Лекция 7. Интернет технологии В Интернете роль host – ЭВМ выполняют web – серверы. Web-сервер разбит на web-страницы (site - сайты). Для создания сайтов разработан язык гипертекстовой разметки HTML (Hyper Text Markup Language) и гипертекстовые редакторы. Для перемещения по Web-страницам и передачи гипертекстовых документов по сети разработан протокол HTTP (Hyper Text Transfer Protokol). Для поиска web-страницы с нужным гипертекстовым документом разработаны программы поиска и просмотра, называемые навигаторами, или браузерами(Brouser). Они обеспечивают интерфейс пользователя с Интернетом. При этом стиль оформления экрана и форма представления документа задаются пользователем.
Web-сервер содержит web-страницы с информацией любого типа (тексты, электронные документы, мультимедийные объекты), редактор разметки HTML, браузеры, программы, реализующие протоколы TCP/IP, HTTP и др., сетевую операционную систему, инструменты для организации дискуссий (телеконференций), гипертекстовые СУБД, системы гипертекстового документооборота и многие другие инструменты.
Web-технология (WWW-технология) заключается в следующем. Пользователь посредством гипертекстового редактора создает гипертекстовый документ. Он размещается на web-сервере. Администратор делает ссылку в каталоге web-сервера на web-страницу, чтобы браузер смог ее найти. После чего любой другой пользователь посредством поисковой системы может получить доступ к данной web-странице (сайту).
Разработано множество браузеров. Примерами могут служить Microsoft Explorer, Navigator Netscape.
Объединение нескольких локальных сетей на основе протоколов TCP/IP и HTTP в пределах одного или нескольких зданий одной корпорации получило название intranet (интрасети). Подключение интрасетей к Интернету реализует технологию intranet /internet (интранет/интернет), обеспечивающую пользователю доступ к любым ресурсам Интернет. Технология интранет/интернет открыла дорогу для развития электронной коммерции, электронного бизнеса и других видов электронной деятельности.
Возможности, которые открывает Интернет в бизнесе, управлении, образовании, в сфере различных сервисных и социальных приложений, практически неограниченны.
Используя web - технологию, можно путешествовать по всему миру, получать информацию в виде фотографий, аудио-видео файлов, беседовать с людьми из разных стран, реализовать коммерческие планы, получать научную и другую информацию.
Интернет предлагает много средств поиска информации. Среди них можно выделить тематические каталоги, поисковые машины или роботы индексов, системы поиска в конференциях Usenet, службы поиска людей и организаций в Интернет.
Тематический каталог представляет собой огромную базу данных URL-адресов сайтов самой различной тематики. URL-адрес (Uniform Resource Locator) –унифицированный указатель на ресурс – однозначно определяет web-страницу, может содержать информацию о местонахождении файла, типе файла (программа, данные, адреса электронной почты и т. д.), языке программирования, параметрах программ. Примеры основных ресурсов: электронная почта, глобальная система телеконференций Usenet, региональные и специализированные телеконференции, списки рассылки, FTP-системы глобального и регионального охвата, поисковые машины в среде WWW и многое другое.
Одними из наиболее популярными во всем мире признаны англоязычные тематические каталоги Yahoo! и Google. Они предлагают воспользоваться иерархическим деревом при поиске информации. Для этого сначала надо задать общую тематику, удовлетворяющую запросу информации, и далее конкретизировать ее, следуя подсказкам каталога. Результатом является список сайтов (web-страниц), содержащих информацию, соответствующую запросу.
Существуют и русскоязычные тематические каталоги: Russia on the Net, List.RU - российский вариант Yahoo!, Желтые страницы Интернет, предоставляющие детальную информацию о самых разных ресурсах Интернет.
Поисковые машины или роботы индексов - это сервер с огромной базой данных URL-адресов, который автоматически обращается к страницам WWW по всем этим адресам, изучает содержимое этих страниц, формирует и переписывает ключевые слова со страниц в свои каталоги (индексирует страницы). Более того, этот сервер обращается ко всем встречаемым на страницах ссылкам и, переходя к новым страницам, переписывает ключевые слова в каталог. Так как почти любая страница WWW имеет множество ссылок на другие страницы, то при подобной работе поисковая машина в конечном результате теоретически может обойти все сайты в Интернет.
Популярной англоязычной поисковой машиной является AltaVista. Для поиска в русскоязычном Интернет (рунет) используют Яndex и Rambler.
В последнее время практически все поисковые системы стали называть порталами. Портал – сервер, обеспечивающий вход в поисковую систему. Он обеспечивает технологии работы с базами данных, приложениями, электронными документами и освобождает пользователя от необходимости работать отдельно с тематическими каталогами, поисковыми машинами и т. д. Первым Российским порталом стал Rambler. Его отличительной чертой является то, что он ведет статистику посещаемости ссылок собственной базы данных (каталогов). В рейтинг – классификаторе можно просмотреть содержимое тематического каталога, отсортированного по убыванию числа посещений сайтов, то есть по их популярности. Rambler обеспечивает поиск документов на всех серверах России и СНГ почтовую службу, Чат, пейджеринг и т. д.
Практически все порталы обеспечивают технологии доступа к новостям, работу телеконференций (обсуждение новостей по темам), форумы (доски объявлений тем) и рассылку ежедневных новостей и свежих тематических материалов по спискам.
Крупные предприятия также открывают свои порталы для обеспечения доступа своим сотрудникам к нужной им внутренней и внешней информации.
Для пересылки корреспонденции можно установить непосредственную связь с почтовым ящиком адресата в режиме реального времени - on-line. Он-лайновые (интерактивные) средства коммуникации пользователей (chat, ICQ и другие) предполагают возможность обмена информацией между двумя или большим количеством пользователей Сети в режиме реального времени через специальный чат-сервер. Частью такого обмена может становиться текстовый диалог, передача графики прямо в процессе ее создания, голосовая и видео связь, обмен файлами. Некоторый перечень чат адресов уже включен в используемую клиентскую программу, например, в программу Microsoft NetMeeting. В регистрационных списках чатов обычно указываются сведения о месте проживания участников.
В интерактивном режиме необходимо ждать включения компьютера адресата. Поэтому более распространенным методом является выделение отдельных компьютеров в качестве почтовых отделений. Они называются почтовыми серверами. При этом все компьютеры пользователей подключены к ближайшему почтовому серверу, получающему, хранящему и пересылающему дальше по сети почтовые отправления, пока они не дойдут до адресата. Отправка адресату сообщения осуществляется по мере его выхода на связь с ближайшим почтовым сервером в режиме off-line (почтовый режим).
Почтовые серверы реализуют следующие функции: обеспечение быстрой и качественной доставки информации, управление сеансом связи, проверку достоверности информации и корректировку ошибок, хранение информации “до востребования” и извещение пользователя о поступившей в его адрес корреспонденции, регистрацию и учет корреспонденции, проверку паролей при запросах корреспонденции, поддержку справочников с адресами пользователей и многое другое.
Пересылка сообщений пользователю может выполняться в индивидуальном, групповом и общем режимах. При индивидуальном режиме адресатом является отдельный компьютер пользователя, и корреспонденция содержит IP адрес его почтового сервера и LOGIN.
При групповом режиме корреспонденция рассылается одновременно группе адресатов. Эта группа может быть сформирована по-разному. Почтовые серверы имеют средства распознавания группы. Например, в качестве адреса может быть указано: "Получить всем, интересующимся данной темой" или указан список рассылки.
В общем режиме корреспонденция отправляется всем пользователям - владельцам почтовых ящиков. Посредством двух последних режимов можно организовать телеконференцию (конференцию), форум (электронные доски объявлений). Во избежание перегрузки почтовых ящиков в почтовых серверах хранятся справочники адресов, содержащих фильтры для групповых и общих сообщений.
Глобальная система телеконференций Usenet, региональные и специализированные телеконференции построены по принципу электронных досок объявлений, когда пользователь может поместить свою информацию в одной из тематических групп новостей. Затем эта информация передается пользователям, которые подписаны на данную группу. Полное число групп новостей Usenet превышает десятки тысяч и сведения о них можно найти, например, на Yahoo!. Usenet - ключевое слово для поиска глобальной системы телеконференций. Региональные и специализированные системы телеконференций организуются аналогично.
Списки рассылки реализуются аналогично системе телеконференции, однако не требуют специального клиентского приложения. Небольших по охвату адресов узкоспециальных или рекламных списков рассылки в Сети насчитывается огромное количество. По адресу http: // www. /tech/all/list. ***** можно найти страницу, содержащую перечень наиболее известных российских списков рассылки.
Почтовые адреса активно накапливаются в специальных системах поиска людей и организаций.
Если ранее применялись самостоятельные пакеты программ электронной почты, то сейчас она включается практически во все интегрированные приложения и системы. Примером является офисное приложение Outlook Express.
Для поиска информации в конференциях Usenet можно использовать DejaNews, RusNews . Тела-поиск и другие.
Для того, чтобы узнать адреса электронной почты партнеров, можно воспользоваться службой поиска людей и организаций. Службы поиска людей, в основном, берут информацию об электронных адресах из открытых источников, таких как конференции Usenet.
Долгое время ресурсы этого типа крайне редко использовались в решении поисковых задач, однако ситуацию изменило появление в 1996 году службы ICQ. В отличие от существовавших ранее чатов, где регистрация участников, как правило, носила анонимный характер и действовала лишь на протяжении сеанса связи, разработчики ICQ предложили каждому пользователю регистрационный номер-идентификатор ICQ, который сохранялся бы за ним постоянно. Это решение имело грандиозные последствия в области компьютерного общения людей. Уникальный ICQ-номер вскоре появится на визитных карточках рядом с телефоном, адресом электронной почты и домашней страницей. При поиске людей и организаций можно с успехом использовать поисковую службу ICQ, которая становится доступной сразу после установки ICQ-клиента на компьютер пользователя.
Видеоконференция — это технология, обеспечивающая двум или более удалённым друг от друга пользователям возможность общаться между собой, видеть и слышать других участников “встречи”, и совместно работать на компьютерах. Видеоконференция ускоряет деловой процесс в бизнесе, повышает эффективность использования времени и ресурсов, расширяет и повышает качество обслуживания участников, т. к. разрозненные данные, хранимые в локальных базах, могут обрабатываться совместно участниками конференции.
Для проведения видеоконференции необходимо укомплектовать компьютер миниатюрной видеокамерой, аудио – видео платами, пакетом программ для проведения видеоконференций, современным оборудованием цифровых телекоммуникационных сетей. Технология организации и проведения видеоконференций содержит следующие этапы.
Организатор видеоконференции совместно с провайдером (оператор телекоммуникационных сетей) определяет дату, время, продолжительность сеанса и список участников. Каждому участнику выдается код пользователя и пароль.
В назначенное время участники встречи звонят провайдеру. Их проверяют на право участия в конференции и подсоединяют к сети участников, после чего они слышат всех, видят и могут коллективно обрабатывать данные.
Начинается сеанс связи. Участникам доступны средства совместной работы с документами посредством текстовых и графических процессоров и других программных средств. Участники видят себя и говорящего. Алгоритм переключения и показа другого оратора зависит от способа управления сеансом. При вызове с голосовым управлением абонент видит себя в “локальном” окне, а в “удаленном” - говорящего. Как только последний перестает говорить, “удаленное” окно переключается на нового оратора. Если одновременно начинают говорить несколько человек, выбирается тот, кто говорит громче. В других приложениях видеоконференций алгоритм выбора очередного оратора может быть другим.
|