Любая деятельность потенциально опасна. Безопасность жизнедеятельности
Учебник
Под общей редакцией доц., канд. техн. наук А.А. Волковой
Печатается по решению редакционно-издательского совета УГТУ – УПИ от 28.02.2008 г.
Екатеринбург
УГТУ – УПИ
УДК 355.244.22 (075.8)
ББК 68.9я73
Б 40
Рецензенты:
| кафедра «Безопасность горного производства» Уральского государственного горного университета
(зав. кафедрой проф., д-р техн. наук А.И. ЕРМОЛАЕВ;
доц., канд. техн. наук В.В.ТОКМАКОВ);
генеральный директор, д-р экон. наук В.П. АНУФРИЕВ (Уральский центр энергосбережения и экологии)
|
Волкова а. а.
Б 40 безопасность жизнедеятельности: учебник /А.А. Волкова, В.Г. Шишкунов, г.В.Тягунов. Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2009. 243 с.
ISBN 978-5-321-01548-3
Учебник включает теоретический материал по курсу «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), состоящий из разделов:
- теоретические основы БЖД:
- экологические аспекты БЖД;
- безопасность производственной деятельности;
- безопасность в чрезвычайных ситуациях (ЧС).
По каждому разделу приводятся контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
Учебник предназначен для студентов всех специальностей заочной формы обучения.
Библиогр.: 26 назв. Табл. 26. Рис. 44.
УДК 355.244.22 (075.8)
ББК 68.9 я 73
N
ISBN 978-5-321-01548-3
| © УГТУ – УПИ», 2009
© Волкова А.А., Шишкунов В.Г., Тягунов г.В, 2009
|
ВВЕДЕНИЕ
Научно-технический прогресс последних десятилетий, несомненно, способствовал экономическому росту различных стран, что обострило глобально-кризисные проблемы: экологические, демографические, социальные, решение которых требует поиска новых возможностей и ресурсов. Для этого необходимы хорошо подготовленные профессионалы, обладающие инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом.
Однако, по мнению многих специалистов, в настоящий период наша страна столкнулась с проблемами социально-психологической неподготовленности выпускника вуза к работе в нестандартных условиях. Лавинообразный рост информации, ее быстрое устаревание привело к тому, что накопление знаний при обучении является недостаточным для формирования и развития таких личностных качеств будущих специалистов, способных самостоятельно приобретать знания, генерировать новые научные, технические и социальные идеи, а также уметь их использовать в практической деятельности.
Важнейшей задачей этапа подготовки специалистов является разработка и внедрение современных образовательных технологий формирования специалистов с высоким уровнем самостоятельности.
Настоящий учебник, подготовленный преподавателями кафедры «Безопасность жизнедеятельности», содержит, наряду с теоретическим материалом, примеры решения задач, а также контрольные вопросы и задачи для самопроверки, что позволит студентам в процессе подготовки к занятиям в неаудиторное время самостоятельно получить базовые знания по основным разделам дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Значительное место занимают в учебнике вопросы безопасности производственной деятельности (охраны труда). Уровень технической оснащенности современного производства предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке специалистов. Наряду с этим особую остроту приобретают проблемы, связанные с созданием здоровых и безопасных условий труда. Этим проблемам посвящены принятые в последнее время законодательные акты. Ряд принципиально новых положений в области охраны труда содержит Трудовой кодекс РФ (№90 – ФЗ от 30.06.2006 г.). В этом Законе среди основных направлений государственной политики в области охраны труда первым названо «…обеспечение приоритета жизни и здоровья работников…» (статья 210).
Вопросы охраны труда являются частью курса «Безопасность жизнедеятельности». Между тем в государственных образовательных стандартах по инженерным специальностям объемы часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» уменьшаются и, следовательно, будущий инженер не получает во время обучения необходимого минимума знаний по столь важной для него дисциплине, как «Охрана труда».
Предприятия и работодатели постоянно высказывают предложения по усилению подготовки специалистов по проблемам безопасности труда.
Поэтому авторы настоящего учебника уделили этим вопросам особое внимание для того, чтобы студенты могли получить столь необходимые им знания в ходе самостоятельной подготовки.
Авторы выражают благодарность рецензентам профессору, доктору технических наук А.И. Ермолаеву, доценту, кандидату технических наук В.В. Токмакову, доктору технических наук В.П. Ануфриеву за труд по рецензированию рукописи.
Раздел 1 Теоретические основы БЖД
Предмет и задачи дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) как научно-техническая дисциплина изучает опасности, угрожающие человеку в среде обитания, закономерности их проявления в целях разработки комплексной системы мер по защите человека и среды обитания от природных опасностей или формируемых в процессе деятельности человека.
В центре внимания БЖД находится человек как самоцель развития общества. Жизнь и здоровье человека – это непреходящие ценности, обладающие наивысшим приоритетом.
Основные понятия БЖД
В научной теории БЖД ключевыми понятиями являются среда обитания, деятельность, опасность, риск и безопасность.
Среда обитания– окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Опасности – процессы, явления, предметы, оказывающие негативное воздействие на жизнь и здоровье человека.
здоровье–это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (преамбула Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Деятельность – активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть его полезность для существования человека в этой среде.
Аксиома о потенциальной опасности деятельности
Жизненный опыт человека показывает, что любой вид деятельности, будучи полезен для его существования, одновременно может быть источником негативных воздействий. Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла как в бытовой, так и в производственной сферах.
Любая деятельность потенциально опасна.
Это утверждение называют аксиомой о потенциальной опасности деятельности,которая имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности:
- ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевой риск);
- невозможно разработать абсолютно безопасную технику.
Безопасность– это такое состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на жизнь и здоровье человека.
Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества:
- потенциальный характер опасностей, т.е. опасности могут быть, но не приносить вреда и проявляться при определенных, зачастую трудно предсказуемых, условиях;
- ограниченная зона влияния (зона действия опасности).
Для обеспечения безопасности должны быть выполнены три задачи БЖД.
1. идентификация (распознавание) опасностей – детальный анализ опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Последовательность проведения анализа следующая:
- выявление элементов среды обитания как источников опасности;
- оценка опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям (x, y, z, t).
2. защита человека и среды обитания от выявленных опасностей на основе сопоставления затрат с выгодами. защита базируется на определенных принципах, методах и средствах.
3. Защита от остаточного риска данной деятельности,поскольку обеспечить абсолютную безопасность невозможно: изучение закономерностей и построение моделей развития чрезвычайных ситуаций; принципы, методы, приемы и средства их прогнозирования и ликвидации.
Структура курса БЖД
|