Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социология человека – индивида – личности. Динамика взаимодействия природного и социального фактора. М. Горький: «Рожденный ползать, летать не может». Толкование с позиции социологии.

Реферат

по дисциплине «Социология»

 

ЯГТУ 190601.65 – 013 Р

 

 

Контрольную работу выполнил студент гр.ЗАТ-23

______Зверев А.В.

1.01.2016

 

 

 

План.

 

1. Социология человека – индивида – личности. Динамика взаимодействия природного и социального фактора. М. Горький: «Рожденный ползать, летать не может». Толкование с позиции социологии.

2. Общество, как понятие. Варианты концепций. Меняется ли роль общества в жизни человека? Ваше личностное восприятие конкретного общества.

3. Главные тенденции общественного развития. Теория прогресса, циклические и волновые концепции.

4. А. Франс: «Дьявол так же необходим святым, как и бог; ибо без искушений и соблазнов их жизнь была бы лишена всякой заслуги». Социологический анализ высказывания.

5. А. Августин: «Рыбы, повинуйтесь своим господам. Церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать рабов свободными, но чтобы сделать их добрыми». Толкование в рамках социологии и Ваша позиция.

6. Для З. Баумана, одной из основных черт цивилизации постмодерна является «отсутствие основной реальности, ибо все, в конечном счете, представляет собой символы». Как это понимать?

 

 

Социология человека – индивида – личности. Динамика взаимодействия природного и социального фактора. М. Горький: «Рожденный ползать, летать не может». Толкование с позиции социологии.

Понятия «человек», «индивид», «личность» тесно взаимосвязаны. В обыденной речи они часто употребляются в одном и том же значении. Но в науке эти понятия используют в разных контекстах, наделяя их различным смыслом.

Человек: 1) высшая ступень развития живых организмов на Земле; 2) представитель вида Человек разумный (Homo sapiens), по своей природе сочетающий социальные и природные качества и выступающий в качестве целостной, многосложной биопсихосоциальной системы; 3) продукт общественного бытия и само общественное бытие; 4) субъект общественно-исторической деятельности. Это наиболее общее понятие, которое используется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей, способа жизнедеятельности, сформированного культурой в ходе исторического развития.



Словом индивид (от лат. individuus — неделимое, особь) обозначается: 1) единичный представитель человеческого рода или социальной группы; 2) обладатель специфических, уникальных с биологической точки зрения особенностей; 3) неповторимое сочетание природных и социальных свойств; 4) конкретный носитель социальных и психологических черт человечества: разума, воли, сознания, деятельности.

Отличие понятия личность от понятия «человек» заключается в том, что «понятие человек есть понятие природнообщественное, а понятие личность есть понятие социальное» (В.П. Тугаринов, 1978).

Интересно происхождение слова личность. Древнегреческое слово первоначально обозначало маску, которую надевал актер в греческом театре. Маска позволяла исполнителю «стать» другим человеком или даже богом. Каждой роли соответствовала особая маска. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое Я, а с другой — соотносил себя с определенной социальной группой. Затем актера и его роль стали называть персонажем. Позднее это слово получило значение «личность», став эквивалентным латинскому слову persona. У римлян слово «личность» употреблялось не иначе, как с указанием определенной социальной функции, роли — личность отца, царя, обвинителя. В русском языке получило распространение слово «личина», однокоренное со словами «лик», «лицо», «личность». С точки зрения социологии личность олицетворяет человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности в процессе взаимодействия с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений. Главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество» (К. Маркс).

Понятие личности многозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее); с другой стороны, личность понимается как социальное свойство человека, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающими его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения (И.С. Кон, 1967).

В определениях понятия «личность» особый акцент делается на социальных качествах человека, его социально-культурных, моральных, волевых, интеллектуальных особенностях, которые находят выражение в поведении и мышлении индивида, делающих его неповторимым и уникальным. Личность рассматривается как продукт социальных отношений, как некая характеристика индивида, формирующаяся в результате взаимодействия с окружающими людьми. Рассмотрим специфику социологических подходов подробнее.

Во-первых, личность трактуется как набор свойств человека. В соответствии с этим выделяются следующие признаки личности: 1) разумность, способность мыслить; разум характеризуется способностью образовывать понятия, это регулятор его поведения, его поступков, это есть основание ответственности; 2) ответственность, т.е. способность человека предвидеть результаты своей деятельности и определять ее исходя из того, какую пользу или вред она может принести обществу; это моральная сторона практического применения разума, способность человека решать и приводить решения в исполнение; 3) свобода как возможность мыслить или действовать не по внешнему принуждению, а согласно своей воле; 4) индивидуальность — совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия на самых разных уровнях (психологическом, социальном и др.); 5) личное достоинство, т.е. осознание человеком высокого значения личностных качеств, характер поведения человека, связанного с охраной своих прав и осуществлением своих обязанностей и выражающегося в достойном личности образе жизни (В.П. Тугаринов, 1978).

Во-вторых, личность определяется как набор характеристик — первичных (статус, роли, ценностные ориентации) и вторичных (мотивация поведения, структура общественного поведения). В результате взаимодействия первичных и вторичных свойств формируется характер человека, его склонности.

В-третьих, личность определяется через диалектику общего, особенного и единичного, вследствие чего личность предстает как особенное, взятое в социальном аспекте. Преимущество этого подхода в том, что он позволяет избежать противоречий, связанных с делением людей на личности и не личности. Все люди обладают определенными общими — биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек имеет свои, только ему присущие особенности, свою биографию, профессию, свои отношения в обществе. Если соотнести общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, с его индивидуальными особенностями, то получается особенное, т.е. личность. С этой точки зрения, понятие личности применимо ко всем людям без исключения, поскольку каждый человек является носителем индивидуальных и общих признаков (Г.В. Осипов, 1995).

В-четвертых, специфика социологического подхода к определению понятия «личность» заключается в ее рассмотрении не в качестве неповторимой индивидуальности, а как устойчивой целостности социально-типических и индивидуальных свойств, потенций, способности к активному действию, ее самосознания, реализуемых в практический деятельности (В.А. Ядов, 2000). Причем личность является как объектом, так и субъектом социальных отношений. С одной стороны, на формирование личности оказывают влияние общие социальные условия: социокультурные особенности общества, включая исторические традиции, политические и идеологические отношения; социальная стратификация, определяющая специфику интересов различных социальных слоев общества; состояние социальных институтов (например, образования) — это наиболее важные компоненты общих социальных условий развития личности. С другой стороны, специфические социальные условия, к которым относятся характер, содержание, условия труда и быта, ближайшее социальное окружение, которое обучает человека ролевому поведению. Общие и специальные социальные условия, а также такие характеристики, как пол и возраст (стадия жизненного цикла) определяют социальное положение индивида — принадлежность к определенной социальной группе и его место в системе социальных позиций и общественных связей. Социальное положение индивида задает социальные функции-роли в конкретной социальной ситуации. Социальные условия формируют поле возможностей для самореализации личности, которая действует, руководствуясь своими определенными интересами, потребностями, связанными с общественным положением и социальным окружением. На основе предшествующего опыта у каждой личности формируются определенные диспозиции (предрасположенности, готовности) к восприятию условий деятельности и целенаправленному способу действия, складываются ценностные ориентации и социальные установки. Освоение социальных ролей, формирование новых потребностей, интересов, диспозиций стимулирует нестереотипное поведение, творческое преобразование действительности, вне ролевое поведение.

И наконец, в трактовке сущности личности внимание уделяется социальному механизму ее формирования двумя взаимосвязанными процессами: с одной стороны, общество формирует личность, оказывая непосредственное влияние на ее становление и развитие, а с другой — личность во взаимодействиях с окружающими людьми, социальными группами формирует общество. В этом случае личность определяется как «общественный индивид, объект и субъект исторического процесса» (Б.Г. Ананьев, 2000).

Таким образом, социология рассматривает личность, прежде всего, как деятельное существо, в контексте определенной среды, которая обусловливает не только ее сущность, но и структуру. В соответствии с этим подходом выделяются две структуры личности: функциональная, включающая в себя компоненты деятельности и компоненты отношений, и социальная, содержащая объективные (статусы и роли) и субъективные (диспозиции и ожидания) черты. Социальный статус обозначает место личности в системе общественных отношений, а также наделяет ее конкретными правами и обязанностями.

Если обобщить имеющиеся определения, то понятие личности используется в социологии, по крайней мере, в двух основных значениях. Согласно первому, под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам. Часто, говоря о человеке как о личности, подразумевают совокупность черт поведения, включают некоторые стереотипы, такие, например, как трудолюбие или веселый, общительный нрав, деловитость, коллективизм и т.д. Второе определение личности сугубо социологическое. Оно анализирует человека как члена социальной группы, общества, коллектива, организации, т.е. посредством своей деятельности, включенного в различные виды социальных отношений. Здесь личность рассматривается в неразрывной связи с социальной системой, которая без него не может существовать, так же как и личность не может быть полноправным человеческим существом вне социальной группы, общности, слоя.

Личность человека формируется постепенно: человеком рождаются, индивидуальность проявляется в раннем возрасте, но личностью становятся в процессе социализации. Поэтому личность — это социализированный индивид. Личность как объект общественных отношений может рассматриваться как результат успешной первичной социализации ребенка. Условиями развития личности являются: биологически и генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, культуры; уникальный индивидуальный опыт. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре данной среды. Личность как субъект социальных отношений обладает характеристикой относительной автономности, степенью независимости, способной в определенных ситуациях противопоставить свою позицию обществу. Творческая личность обладает особыми способностями и качествами для инновационной деятельности, харизматическая личность — для деятельности в качестве лидера в управлении, власти.

Социально значимые черты личности — это качества индивида, отражающие его включенность в общественные отношения и проявляющиеся в совместной деятельности и общении. К таковым сегодня относят: знания, навыки, привычки, убеждения, интересы, установки, ценности и др. Одной из важнейших черт личности является развитое чувство самоконтроля — внутренний контроль, с помощью которого человек сам регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Основная проблематика социологии личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием социальных групп, общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и среды, с исследованием регуляции и саморегуляции социального поведения личности. К основным теориям личности относят статусную, ролевую, нормативную, диспозиционную. Согласно статусной теории различают приписанный статус (по этническому и социальному происхождению, положению в обществе) и приобретенный, достигнутый статус (который приобретается в процессе социальной деятельности людей и воплощается в должности, профессии, месте человека в социальной организации общества). Большое значение при трактовке личности с этих позиций имеет стартовая социальная позиция личности, наличие власти и богатства. Основоположниками этой теории были Т. Знанецкий и Ч. Томас, которые полагали, что социолог должен понимать индивида не только так, как он «действительно есть органически и психологически», а то, как он «сделан» другими и самим собой и его собственным опытом. Ролевую теорию личности разрабатывали Ч. Кули, Дж.Г. Мид, Т. Парсонс, Р. Мертон, в отечественной социологии — И.С. Кон. Согласно этой теории личность есть функция от совокупности социальных ролей, исполняемых индивидом в обществе. Личность предстает как драматический актер в театре общества, и его деятельность определяется ролевым набором. Человек играет различные роли как на разных этапах своей жизни, так и в зависимости от пространственной, социально-экономической, социально-политической и культурной ситуации. Выполнение ролей тесно связано с мотивационной характеристикой и нередко жестко регламентировано (роль военнослужащего, пожарного, охранника).

Нормативная теория личности тесно связана с изучением ценностей и ценностных ориентации, начало разработке которой положил немецкий философ И. Кант (1724—1804), сопоставляя представления о должном (ценностях и нормах) и о сущем (о том, что есть). Эта концепция трактует характеристики личности как обязывающие и ориентирующие, предписывающие человеку определенные формы восприятия, оценки и поведения в окружающей его действительности. Разработка и обоснование этих идей связано с именами Т. Парсонса, В. Франкла, в отечественной социологии — Н.И. Лапина.

К этой теории примыкает диспозиционная теория, под которой (в отечественной социологии эту теорию разрабатывал В.А. Ядов) подразумевают предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях, которые обусловлены предыдущим социальным опытом.

Все существующие концепции личности выходят на общую проблему — социализацию личности, которая, по сути, является специфической формой присвоения человеком общественных отношений и реализуется в процессе его активного взаимодействия с окружающей (макро-, мезо- и микро-) средой.

 

«Рожденный ползать летать не может» (М.Горький). «Песня о Соколе» М. Горький – притча о смысле жизни.

Выбирай: жить, как гордый Сокол, воспаряя в небеса, и погибнуть в неравном бою или тлеть в тепле, как Уж. Сокол гибнет. Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий. Могилой Соколу становится бурное море, столь же мятежное, как и погибший боец. «А волны моря с печальным ревом о камень бились... И трупа птицы не видно было в морском пространстве...» Смелому Соколу противопоставлен трусливый и самодовольный Уж. Он не может реально оценить свои возможности, а намного завышает их. Это льстит его самолюбию. Но автор беспощаден в приговоре над Ужом: «Рожденный ползать - летать не может!» Уж находит себе красивое оправдание, прикрываясь патриотизмом: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье - землей живу я». Автор же на стороне отважных безумцев, которые двигают жизнь вперед. Они гибнут, но благодаря им человечество идет, а не стоит на месте. Писатель восторгается Соколом, посвящает ему гимн. «О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!» Такой всплеск фантазии и эмоций не может оставить равнодушным читателя. И вслед за автором с восторгом повторяешь: «Безумству храбрых поем мы песню!» А перед глазами «молчит опаловая даль моря...». В такую волшебную ночь веришь в любые чудеса, легенды и песни. Хочешь стать лучше и добрее, смелее и самоотверженнее, как Сокол.

 

Общество, как понятие. Варианты концепций. Меняется ли роль общества в жизни человека? Ваше личностное восприятие конкретного общества.

Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности.

Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством. После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности (Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал, в особенности 1 18 века политико-философской проблемой, исчерпывающее решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки – социологии. В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.

 

Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определённым образом взаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром.

Общество – это продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и других) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Человек является первичной клеткой общества. Общество – система взаимосвязей разумных существ.

Первобытное общество долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменением экономических отношений появились социальные общности, группы, классы, имеющие свои интересы и особенности. Исторически первый социальный институт – родовые общины. Род – группа людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Далее Роды объединяются в более крупные социальные институты – племена. Позднее – возникают религиозные объединения (ордена), торгово-купеческие гильдии. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупным стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают: социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (п/партии) и другие институты. Общество - в широком смысле – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество - в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Признаки общества:

1.Совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием.

2.Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов.

3.Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов. Должна быть заинтересованность друг в друге дающая возможность осуществления интересов каждого.

4.Регулирование общественных интересов посредством обязательных правил поведения.

5.Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

Также можно дать другое понятие общества. Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Признавая подход к обществу как отношения индивидов, К. Маркс, проанализировав связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации» и ряд других. Производственные отношения, формируя общественные отношения, создают общество, находящееся на той или иной определенной ступени исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом. По представлениям К. Маркса, общество — это взаимодействие людей. Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил. Люди не могут свободно распоряжаться производительными силами, ибо эти силы — продукт предшествующей деятельности людей, их энергии. Но сама эта энергия ограничена условиями, в которые люди поставлены уже завоеванными производительными силами, формой общественного устройства, существовавшей до них и которая является продуктом деятельности предшествующего поколения.

 

Таким образом, общество - такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Полная самодостаточность, однако, была бы несовместима со статусом общества как подсистемы системы действия. Любое общество для сохранения себя в качестве системы зависит от того, что оно получает в порядке взаимообмена с окружающими системами. И, значит, самодостаточность в отношении среды означает стабильность отношений взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования.

 

Человек практически постоянно находится в обществе, на работе, дома, с друзьями. И его поведение напрямую связано с конкретным типом общества, что его окружает. Существуют даже определенные стереотипы, которые также могут повлиять на отношение к какому-либо обществу, - мы много знаем о качествах людей тех или иных стран. У человека непроизвольно закладывается поведение в разных окружениях. На работе мы сдержанны, отдыхаем дома, и веселимся с друзьями. По мере взросления человека меняется и его восприятие конкретного общества. В детстве на первое место мы выносим семью, она является для нас как бы главной опорой, со временем ее влияние ослабевает, мы взрослеем, много времени проводим с друзьями, создаем собственную семью, сами становимся ее «защитниками», т е социальный статус человека меняется на протяжении всей его жизни.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.