Структура финансовой системы страны РАЗДЕЛ 2. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЭКОНОМИКИ
Тема 5. Сущность и функции финансов
5.1 Экономическое содержание и роль финансов в экономике
Финансы являются дальнейшим развитием денежных отношений, одним из участников которых является государство. Термин «финансы означает доход, платеж при сделке. Впервые слово стало употребляться в торговых городах Италии в XIII – XV веках. Затем этот термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования и использования государственных фондов денежных средств.
Финансы– это экономические денежные отношения между основными хозяйствующими субъектами – государством, организациями, населением – по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.
Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Объектом распределения финансов выступают стоимость валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода в денежной форме. Субъектами распределения выступают государство (на макроуровне), организации (предприятия) и население (на микроуровне).
Распределительная функция финансов охватывает 3 этапа:
1). Образование доходов у субъектов хозяйствования. Формами доходов на микроуровне выступают прибыль и заработная плата, а на макроуровне – централизованные средства государства.
2). Формирование и распределение денежных фондов посредством различных финансовых инструментов. На микроуровне образуются обособленные фонды денежных средств организаций (уставный капитал, резервные фонды, фонд оплаты труда, амортизационный фонд) и домашних хозяйств для целевого потребления. На макроуровне образуются бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
3). Использование фондов денежных средств. На микроуровне использование фондов призвано обеспечить расширенное воспроизводство и существование домашних хозяйств. На макроуровне – решение общегосударственных социальных и экономических задач государства.
Результатом реализации распределительной функции финансов является формирование доходов хозяйствующих субъектов. При первичном распределении на уровне финансов организаций сферы материального производства образуются основные, или первичные, доходы, к которым относят заработную плату, прибыль, налоги. Дальнейшее распределение продолжается на макроуровне – уровне государственных финансов, - что обеспечивает формирование вторичных доходов, к которым относят доходы работников непроизводственной сферы, дотации, субсидии, социальные трансферты, целевое государственное финансирование.
Контрольная функция сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и национального дохода, своевременном и полном образовании целевых фондов денежных средств, об обеспеченности производственного процесса необходимыми ресурсами.
Контрольная функция финансов реализуется через:
- финансово-хозяйственный контроль в организациях;
- финансово-бюджетный контроль;
- кредитно-банковский контроль.
Таким образом, денежные отношения превращаются в финансовые тогда, когда в результате производства и реализации товаров и оказания услуг создаются фонды денежных средств. Финансы возникают на основе такого движения денежных средств, когда это движение происходит обособленно от движения товаров и является самостоятельным и неэквивалентным (односторонним). Финансовые категории характеризуют одностороннее движение стоимости (налог, заработная плата, дотация, трансферт). Двустороннее движение стоимости присуще категории кредита. В результате самостоятельного движения денежных средств образуются фонды денежных средств, целевое формирование и использование которых составляют сущность финансов как экономической категории.
Следует также различать категории финансов и денег. Деньги – это всеобщий эквивалент товарного обмена, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда и стоимость всех товаров, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, инструмент контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Деньги первичны, финансы вторичны.
Структура финансовой системы страны
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих финансовых категорий, звеньев, сфер, в рамках которых формируются, распределяются и используются фонды денежных средств основных хозяйствующих субъектов экономики – государства, организаций, населения, специальных финансовых институтов.
Финансовая система России включает в свой состав 4 звена: Финансы организаций представляют собой экономические отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств на уровне основного хозяйствующего звена экономики - предприятия.
Государственные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств в распоряжении государства и их целевым использованием. Государственные финансы как особая сфера финансовых отношений включает в свой состав следующие звенья: Государственный бюджет, Внебюджетные фонды, Государственный кредит
Личные финансы (финансы домохозяйств) – это совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств, создаваемых в результате индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности: В рыночной экономике за счет домашних хозяйств решается ряд задач. Во-первых, домашние хозяйства служат местом приложения труда. Во-вторых, на основе домашних хозяйств создается семейный бизнес, образуются малые предприятия, что позволяет формировать рыночные отношения и создает условия для развития конкуренции.
Экономическая категория страхования является составной частью финансов, однако если финансы связаны с распределением и перераспределением финансовых ресурсов, то страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений.
В процессе развития и усложнения финансовых отношений финансовые звенья объединяются в крупные финансовые сферы:
- централизованные финансы (макроуровень экономики)
- децентрализованные финансы (микроуровень экономики).
Централизованные финансы – главная часть финансовой системы страны. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом образуют бюджетную систему страны. Децентрализованные финансы образуют финансы организаций и финансы домохозяйств (личные финансы). Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы страны, поскольку именно на уровне материального производства происходит формирование и первичное распределение стоимости созданного продукта. Другие звенья финансовой системы обеспечивают лишь перераспределение созданной стоимости.
Финансовый контроль
Финансовый контроль является проявлением контрольной функции финансов и представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.
Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от органов, его осуществляющих:
I. Государственный финансовый контроль:
-вневедомственный (общегосударственный)
-ведомственный
II. Негосударственный финансовый контроль:
-внутрихозяйственный
-общественный
-аудиторский
-страховой
Общегосударственный (вневедомственный) контроль осуществляют высшие органы государственной власти, а также специальные органы. Важнейшей структурой, осуществляющей вневедомственный контроль, является специально созданный орган – Счетная Палата РФ. Контролем за своевременностью и полнотой поступления средств в бюджетную систему и внебюджетные фонды занимаются налоговые и таможенные органы. Им предоставлены широкие права, чтобы осуществлять эффективный финансовый контроль.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется органами отдельных ведомств, министерств, отраслей в отношении подведомственных предприятий и организаций. Наиболее распространенные структуры – контрольно-ревизионные отделы Центрального аппарата отраслевых министерств и ведомств.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на самих предприятиях и организациях финансовыми отделами. Параллельно с внутрихозяйственным существует аудиторский (независимый) контроль, который осуществляется фирмами, имеющими на это специальную лицензию. Внутренний аудиторский контроль осуществляется на крупных предприятиях с филиалами, для чего создается на предприятии специальная аудиторская служба.
Общественный контроль – когда-то самый массовый вид финансового контроля. Он осуществлялся партийными органами и комитетом общественного контроля, работающий на общественных началах без отрыва от производства. В настоящее время его осуществляют профсоюзы (следят за выполнением условий трудового договора) и СМИ.
В процессе осуществления финансового контроля независимо от органов и видов применяются следующие методы:
1) Проверка. Проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации на основе отчетных и других документов.
2) Обследование – охватывает более широкий круг показателей или вопросов. При этом может проводится опрос, анкетирование, может осуществляться наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
3) Анализ – изучение отдельных вопросов для установления причинно-следственных связей с применением специальных экономико-математических методов.
4) Ревизия – наиболее полный и обстоятельный метод контроля за ФХД предприятия по первичным и бухгалтерским документам. В отличие от проверок ревизия – более комплексный метод.
В процессе проверки, ревизии используются различные приемы финансового контроля– приемы документального и фактического контроля. Документальный контроль означает проверку документов. Сначала осуществляется формальная проверка – наличие реквизитов, подписей, печатей, отсутствие исправлений, подчисток. Затем проводится юридическая проверка – соответствие документа или совершенной операции действующего законодательству. Встречная проверка – очень эффективный, но трудоемкий метод, при котором проводится сопоставление данных проверяемого предприятия с данными его контрагентов (проверка по счетам-фактурам). Фактический контроль связан с проверкой материальных ценностей, денежных средств. Наиболее распространенный способ – инвентаризация – сводится к сопоставлению фактических ценностей документальным данным бухгалтерского учета.
В зависимости от периода проведения различат формы финансового контроля:
1) предварительный – осуществляется перед совершением финансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов;
2) текущий – проводится в ходе реализации финансовых планов, программ;
3) последующий – по результатам выполнения планов и совершения финансовых операций.
|