Функции ПП: информатизация, социализация, развитие Закономерности педагогического процесса
Закономерность как философская категория – объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями и процессами, обеспечивающая их существование, функционирование и поступательное развитие.
Эффективность образования, включая правомерность его целей, содержания, предъявленного обучаемым, методы и формы организации их работы, зависит от социально – экономических, политических условий жизни общества, определяется действующим в данных условиях социальным заказом.
Данный закон фактически утверждает, что забегание вперед в постановке целей образования, еще не востребованных обществом, например, воспитание свободной творческой личности, как и отставание от социального заказа, формирование личности вчерашнего дня, обречены на провал через тысячу негативных реакций (недовольство родителей, трудности дидактического обеспечения, неприятие коллег и т. д.). Любой педагог, предлагающий нестандартную педагогическую практику, должен понимать, что делает вызов обществу.
Закономерна связь процесса образования с непосредственными условиями его реализации (материально – техническими, эстетическими, психологическими, духовно – интеллектуальными).
Целостность и единство 3-х компонентов образовательного процесса: обучения, развития и воспитания.
Данная закономерность предполагает тесную взаимосвязь основных компонентов педагогического процесса, а также соответствующих им результатов. Независимо от нас в классе одновременно происходит и обучение, и воспитание, и развитие. Отбросить что-либо невозможно, а искусственные попытки устранить одну из сторон процесса отрицательным образом влияют на эффективность других.
Сам же результат представляет собой единое целое обученности, воспитанности и развитости. Пробелы в одном из них явно говорят о недоработках в другом.
Здесь следует отметить, что существует, вероятно, правомерная, но альтернативная точка зрения, что в формировании человека параллельно протекают обучение, воспитание (в узком смысле слова), развитие и образование как самостоятельный, независимый процесс, заканчивающийся оформлением "образа" человека, строго индивидуального, уникального, из начально заложенного в него и ждущего своего проявления.
Образовательный результат является непосредственной производной деятельности учащегося (его функцией),
[ Р ] = F { Д учащегося}
В аудитории, где педагог прекрасно изложил материал с использованием одних и тех же методов (для всех), мы всегда имеем разброс знаний, сформированных навыков, так как каждый работал по-своему, в конечном итоге характер деятельности ученика, в частном случае его познавательной деятельности, обуславливает результат обучения.
Результативность педагогического процесса зависит от реальных возможностей ребенка и его мотивации.
Результативность педагогического процесса зависит от взаимообусловленности всех его компонентов.
Образовательный результат складывается в процессе интериоризации внешних действий человека и, в первую очередь, коллективных действий, в которых он участвует.
Принципы целостного педагогического процесса
Принцип: руководящая идея, основное правило, требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей; познанная и возведенная в ранг требования закономерность.
Принципы:
1. принцип гуманизма (уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему, принцип опоры на положительное в ребенке)
2. принцип связи школы с жизнью;
3. принцип национального и регионального своеобразия педагогического процесса;
4. принцип гуманитаризации пед. процесса, опоры в обучении и воспитании на достижения мировой и национальной культуры;
5. принцип педагогизации и эстетизации среды;
6. принцип обучения и воспитания в коллективе и через коллектив;
7. принцип единства обучения, воспитания и развития;
8. принцип систематичности и последовательности пед. влияний в образовательном процессе;
9. принцип природосообразности, дифференциации и индивидуализации пед. процесса;
10. принцип включения ребенка в разнообразную, педагогически целесообразную деятельность и разумное общение;
11. системности, оптимального отбора содержания, методов, форм, приемов обучения и воспитания в соответствии с целями пед. процесса;
12. принцип опоры на интересы и увлечения ребенка и др.
Функции ПП: информатизация, социализация, развитие
Информатизация – обеспечение условий для усвоения индивидом социально значимой информации:
· организация присвоения детьми выработанной человечеством системы знаний о человеке, обществе, мышлении;
· создание условий для постижения учащимися культурных ценностей;
· создание условий для освоения практических умений и навыков в разнообразных видах деятельности;
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу, социальным общностям граждан и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Развитие – создание условий для физического, психического и социального развития человека.
Второй вариант рассмотрения вопроса: функции образовательная, воспитывающая, развивающая (см. учебники)
|