Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Источники инноваций. Модель вытягивания спросом(market-pull)

Инновации – это процесс постоянного обновления в различных областях распространения производства. Инновацией называют любые разработки в технических и технологических сферах, стимулирующие производственную деятельность обновления. Инновации реализуются в жизнь, базируясь на комплексном анализе работы с целью определения возможностей своего потенциала на рынке.

Инновация - конечный результат внедрения новшества (научного достижения) с целью удовлетворения потребностей рынка (производства) путем изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.[3]

Предпосылки для возникновения инноваций активизируются потребителями, новыми научными открытиями или потребностями фирмы. В связи с проведением инновационного процесса будет определяться величина риска на рынке. Если фирма создает инновацию для нового сегмента рынка, риск значительно ниже, чем при реализации инновации научного открытия.

Для того чтобы инновационная деятельность приносила предприятию успех, необходим инновационный настрой менеджеров предприятия и, прежде всего, его руководителей. Приняв установку на инновационную деятельность, менеджер столкнется со многими трудностями, и первая трудность заключается в поиске инновационных идей – инвенций, которые позже будут проработаны и перерастут в инновацию.

Таким образом, менеджер должен знать «места», где находятся идеи, и владеть методами выявления их. «Места», где можно найти идеи назовем источниками инновационных идей или коротко – источниками инноваций. Наряду с выявлением источников инноваций, исследованием и анализом их, необходимо произвести предварительный отбор инновационных идей. Для этого следует оценить – сможет ли организация осуществить инновацию, достаточен ли ее внутренний потенциал.



Далее возникает вопрос о целесообразности проведения инноваций, поскольку, во-первых, инновационный процесс неизбежно приводит к многочисленным изменениям внутри организации и нарушает стабильный, устойчивый ход ее работы. Во-вторых, инновационная деятельность требует больших ресурсов, а значит должен быть и соответствующий экономический эффект. В-третьих, инновационная деятельность содержит много рисков, которые необходимо спрогнозировать. Таким образом, менеджеру необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Где можно найти инновационную идею?

2. В какую инновацию эта идея перерастет?

3. Сможет ли организация осуществить предполагаемую инновацию?

4. А стоит ли заниматься освоением данной инновации, будет ли необходимый эффект?

Анализ этих ответов позволит менеджеру принять решение – какие инновационные идеи отбросить, а какие оставить в качестве рабочих вариантов для дальнейшей проработки в бизнес-планах и инновационных проектах.

Источники инноваций находятся как вне, так и внутри организации. Во внешней среде организации выделяют два вида источников:

• изменения фоновой среды (макросреды) организации;

• изменения деловой среды.

Изменения фоновой среды – это изменения политических, экономических, научно-технических, социальных, экологических и правовых факторов. Для исследования и анализа изменений всех вышеперечисленных факторов макросреды, используются методы PEST – анализа. Наибольший интерес с точки зрения инновационного менеджмента представляют научно-технические факторы. Те фирмы, которые своевременно не сумели отследить новые открытия и изобретения в областях науки, соответствующих их сфере деятельности, могут испытать так называемый футуро-шок – ослабление конкурентных позиций, провал в хозяйственной деятельности из-за быстрого морального устаревания продукта фирмы. Так в 70-х годах крупнейшие американские фирмы, производящие компьютеры, не сумели увидеть те преимущества, которые несут кремниевые микросхемы. Однако двое молодых американцев, вложив 1300 долл., собрали первый в мире персональный компьютер. Спустя 4 года прибыль созданной ими фирмы «APPLE» составляла 200 млн долл.

При исследовании научно-технических факторов следует обращать внимание на науки в смежных и даже, казалось бы, далеких от сферы деятельности фирмы отраслях. Открытия, сделанные там, через некоторое время могут распространиться на многие производственные и непроизводственные отрасли.

Для поиска инновационных возможностей в деловой среде необходимо изучать и контролировать инновации деловых партнеров фирмы, например, поставщиков сырья или оборудования, которые цепной реакцией могут вызвать инновационный процесс в самой фирме. Инновационная деятельность конкурентов – следующее важное направление поиска инновационных возможностей. Однако если эта деятельность динамична и эффективна и к тому же строго засекречена, то фирма рискует попасть в число отстающих имитаторов.

Потребители продукта фирмы являются очень важным источником инновационных идей. Можно выделить три направления использования этого источника:

1. Отслеживание изменений потребностей потребителей и выявление скрытых потребностей. Изменения потребностей потребителей могут быть связаны с изменениями в восприятии, ценностях, моде. При этом взгляд исследователя должен двигаться как вперед – в будущее, так и назад – в прошлое. Прогнозирование будущего производится на оценке настоящего, оно позволяет сделать следующий шаг в изменении продукта раньше, чем это сделают конкуренты. Возврат в прошлое дает возможность использовать старое по-новому. Выявленные скрытые потребности информируют разработчиков о том, как можно модифицировать продукт, добавив в него новые свойства или изменив количественные характеристики имеющихся в продукте свойств. Одно из возможных направлений такого совершенствования продукта – добавление в его функциональные возможности тех действий, которые выполняют потребители при эксплуатации и обслуживании продукта. Так, например, были разработаны шины с контролем давления и автоматической подкачкой воздуха.

2. Тщательная типология потребителя. Выделение групп потребителей по каким-то особым, специфическим характеристикам, тщательное изучение особенностей использования продукта каждой группой потребителей может дать информацию о том, как модифицировать базовый продукт и создать ассортиментный ряд продуктов, обладающих какими-то отличительными свойствами. Причем, как показывает опыт, полученная информация очень часто «наталкивает» разработчиков на оригинальные конструкторские и дизайнерские решения.

3. Организация обратной связи от потребителя. Потребители могут действовать как генераторы идей, поскольку они имеют опыт эксплуатации продукта и в этом смысле являются наилучшими «испытательными лабораториями». Отсюда могут возникнуть идеи по совершенствованию продукта. В одной из работ, посвященных производству полупроводниковых узлов и компонентов, отмечается, что 67 % нововведений сделано при участии потребителей. Вышеперечисленные источники инноваций, находящиеся в деловой среде, изучаются и анализируются методами маркетинговых исследований.

Во внутренней среде организации также существует два вида источников:

• изменения внутренней среды организации;

• решение проблем и устранение недостатков организации.

Изменения внутренней среды организации не столько дают инновационную идею, сколько возможность инициации инновационного процесса. Существует две разновидности изменений внутренней среды организации:

• эволюционные (естественные) изменения;

• ситуационные изменения.

В каждой организации происходит большое количество эволюционных, естественных изменений. Такие, например, как моральное и физическое старение оборудования или выпускаемого продукта, приобретение опыта сотрудниками организации. Эти изменения происходят независимо от желания менеджеров, их можно учитывать в своих планах и использовать для проведения инноваций. Например, если менеджер знает о том, что оборудование придется менять вследствие его износа, то он может использовать эту возможность, для того чтобы внедрить взамен изношенного принципиально новое оборудование и на основе этого новые технологии. Или если менеджер видит, что его проектировщики приобрели большой опыт, стали высококвалифицированными специалистами, то он может давать им перспективные задания, например, по созданию техники нового поколения.[2]

Удобным инструментом для анализа эволюционных изменений является метод анализа жизненных циклов систем. Ситуационные изменения – это новые ситуации, часть которых можно спрогнозировать заранее и быть готовыми к их использованию (активные действия менеджера), а часть является внезапными, неожиданными. На неожиданные ситуации менеджер вынужден реагировать (реактивные действия менеджера) и, если получиться, использовать представившуюся возможность для проведения инноваций. Искусство менеджмента в исключении неожиданных ситуаций, в активных действиях, опережающих события. Для этого важно умение владеть такими функциями менеджмента, как предвидение и прогнозирование. Другой внутренний источник инноваций – решение проблем организации. При творческом решении проблем удается преодолеть существующие шаблоны, барьеры, стереотипы, найти новые подходы. Следует различать видимые (явные) и невидимые (скрытые) проблемы. Видимые проблемы – это те, которые мешают работе организации, нарушают ее ритмичный, непрерывный процесс. Они могут быть техническими, экономическими, социальными. Пример проблемы технического характера – брак из-за поломок оборудования. Проблема экономического характера может заключаться в отсутствии наличных денежных средств на предприятии. Проблема социального характера – это конфликты между сотрудниками. Безусловно, что проблема может носить комплексный характер. Скрытые проблемы представляют для менеджера большой интерес. Скрытая проблема это какая-то невидимая и вследствие этого неиспользованная возможность улучшения чего-либо, внесения новизны. Скрытая проблема психологически может проявляться как неконгруэнтность – ощущение несоответствия между желаемым и действительным.

Существует ряд методов для поиска нового, для совершенствования и развития организации на основе решения ее проблем и недостатков. В основе этих методов лежит системный подход.

К ним, в частности, относятся:

• метод системного анализа с использованием диаграммы Исикавы;

• метод анализа бизнес–процессов с использованием специального программного обеспечения – CASE-средств;

• метод функционально-стоимостного анализа (ФСА).

По данным статистики из всех вышеперечисленных источников наиболее важными являются:

• развитие науки и техники – появление новых открытий, изобретений; «ноу-хау», новых средств труда и т.д.;

• изменения и проблемы в производстве изделия на предприятии, то есть потребности производства;

• изменения потребностей потребителей.

Что касается радикальности предполагаемой инновации, то опыт показывает, что на первоначальном этапе поиска и оценки инновационных идей очень трудно определить степень радикальности. Инновация, которая кажется небольшой, может в последующем дать значительный эффект. Особенно это касается нетехнических инноваций – торговых, организационных, социальных и т.д.[1]

Существуют 4 основные модели инновационного процесса: модели «технологического толчка» и «вытягивания спросом» и открытую и закрытую модели инновационного процесса, так как они отражают базовые принципы, лежащие в основе организации инновационной деятельности, и основные этапы инновационного процесса.

Модель «вытягивания спросом» появилась в середине 60- х - начале 70-х. Также эту модель называют «модель рыночного притяжения», «demand-pull», «need-pull», «market-pull», «reactive model». Еѐ появление было вызвано насыщением рынка продукцией и появлением трудностей сбыта. В то время было характерно усиление борьбы компаний за долю рынка («market shares battle»), что вынуждало компании перенести фокус с исследований и разработок на выявление рыночных потребностей. Маркетинг и прогнозирование спроса начали приобретать всѐ большее значение.

Модель «вытягивания спросом» представлена на рис. 1. В ней толчком для создания инновации считается выявленная потребность, а НИОКР становится последующим этапом, позволяющим удовлетворить запросы рынка.

 

 

 


Рис. 1 - Линейная модель «вытягивания спросом»

Модель «вытягивания спросом» и по сей день описывает преобладающий подход к организации инновационной деятельности в коммерческих компаниях.

Разберем определения, используемые в модели инновационного процесса.

Научная (научно-исследовательская) деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

- фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

- прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии.

Научно-исследовательские работы по созданию продукции представляют собой комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции. Научно-исследовательская работа по созданию продукции является одной из разновидностей прикладных научно-исследовательских работ. Она служит начальным этапом комплекса работ по созданию и освоению новой техники и проводится в случае, когда разработку продукции невозможно или нецелесообразно осуществить без проведения соответствующих научных исследований. В отличие от фундаментальных и поисковых НИР, прикладная НИР проводится с целью создания конкретного образца (типа изделия, материала) или исследования особенностей его функционирования, или применения. Одним из этапов НИР по созданию материала является опытно- технологическая работа, в процессе которой изготавливается опытная партия материала.

Опытно-конструкторские работы ОКР подразумевают выполнение комплекса работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец, изготовлению и испытаниям опытного (головного) образца (опытной партии), выполняемых для создания (модернизации) продукции. Определение относится к разработке как серийной, так и несерийной или единичной продукции.

Опытно-технологические работы ОТР -комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и (или) технологических процессов и технической документации на них. Опытно-конструкторская и опытно- технологическая работы, как правило, начинаются с технического задания. При проведении ОКР в ее состав могут быть включены работы по созданию технологической документации и средств технологического оснащения для изготовления опытных образцов, установочных серий или головных образцов, а также несерийной или единичной продукции. Серийное производство - производство, характеризуемое изготовлением или ремонтом изделий периодически повторяющимися партиями.

Диффузия инноваций (diffusion of innovation) – это процесс распространения новшеств в обществе, закономерности распространения новых продуктов, технологий, идей среди потенциальных потребителей (пользователей) с момента их появления. Данный процесс назван по аналогии с диффузией в физике — процессом взаимного перемешивания молекул различных веществ в смеси. Термин получил широкое распространение в маркетинге благодаря работе Эверетта Роджерса (Everett М. Rogers) Diffusion of lnnovations («Диффузия инноваций»), 1962г. (на русском выходило второе издание в 1995г.), в которой он предложил модель описания этого процесса.

В заключение следует отметить, что по данным консалтинговых фирм для осуществления одной инновации в среднем необходимо иметь порядка 60 –80 разнообразных идей, которые должны будут пройти оценку и отбор. Далеко не все идеи по тем или иным причинам найдут свое быстрое воплощение. Например, идея фотографии ждала своего внедрения более ста лет, идея телефона – 56 лет, идея радиосвязи – 35 лет, а телевидение – 14 лет.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.