют суть процесса познания любого объекта или процесса.

Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:

1. Цель и план работы ученик определяет с помощью учителя.

2. Цель учащийся определяет с помощью учителя, а план самостоятельно.

З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель.

4. Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

Первая разновидность наиболее простая, и с неё учитель должен начинать подготовку ребят к более сложным этапам самостоятельной работы. Затем постепенно, переходя от этапа к этапу, ученик получает возможность полностью проявлять свои знания, инициативу, личные качества и индивидуальные особенности. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения. Ученик работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов и т. д. Индивидуальная форма предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с одноклассниками, в едином для всех темпе. Она преимущественно используется при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний. Индивидуальная работа на уроке требует от учителя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени. Однако эта форма организации познавательной деятельности не всегда создаёт условия для полной самостоятельной деятельности учащихся. Она является хорошим средством организации деятельности сознательных учеников. Но нередко можно наблюдать на уроках картину, когда слабо успевающие учащиеся либо ничем не занимаются, т. к. не могут справиться самостоятельно с заданием, либо спрашивают у соседей по парте о способе решения, что ведет к списыванию и подсказкам. Для организации большей самостоятельности школьников используется индивидуализированная форма обучения. Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет свое, отличное от других, задание, с учетом учебных возможностей. Практический опыт учителей многих школ показал, что:

Не менее важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.

2 часть ответа..Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Самостоятельность – общая характеристика регуляции деятельности, отношений и поведения. Это характеристика личности которая зависит от степени сформированности и развития способностей, черт характера. Готовности личности к действию без помощи со стороны.

Конечная цель познавательной деятельности обучающихся есть становление их как самостоятельных субъектов этой деятельности, достижения такого уровня личностного развития когда они способны самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать для ее решения знания и способы деятельности, планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью( рефлексия).

Механизмы организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся:

1.Повышение степени самостоятельности учащихся за счет осуществления перехода от указаний учителя к самостоятельному поиску определенных знаний и действий.

2.Переход от самостоятельного выполнения отдельных операций к выполнению всего действия.

3.Переход от осознания обучающимися необходимости в самостоятельном овладении умениями к осознанному овладению способностью в осуществляемой деятельности. (не только осознать необходимость, но и сделать на практике)

4. Переход от задач репродуктивного характера к задачам творческого характера.

5. Судить о сформированности самостоятельности обучающихся необходимо по двум основным принципам: по способу ее протекания (сам или нет), по результату.

Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:

1. Цель и план работы ученик определяет с помощью учителя.

2. Цель учащийся определяет с помощью учителя, а план самостоятельно.

З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель.

4. Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

К 10 вопросу и 11 вопросу.

Воспитание – целенаправленная, содержательная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, его социализации и привитию навыков самовоспитания (направлено на потребностно-волевую сферу личности)

Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие, создание условий, оказание пед. поддержки во всестоон. развитии.

Задачи воспитания: 1) нравственное развитие личности; 2) форм-ие патриотизма и гражданственности; 3) развитие самосознания личности; 4) форм-ие трудовых и жизненных навыков; 5) форм-ие ответственного поведения; 6) форм-ие здорового образа жизни; 7) развитие эмоц сферы личности ребенка; 8) развитие чувства прекрасного; 9) развитие экологического сознания.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.