ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ. ГЕНЕРАЛЬНАЯ, ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.
Социоло́гия — это наука об обществе как социальной системе в целом. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур, закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.
Структура социологического знания — это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.
В структуре социологии выделяются:
− Общесоциологические теории: общественно-экономических формаций (К. Маркс), социального действия (М. Вебер), структурно-функциональная (Т. Парсонс), социальной стратификации (П. Сорокин) и др.
− Специальные социологические теории: социальных взаимодействий (Г. Зиммель), социальных движений (Г. Блумер) и др.
− Отраслевые социологические теории: социология религии, социология медицины, экономическая социология и др.
В социологии также существует дифференциация на макросоциологию и микросоциологию. Первая представляет собой уровень исследования целого общества, его систем и структур. Микросоциология – ориентирована на изучение поведения отдельных личностей и небольших групп.
Функции социологии:
1) Теоретико-познавательная функция (обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях)
2) Практическая функция (связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении)
3) Идейно-воспитательная функция (социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры)
4) Прогностическая функция (заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие)
5) Управленческая функция (социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления)
6) Социально-техническая функция (заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности)
7) Функция социального проектирования (состоит в том, что на основе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей).
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС», «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ» КАК ВАЖНЕЙШИЕ КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ГРУППЕ, ОБЩЕСТВЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ, РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ, «ГЛАВНЫЙ СТАТУС», «НЕСОВПАДЕНИЕ СТАТУСОВ»).
Социа́льный ста́тус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе
Социальная роль- это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.
Виды социальных статусов:
1) Приписанный статус — это социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факторов — по закону, рождению, полу или возрасту, расовой и национальной принадлежности и тд.
2) Достигнутый статус - это социальный статус, приобретенный его носителем благодаря собственным усилиям и заслугам.
Так же выделяют:
1) Смешанные социальные статусы обладают признаками приписанных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например в результате потери работы
2) Главный социальный статус индивида определяет преимущественно положение человека в обществе, его образ жизни, манеру поведения.
3) Личный статус проявляется на уровне малой группы, например, семьи, трудового коллектива, круга близких друзей.
4) Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации
Несовпадение статусов – это несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ПОЗНАНИИ ОБЩЕСТВА. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ВИДЫ.
Социологические исследования представляют целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания о исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.
В соответствии с характером исследовательской деятельности, выделяют эмпирические и теоретические исследования. Эмпирическое социологическое исследование направлено на получение первичной социологической информации об объекте. Теоретическое социологическое исследование имеет целью разработку абстрактных моделей (теорий, концепций, идей, методов, гипотез) без непосредственного контакта с объектом исследования. В зависимости от глубины анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых задач, кратности исследования выделят различные виды социологических исследований. Виды соц исследований:
1) Разведывательные,
2) Пилотажные,
3) Описательные,
4) Аналитические,
5) Точечные («срезовые»),
6) Повторные: трендовые, панельные, лонгитюдные.
Соц исследование представляет собой сложную научную процедуру, которая состоит из ряда стадий и этапов. Как правило, соц исследования являются выборочными: изучается не весь социальный объект, а его определённая часть – выборочная совокупность. Это вызвано тем, что соц явления, имеющие массовый характер не могут быть исследованы «сплошным» способом, т.к. это требует значительных затрат. Выборочный метод призван реконструировать интересующие свойства объекта исследования на меньшем количестве обследуемых единиц. Выборочная совокупность (выборка) –это та часть социального объекта, которая подлежит изучению исследователя. Генеральная совокупность – все элементы, входящие в объект исследования. Способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной совокупности называют репрезентативностью. В соответствии с целями и задачами исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, многоступенчатая и т.д.) и объём выборочной совокупности, т.е. численность респондентов – участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в качестве источников первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах
ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ. ГЕНЕРАЛЬНАЯ, ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ.
Репрезентативность – свойство исследования, при соблюдении которого данные, полученные в выборочной совокупности, соответствуют генеральной совокупности.
Для того, чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой человек (из генеральной совокупности)независимо от места жительства, профессии, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно затрудняющих поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборку. Достоверность результатов исследования обуславливается действием закона больших чисел. Общий его смысл − совместное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых весьма общих условиях к результату, почти не зависящему от случая.
|